Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 2,56 USD 2,5593 +0,0199
  • 2,88 EUR 2,8761 +0,0275
  • 3,39 100 RUB 3,3862 -0,0181
Личный опыт Диана Каленик, «Про бизнес» 27 августа 2021

«Дети и котики — это мило, но не для общения с инвесторами». Смотрите, как две мамы «пилят» обучающее приложение

Екатерина Вераксо, основатель развивающих курсов МегаЛайф
Екатерина Вераксо, основатель развивающих курсов МегаЛайф. Фото из личного архива

Мы уже рассказывали, как Екатерина Вераксо запустила сначала свой детский лагерь, а затем и обучающий IQ-центр МегаЛайф. Из-за пандемии и удаленного обучения возникла необходимость в создании мобильного приложения для обучения скорочтению и развитию памяти. Несколько месяцев назад к проекту присоединилась Ольга Холодович — стартап-менеджер и бизнес-консультант с опытом развития игровых продуктов.

Мы поговорили с Екатериной и Ольгой про то, на каком сейчас этапе разработка приложения, какие у проекта сложности и планы развития. А еще получили рекомендации, которые помогут начинающим стартаперам эффективней «пропитчить» свою идею перед инвесторами.

«Как большая проблема „подбросила“ нам бизнес-идею»

— Обучающему IQ-центру МегаЛайф уже 4 года. За это время обучение скорочтению, развитию памяти и внимания у нас прошли более 7000 детей и подростков. Сейчас используем смешанный формат: 140 детей занимаются в онлайне, 60 — в офлайне. 70% учеников из Минска, остальные — из других городов Беларуси, а также России, Латвии, Литвы, Казахстана, США и Великобритании (русскоязычная аудитория).

Когда во время пандемии наши ученики стали заниматься в Zoom, мы столкнулись с проблемой: курс, разработанный для офлайна, оказался сложноват для онлайна. Времени создавать что-то грандиозное не было. Чтобы быстро разрулить ситуацию, сделали для детей презентации, потом интерактивную версию методичек. Но мы видели, что у ребят пропадают важные стимулы для занятий: живое общение, игровые моменты и мотивация.

Например, детям хотелось самостоятельно видеть где-то, сколько они уже заработали «умников» (наша внутренняя «валюта», на которую можно потом покупать призы), а не спрашивать каждый раз у преподавателя.

Я не могла допустить, чтобы мой любимый проект, практически мой четвертый ребенок, прекратил существование. Я сражалась за него уже не раз. И тогда, весной 2020-го, у меня возникла идея создать специальное мобильное приложение по обучению скорочтению. Стала изучать информацию. Оказалось, статистика пугает и расстраивает: из 450 000 школьников 1–4 классов Беларуси у 40% возникают сложности с чтением. Треть родителей этих детей признаются, что их волнует эта проблема и они ищут пути ее решения.

Кто-то находит спасение в репетиторах и логопедах, кто-то — в курсах скорочтения, кто-то покупает книги и тренажеры и занимается самостоятельно. Любой путь из предложенных упирается в деньги (одно индивидуальное занятие стоит в среднем $ 10), время (которого у работающих родителей зачастую мало) и отсутствие у ребенка мотивации к учебе.

Все это убедило меня, что идея создания такого приложения будет востребована. Я начала искать подходящие «кусочки» своего пазла и набирать команду разработчиков.

Фото из личного архива Екатерины Вераксо
Фото из личного архива Екатерины Вераксо

«Всегда полезно узнать мнение сторонних экспертов»: участие в хакатонах

Я понимала, что разработка такого приложения будет дорогостоящей — по нашему бизнес-плану, от $ 10 000. Поэтому в качестве решения финансовых вопросов стала рассматривать участие в хакатонах.

Я подала заявку на участие в «Дне инвестора» в конце декабря 2020 года. Из 30 команд на второй этап прошли 10, включая нас! На втором этапе нужно было презентовать проект на английском. Наша клиентка помогла перевести презентацию и она же ее рассказывала и отвечала на вопросы.

Мы не выиграли. Но чудо, на которое я надеялась, произошло. Участие в «Дне инвестора» вывело проект на новый уровень, потому что им заинтересовалась одна из экспертов, Ольга Холодович. С того момента мы развиваем проект совместно, у нас партнерское соглашение. Ольга давно работает в ИT, она человек технического склада ума. Благодаря ее контактам мы смогли собрать первую команду из гейм-дизайнера, 2D-художников, маркетологов и Unity-разработчиков. Для многих участников проекта это первый опыт, что мотивирует их больше работать над проектом.

Название МегаЛайф, по маркетинговым исследованиям, оказалось неудачным — по запросу «мега» множество разных приложений. Немного жаль было расставаться с идеей, что приложение, курсы и лагерь будут объединены одним названием. Думали про что-то со словом «smart», «IQ», но названий с такими приставками также хватает. Решили найти слово, которое не обозначало бы что-то конкретное. Совместно с маркетологом проекта остановились на названии PumpUfo.

Фото из личного архива
Фото из личного архива Екатерины Вераксо

В июне 2021 года мы приняли участие в хакатоне от стартап-хаба «Имагуру», он длился неделю, в нем было 12 проектов. Все презентации были на английском, среди экспертов — много иностранцев. Последнюю ночь перед презентацией не спали — заполняли документы, дорисовывали презентацию и несколько раз ее проговаривали.

Эмоциональное напряжение было таким, что в какой-то момент мы решили, что недостаточно готовы, и часть команды выступила за то, чтобы отказаться от участия. Но я настояла, что мы в деле — лучше хоть как-то выступить, чем никак. Презентовал один из членов нашей команды. Для нас было очень неожиданно, что нас выбрали в числе трех команд, которые получили акселерацию в Imaguru Startup Hab. Для участников предусмотрена поддержка менторов, а в конце августа запланирована встреча с инвесторами. Это круто, но я была бы не я, если бы прекратила искать другие возможности.

Изображение предоставлено автором
Изображение предоставлено автором

Обращались к представителям инновационного центра «Сколково» как к потенциальным инвесторам. Нам предложили переехать в Москву, снимать у них помещение, чтобы они смогли предоставить нам какую-то помощь и организовать встречи с инвесторами. Мы отказались — переезд туда командой пока слишком затратен для нас.

Планируем и дальше участвовать в хакатонах — всегда полезно узнать мнение сторонних экспертов.

«Меня не смущает, что с Южной Кореей мы общаемся в 5:30»: что с проектом сейчас

PumpUfo — это гиперказуальная сюжетная игра для мобильных устройств (Android) в формате космического приключения. Приложение рассчитано на детей 6−12 лет. В ходе игры прокачиваются внимание и память, как естественное следствие — увеличивается скорость чтения. Задания выстроены от простого к сложному таким образом, что ребенок старается запоминать информацию с первого раза, обращать внимание на детали, читать бегло и при этом концентрироваться на сути текста. В игре эти процессы гармоничны, поскольку ребенок не просто осмысливает, а является очевидцем происходящего.

Для родителей мы сделали специальный раздел, где можно ознакомиться со статистикой успеваемости ребенка как по каждому занятию, так и в динамике. Показатели внимания, скорости чтения и памяти приводятся в цифрах. Это помогает легко анализировать результаты и видеть прогресс.

Фото предоставлено авторами
Фото предоставлено авторами

В данный момент мы шлифуем MVP, рисуем логотип и будем регистрировать товарный знак. Первыми приложение тестируют ученики МегаЛайф и наши с Ольгой собственные дети. Летом ребята, отдыхавшие в нашем лагере, помогли выбрать образ главного героя игры.

Команда методистов из разных стран совершенствует методику обучения скорочтению, развитию внимания и памяти для детей и подростков, подготовке к школе, чтению с нуля, логике, тайм-менеджменту и другим дисциплинам. Так, например, методику обучения чтению дорабатывает специалист из Южной Кореи. У них дети идут в школу раньше, их принято обучать чтению с двух-трех лет. Меня абсолютно не смущает, что по методике чтения с нуля с Кореей мы общаемся в 5:30. Вдохновение от общения с единомышленниками такое, что хватает на несколько дней вперед. Состояние душевного подъема и сильной вовлеченности помогает мне «сворачивать горы».Методика по скорочтению, например, уже готова и для продвинутых 5−6 уровней.

