Войти
  • 2 USD 2,0035 -0,0042
  • 2,47 EUR 2,4702 -0,0147
  • 3,27 100 RUB 3,2694 -0,0214
Личный опыт
«Про бизнес» 26 марта 2018

Сначала куклы и Париж, потом платья и Мальта. Что бывает, когда работаешь «взапой»

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото из личного архива Ирины Сазанович

В последнее время мы часто пишем про бизнесы, связанные с творчеством и увлечениями, переросшими в дело жизни. Большинство из них — женские. И очень многие создаются молодыми мамами — ради детей и для них. Эта история тоже об этом. Как рождаются оригинальные куклы и платья ручной работы, и как потом они попадают на международные выставки — нам рассказала их автор, Ирина Сазанович.

— Свою первую куклу я создала 7 лет назад. Как и многие творческие мамы, пришла к этому, находясь в декретном отпуске. До этого более 10 лет работала в судебно-медицинской экспертизе медрегистратором. Простыми словами — секретарем. Я устроилась туда практически через год после окончания школы. Это была очень интересная работа. