4 ноября
Это AMACON: в Минске проведут профильную конференцию для маркетологов
9 | 18 | 8 | 8 |
Все началось с того, что трое друзей решили найти и восстановить знаковый предмет из детства — игровой автомат «Морской бой». Потом появился другой аппарат из 80-х, а потом еще и еще. А потом и целый музей старых игровых автоматов. О том, как хобби прекратилось в прибыльное дело и сложностях необычного бизнеса рассказал в своей истории сооснователь Музея советских игровых автоматов Александр Вугман
В юные годы в голову приходят разные идеи. Началось все с того, что в 2007 году нам с друзьями — Александром Стахановым и Максимом Пинингиным — захотелось обзавестись игровым автоматом «Морской бой». Штука знаковая для нашего поколения, прикольная, редкая и стильная. В 80-е такие автоматы стояли во многих парках, пионерских лагерях, дворцах культуры. Для того времени это было передовое техническое устройство и действительно вызывало восторг. Игра на нем стоила 15 копеек (именно так мы впоследствии назвали музей).
Такой «Морской бой» мы нашли на свалке в парке. В «нагрузку» досталось еще несколько других аппаратов. Свезли все в гараж. Стали ремонтировать. Благо, у всех было техническое образование. Пока искали запчасти, нашлось еще несколько аппаратов.
Потом начали искать их по всему Подмосковью, поехали еще дальше — Нижний Новгород, Вологда, Кострома, Тула…
Иногда приходилось платить охранникам пионерских лагерей и парков, где находились аппараты, — по 5−10 тыс. рублей за штуку. А иногда, узнав, что мы собираемся их восстанавливать, нам отдавали их бесплатно.
Так у нас насобиралось приличное количество автоматов. И тут у нас возникла идея — музей!
Мы выпросили у родного университета (Университет машиностроения — МАМИ) подвал общежития и стали обживаться. Через год после появления первого автомата музей был готов к открытию. Как бизнес в первое время мы его не рассматривали. Было просто такое хобби: собирать, чинить, раз в неделю по вечерам пускать посетителей на экскурсию. Полтора года проработали в таком формате. Правда, к концу этого периода стали работать для посетителей уже по три раза в неделю. Мы успели нашуметь в СМИ всех уровней и поняли — интерес к нашему музею есть.
Но потом ужесточились нормы безопасности и нас попросили очистить подвал. Так мы «вышли из подполья» и решили, что пора заняться бизнесом. Через 3 месяца мы открылись на Малой Ордынке.
Изначально из-за того, что у нас не было сформированной концепции, нам не хотели давать статус музея. Собственно, на сегодняшний день ситуация такая же. Но мы активно работаем над тем, чтобы все-таки получить этот статус. Проблема в том, что для этого необходим колоссальный объем исследовательских и научных работ, огромная бюрократическая волокита. В рыночных условиях на это просто невозможно выделять необходимые ресурсы. А господдержки у нас нет. Она бы решила многое — как минимум вопрос с аренды помещения на льготных условиях.
Так что сейчас нашу концепцию можно назвать «клевое место с клевыми штуками» :)
Других трудностей на старте в глобальном понимании не было, т.к. наш проект был для нас просто хобби. Дорогим, но все же хобби. Мы могли в любой момент бросить все и пир этом не оказаться банкротами. Так что сложности какими были, такими и остались: найти аппараты и починить их. Ну, еще сезонность — летом посетителей заметно меньше, т.к. наша целевая аудитория — а это не только дети, но и взрослые — разъезжается по отпускам.
Со временем мы вышли на рентабельность, доход стал расти — хобби стало основной работой. Появилась мысль о том, что для подобного музея идеально подходит северная столица — и задумались об открытии в Петербурге. Но в это время в Москве из-за того, что прежние арендаторы решили аж втрое поднять нам арендную плату, нам пришлось еще раз переехать — уже на «Бауманскую». Второй музей отложили на потом. Но как только окрепли после переезда, сразу же и занялись вторым, а потом и третьим музеем. Второй мы открыли его в Петербурге в июне 2013 года. Третий — в Казани — в 2014 году. Он был вполне успешным, но в основном в туристический сезон. Популярным стал как пространство для мероприятий — мастер-классов, лекций, кинопоказов. При этом сами автоматы оказались не слишком интересны казанской публике. Проект мы свернули через полтора года после запуска.
А музею в Москве спустя 4 года успешной работы пришлось переехать в третий раз — из-за того, что закрылась на ремонт станция метро «Бауманская» и поток посетителей заметно упал. С июня 2015 года музей работает в самом центре Москвы, в районе метро «Кузнецкий Мост». Питерский музей находится на Конюшенной площади. Итого у нас работает сегодня два музея.
Если в первом музее у нас было около 40 автоматов, то теперь с учетом складских запасов их порядка 300. Около двадцати — работающие. Помимо знаменитого «Морского боя», это «Авторалли», «Снайпер», «Баскетбол». Есть у нас и редкие машины, вызывающие удивление даже у 30−50-летних посетителей. Например: «Ледокол», «Вираж», редкий автомат «Телетир-4».
Сейчас мы собираем автоматы по всему бывшему Союзу. Конечно, уже нерабочие. Конечно, надо восстанавливать. А толковых ремонтников найти крайне сложно.
Народ перестал работать руками в своем большинстве. К слову, за 11 лет нам попалось только два человека, которые могут хоть что-то сделать с этими автоматами.
Время от времени мы берем на стажировку желающих, но обучить кого-то не очень получается, т.к. тут важны не только технические навыки, но и общечеловеческие: педантичность, вовлеченность, усидчивость. А с этим сейчас проблема. Люди снег разучились убирать, не то что автоматы чинить.
Отмечу, что игровые автоматы — довольно специфическая аппаратура. Производили ее в основном на военных предприятиях. В то время план оценивался не в штуках продукции, а суммах, которые в ее производство вкладывали. Поэтому использовали все возможности, чтобы сделать автоматы как можно более дорогими: их пичкали сложным по тем временам оборудованием, аналогов которому практически не было. Именно поэтому ремонт и обслуживание автоматов — штука сложная. У нас практически нет схем и документации к ним, информации очень мало. Запчасти давно не выпускают. Поэтому приходится доставать их из других автоматов. На воссоздание одной работающей машины требуется три-четыре неработающих.
С самого начала на запуск первого музея мы потратили около 2 млн рублей.
Главный источник нашего дохода сегодня — продажа билетов посетителям. Стоимость билета в Москве — 450 рублей, в Санкт-Петербурге — 350−450 рублей.
В билет входит игра на автоматах и экскурсия.
Посетителю при входе выдаются 15 советских монет по 15 копеек. Как и раньше, именно с помощью таких монеток запускаются игровые автоматы.
Кроме того, мы сдаем автоматы в аренду частным клиентам. Стоит это от 30 000 в сутки. Да, мы понимаем, что это недешево. Но автоматы старые и хрупкие — они требуют очень бережного отношения. Для их транспортировки приходится нанимать бригаду грузчиков. В стоимость аренды также входит работа трех специалистов, которые обслуживают автоматы.
Также в нерабочее время мы сдаем в аренду музей целиком — под ивенты, частные мероприятия. Люди любят проводить у нас тематические ретро-вечеринки.
А еще пару лет назад мы открыли бургерную — прямо в музее. Были сомнения, впишется ли она в нашу концепцию, но идея оказалась удачной.
Каждый месяц музей посещают около 6000 человек. В выходные приходит 300−400 посетителей ежедневно, в будни — около 50 человек. Часть аудитории — это люди 35−50 лет, которые играли на таких автоматах в детстве и хотят оживить воспоминания. Но приходят и современные дети, часто организованными школьными группами.
Одна из наших фишек, которую мы недавно запустили в тестовом режиме — использование технологии дополненной реальности. У нас есть квест на советскую тематику — ее можно отдельно заказать его у наших экскурсоводов — мы предоставляем планшеты, а можно и самим скачать приложение («Егор, давай во двор»). В музее есть специальные наклейки: наводя на них камеру смартфона или планшета, посетители будут получать изображения и задания для прохождения квеста и давать свои ответы.
Сегодня наш бизнес достаточно рентабелен, чтобы оплачивать аренду в центре города, содержать коллекцию автоматов и платить зарплату штату сотрудников.
Команда музея состоит из создателей музея (до недавнего времени трое, сейчас к сожалению двое), нескольких управляющих, пары ремонтников, еще несколько техников и полутора десятков администраторов и экскурсоводов на наши два музея.
Продвижение. В основном продвигаемся через сайт и соцсети. В сети «ВКонтакте» у проекта более 13,5 тыс. участников. Есть и группа в Facebook, в ней 6,5 тыс. подписчиков.
Кроме того, мы активно участвует в различных мероприятиях: выставках, фестивалях и уличных праздниках. Ставим там автоматы — люди могут играть на них бесплатно. Но так как транспортировка и обслуживание автоматов, как я отмечал выше, удовольствие недешевое, выбираем только самые значимые события.
Вот какие выводы про свой бизнес мы сделали за эти годы:
Сейчас в наших планах создание постоянной экспозиции нашего второго проекта — музея компьютерных игр и открытие музея в Европе.
4 ноября
Это AMACON: в Минске проведут профильную конференцию для маркетологов
4 ноября
Завершился первый ночной хакатон в Беларуси “Startup Boom Hackathon&Accelerator”! Как это было?
1 ноября
Бесплатный аудит кадровых и бухгалтерских процессов – спецпредложение от ООО «СМАР ЛИГАЛ»
1 ноября
Запускаем акцию — «Заяви о себе с Про бизнес»!
1 ноября
МТБанк открыл phygital-офис в центре Минска. Что это за отделение и почему там нет касс?
1 ноября
Открыта регистрация на Форум по управлению интернетом Belarus IGF-2024
31 октября
Форум для белорусского бизнеса "Лига экспорта" пройдет в Минске 10 декабря
30 октября
BFS 17-й сезон: живая музыка, дух путешествий и инновационные гаджеты