Я в предвкушении начала нового учебного года: ожидаю много обратной связи от детей и родителей. Хочу учесть все нюансы, чтобы приложение стало максимально удобным и понятным для пользователей.

Фото из личного архива Екатерины Вераксо
Фото из личного архива Екатерины Вераксо

«Есть опасение, что проект привлечет внимание»: о сложностях

Скорость. Так как команда у нас начинающая и работает на добровольных началах, процесс идет достаточно медленно. Нет возможности все время посвятить проекту, кто-то еще учится, кто-то работает.

Доставка подарков. Мы сразу решили, что подарки за успехи детей будут физические, а не просто картинки в приложении. Но как это сделать, если наши ученики будут даже не в Беларуси? Решение видим в интеграции с крупным международным интернет-магазином или маркетплейсом, например Amazon или Ozon.

Финансирование. Пока работа членов команды волонтерская, но планируем регистрировать организацию, будем решать вопросы долей.

Конкуренты. Есть опасение, что проект привлечет внимание крупных компаний, которые начнуть делать похожий продукт с гораздо большими финансовыми возможностями.

Кого слушать? Мы общаемся с менторами из разных отраслей, а это много мнений, часто противоположных, и не понятно, к кому прислушиваться. Мы стараемся прежде всего слушать мнение своих будущих пользователей: детей и их родителей. А также оцениваем актуальность вопроса, про который общаемся с ментором. Те, что на дальнюю перспективу, складываем в копилку, а те, что важны сейчас, выносим на командное обсуждение и коллективно принимаем решение.

Два собственника = два мнения. Участие Ольги сильно помогает, но мы вынуждены согласовывать разные вопросы, которые раньше я решала сама. А так как у нас разные темпераменты (я — мультизадачная, Ольга — системная), то это не всегда просто.

Екатерина Вераксо и Ольга Холодович (стартап-менеджер, бизнес-консультант).
Екатерина Вераксо и Ольга Холодович (стартап-менеджер, бизнес-консультант).

Ольга Холодович: В стартап-движении я с 2012 года. С 2017 года поддерживаю проекты, связанные с игровой сферой, и выступаю как ментор по развитию навыков управления проектами в Polygon GameLab и GameDevJunior. К сожалению, наша система образования никак не «заточена» под командную работу и проектную деятельность. Мы стараемся устранить этот пробел. Ведь ИT-индустрия — это прежде всего люди, а только потом ноутбуки.

У меня тоже трое детей, и создание приложения по обучению скорочтению PumpUfo меня зацепило тем, что я могу это органично встроить в темы, которые уже поддерживаю. Серийный предприниматель всегда добавляет себе близкие по тематике проекты.

Сложность проекта в том, что он находится на стыке образования и игр. Это будет продукт, совершенно не похожий на привычные. В большинстве случаев в образовательные проекты просто добавляется геймификация. А мы делаем игру, которая развивает определенные навыки, применимые к жизни. Она развивает мозг на то, чтобы он воспринимал более сложные потоки информации, — получается смесь комикса, игр и интерактивного обучения.

Фото из личного архива Екатерины Вераксо
Фото из личного архива Екатерины Вераксо

Для меня это новый опыт — образовательных игр не много, ниша довольно непростая. В ней мало конкурентов и экспертов, с которыми можно обсуждать вопросы. В России есть интересный проект по физике-математике, тоже построенный на игровой механике. Наверное, это единственный конкурент в плане похожего подхода к обучению («учеба может быть быстрой и веселой»), которого мы нашли.

По своим детям я вижу, что нужно по-разному подходить к их обучению, а современная школа не дает этой возможности. Не хватает каких-то механизмов, чтобы ребенок мог освоить нужные навыки в своем темпе. В игровой системе это можно сделать независимо от педагога и темпа класса. Кому-то нужно повторить одно упражнение 15 раз, а кто-то справится за 2 раза.

