21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
14 | 5 | 7 | 13 |
Жасмине Германовой 22 года, и она зарабатывает написанием картин — не миллионы долларов, но на жизнь вполне хватает. К профессии художника девушка подошла с точки зрения бизнеса — она не только рисует, но и думает о продвижении, личном бренде, продажах и сервисе. Как знания о бизнесе может применить творческий человек и сколько благодаря этому можно заработать, Жасмина рассказала в своей истории.
— Я поняла, что хочу посвятить жизнь написанию картин, как только начала рисовать. Цели продавать картины и скетчи я сначала не ставила. Пробовала разные техники, искала себя. Когда начала показывать работы в Instagram, заказы пошли практически сразу. Подписчиков у меня было не много, около 1−2 тысяч.
Первая продажа авторской работы «Путь к успеху» случилась летом прошлого года. Стоила она $ 200. Я написала ее для знакомой, у которой есть свой бизнес. На неделю я закрылась дома и пересматривала фильмы и сериалы про предпринимателей — «Миллиарды», «Стив Джобс», «Волк с Уолл Стрит», читала книги про Илона Маска и Бенджамина Франклина, «Атлант расправил плечи», «Финансист».
На вторую картину пришло одновременно 4 заявки. Людям пришлось ждать несколько недель. Я окончательно поняла, что картины могут приносить деньги, когда повтор моих работ начали заказывать по 2−3 раза.
Скажу честно, близкие моего решения не поняли: «Зачем тебе это? Занимайся дизайном интерьеров, иди в найм и черти себе планировки», «Художники бедны и ничего не зарабатывают». Меня поддерживал только любимый человек. Но когда я продала первые картины, подтянулись и остальные.
Мои картины стали покупать люди 30−50 лет, 80% из них — предприниматели, руководители компаний из Беларуси, России, Украины. Например, директор по построению группы компаний Black Star и бизнес-тренер Илья Кусакин. Почему предприниматели? Наверное, потому, что мы с ними на одной волне. Я тоже изучаю маркетинг, продажи, бегаю полумарафоны, хожу на конференции и не стесняюсь знакомиться, спрашивать о трендах и о том, что людей волнует.
Чаще всего покупают минималистичные картины — например, серия The Boss, абстрактные музыкальные картины из серии Miles Davis.
Чаще приходят за работами, которые есть в наличии. Бывших клиентов не бывает, в среднем заказчик возвращается за новой картиной 3−4 раза. А бывает, стоят в очереди на 1−2 месяца. Или я не успеваю выложить картину в интернет, как ее уже покупают. Потенциальный заказчик просто говорит мне — как только будет что-то новенькое, сразу звоните, хочу увидеть ее первым. Но я берусь не за каждый заказ. Ни за какие деньги не буду работать с неадекватными людьми и теми, кто ведет себя высокомерно по отношению ко мне.
70% продаж происходит через соцсети, остальные — через «сарафан». Я проставляю хэштеги (#Минск, #художник, #картиныминск и т.п. + мои собственные хэштеги, которые помогают найти нужные работы), геолокации. Иногда настраиваю таргет на посты. В качестве целевой аудитории выбираю мужчин и женщин от 35 лет, менеджеров либо собственников бизнеса, любящих активный отдых (бег, горы).
Еще мне часто пишут галереи. Если понравившаяся работа не продана, чего практически не случается, я отправляю им картину на выставку. Если же ее купили, мы договариваемся об авторском повторе, при условии, что они готовы ждать 2−3 месяца.
У меня нет конкурентов. Каждый работает со своей темой и своим покупателем. Мы никак не пересекаемся. Но есть несколько ответов, почему мои работы, на мой взгляд, все же выбирают.
Во-первых, сервис. Я стараюсь сделать все, чтобы у клиента возникало минимум вопросов и преград для покупки.
Во-вторых, упаковка для художника — это все.
И в-третьих, энергетика.
С момента старта моей карьеры я выполнила 60−70 заказов. Разбежка в цене большая: небольшие картины до размера 50×50 см стоят $ 50−100. Все, что больше — $ 200−1000. В среднем я делаю 5−6 продаж в месяц. Роспись стен, которая стоит от $ 600, стала брать реже, не больше одного заказа в месяц. У меня есть лист ожидания, остальные заявки я перемещаю на следующие месяцы.
Чтобы определить стоимость картины, я просчитываю затраченные материалы, время, инструменты, доставку. Я пользуюсь дорогими материалами, которые заказываю из Европы и Америки. Например, краски Golden Fluid Acrylic стоят $ 50−80 за тюбик (с учетом доставки можно смело округлять до $ 80−100), его хватает на 2−3 работы. Стандартный набор кистей (10−20 шт.) Old Holland Kolinsky стоит $ 200−300.
Обычно себестоимость картины за $ 300−400 равна $ 150−200.
Дальше я смотрю на саму работу и спрашиваю себя, за какую стоимость я готова с ней расстаться. Это и есть моя прибыль.
Люди думают, что художники накручивают 90% маржи на свои работы, но это не так. Например, недавно я брала консультацию у одного европейского художника. Стоимость часа — $ 40. Чтобы нарисовать простенькую картину под его руководством, нужно было покупать минимум 5 часов.
На картину у меня уходит в среднем месяц, но я не пишу последовательно одну работу за другой. Обычно в процессе написания и придумывания картин 8−10. Есть работы, которые вроде как делаются за пару дней, но для того чтобы они так быстро и легко получились, нужно было раз 6−7 сделать, чтобы 8-й был удачным.
Я повышаю уровень мастерства регулярно. В месяц у меня по 2−3 курса — новые техники рисования, саморазвитие, история искусств, арт-бизнес. Я стремлюсь делать революционное творчество, меняющее жизни людей. Мне хочется, чтобы за рубежом, услышав слово Беларусь, вспоминали сильные работы и художников.
Недавно у меня появился партнер, который закрывает вопросы в маркетинге, продажах, упаковке, общается с клиентами. Она получает процент от продаж. Считаю, что художник не должен распыляться, чтобы сделать что-то великое.
Мы составляем стратегию вместе. Партнер составляет стандарты продаж, от общения с клиентом до передачи упакованной работы: как должен выглядеть аккаунт в Инстаграм и посты в нем, сколько символов, что недопустимо, что входит в упаковку картины для клиента. И отслеживает сезонность — в какую пору года люди покупают определенные работы, следит за трендами в области искусства за границей.
Моя задача — моментально реагировать на эти изменения. Например, недавно на американском рынке появились работы в технике Petri Art. Я буквально за день изучила специфику техники, заказала материалы, сделала пару маленьких «пробных» работ и за один день продала их через соцсети. Если бы не было партнера, не знаю, когда бы я обнаружила эту технику.
А недавно я почувствовала, что упаковка моего аккаунта абсолютно не соответствует нынешнему состоянию. Я подробно описала, какие ассоциации хочу вызывать у людей своим творчеством (свобода, счастье и т.п.), и мы придумали, как это упаковать, создали отдельную страницу работ.
Мы подробно обсуждаем план будущих работ. У меня есть список идей, эскизов и задумок, и решаем, что первостепенно, а что отложить. Сейчас я могу относиться к творчеству серьезнее и делать работы не только по вдохновению, но и по графику. Но поначалу, конечно, не стоит загонять себя в рамки, писать нужно то, что прямо сейчас хочется.
Также мы работаем над образованием людей в сфере искусства. Я делаю посты и провожу вебинары, на которых рассказываю потенциальным клиентам, как разбираться в картинах.
Когда мне предлагают участие в выставках или коллаборацию с брендом, то он анализирует, насколько это выгодно для меня и моего позиционирования и контролирует все договоренности или отказывается. Меня очень часто приглашают поучаствовать на всяких ярмарках по продаже картин. И организаторы обижаются на мои категоричные отказы. Ну, а я не понимаю, почему. Салону Mersedes не предлагают же поставить свои автомобили на рынке Ждановичи. Это, кстати, еще одна главная ошибка художников, которые ставят целью продавать свои работы дорого, но идут по неправильному пути.
Когда я говорила своему окружению, что в 21 год хочу продавать свои картины от $ 500, все крутили пальцем у виска. А сейчас клиентов так много, что я не успеваю рисовать. В этом мире возможно все. Не представляю, что бы со мной было, если бы я поверила в те слова.
Но арт-рынок — в любом случае рулетка. Я бы не советовала в это ввязываться, если вы не уверены, что это ваше предназначение. Но думаю, в ближайшие 10 лет белорусский арт-рынок вырастет, не только благодаря открытию новых картинных галерей, но и благодаря самим авторам. Если они, конечно, выйдут из своих мастерских, начнут погружаться в бизнес-процессы, создавать крутой сервис и упаковку, образовываться не только в истории искусства и академических техниках.
Совет, который я могу дать художникам, — не паниковать. Дайте себе время «расписаться». Не ставьте цель продавать. Это будет влиять на ваше творчество, оно не будет честным по отношению к зрителю. Заявки будут, когда вы их меньше всего будете ждать.
21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
19 ноября
Особое признание: Betera с двумя наградами престижной премии ADMA
19 ноября
Республиканский DemoDay – победители «Стартап-марафона» определятся в ближайшее время
19 ноября
3Х-кратный рост мясоперерабатывающего предприятия благодаря внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2» компанией Академ и К
19 ноября
Бесплатные БелВЭБ-Кассы от Банка БелВЭБ!
18 ноября
Специальная партия SERES | AITO M5 уже в Минске: ваш рациональный выбор здесь и сейчас!
18 ноября
Международный форум ЭДО в Москве 2024: Взгляд на будущее электронного документооборота
18 ноября
Вторая жизнь рекламных баннеров: компания МТС презентовала уникальный мерч