Разработка любого инновационного продукта — дело небыстрое. Проект с Екатериной мы обсуждаем уже год, основательная работа ведется с марта 2021 года. Нужно понимать, что есть разница, работаешь ты с деньгами и опытной командой или без них — с новичками на энтузиазме. Мы пока не «подняли» инвестиции, поэтому все делается дольше, чем хотелось бы. Уже готов технический прототип. Занимаемся разработкой первого урока, на нем отрабатываем всю структуру. Итогом будет набор из 12 уроков.

Фото предоставлено авторами
Фото из личного архива Екатерины Вераксо

В любом игровом приложении основной упор делается не на программистов, а на художников. Мы планируем использовать технологии дополненной реальности, анализа звука и искусственные нейронные сети, которые будут помогать нам осуществлять педагогическую часть и мониторить состояние ребенка. В команду мы привлекли ребят из учебного центра Polygon.

Новую компанию имеет смысл строить, когда получаешь инвестиции или нащупал модель монетизации. Как только зарегистрируешь юрлицо, нужно всех оформлять на работу, платить налоги, содержать офис, нанимать бухгалтера, который будет подавать даже нулевую отчетность. Начнутся вопросы: «Почему вы не генерируете прибыль?» А если не получится, нужно ликвидировать компанию. Поэтому пока у нас зона исследования на базе педагогического центра МегаЛайф.

«Как презентовать свой проект»: советы начинающим стартаперам

Хотим поделиться нашим опытом. Вот несколько простых, но очень важных рекомендаций для стартаперов:

  • Лучше выступить с тем, что есть, чем не выступить вообще
  • Старайтесь не волноваться о результатах, сосредоточьтесь на процессе
  • Селайте то, что нравится и драйвит, в том числе ради удовольствия и интереса
  • Привлекайте к проекту знакомых. Помните про «3 F», которые помогают начинающему стартаперу — family, friends, fools (семья, друзья, глупцы)
  • Если проводите презентацию онлайн, позаботьтесь о заднем фоне — он не должен отвлекать внимание, но и не должен сливаться с одеждой
  • Дети и котики — это мило, но не во время общения с инвесторами. Попросите домашних, чтобы в момент выступления вас не беспокоили
  • Обращайте внимание на речь, исключайте слова-паразиты
  • Быстро думайте в моменте! Готовьтесь к тому, что вам будут задавать вопросы. Команда должна быть на связи и подсказывать ответы в общий чат
  • Выучите текст и не подсматривайте в бумажку
  • Проверьте техническую часть! Все должно открываться на всех устройствах — презентация, видео, MVP
  • Ставьте на харизматичного человека из команды, который будет презентовать проект. Он должен заряжать, а не просто рассказывать текст
  • Инвесторы дают деньги тем, кто горит и живет своей идеей, готов отстаивать свой проект и не сдаваться.
Фото предоставлено авторами
Фото из личного архива Екатерины Вераксо

«Будем „докручивать“»: о планах на будущее

Изначально приложение PumpUfo рассчитано на детей 7−12 лет, потом будем «докручивать» его для подростков, добавлять чтение «с нуля» и подготовку к школе, а также скорочтение для взрослых.

Географически нам интересны страны СНГ, русскоязычные европейцы и американцы. В будущем рассматриваем внедрение в приложение английского языка, а затем немецкого и испанского. Наша команда ставит амбициозную цель — сделать самостоятельное обучение скорочтению быстрым и интересным занятием для детей.

В качестве инвесторов PumpUfo (одного либо нескольких) мы ищем пап-мам, которые чувствуют тренды будущего и понимают, что обучение должно быть именно УФО: увлекательным, финансово доступным и объективно эффективным. Искренне надеемся, что к нам присоединится человек, который не просто обладает важным и нужным ресурсом финансов, а может стать настоящим ментором проекта. И вместе мы сможем зажечь на небе будущего новое яркое созвездие единорога!

 

Ещё больше бизнеса в нашем Telegram канале. Подпишись! 

Читайте также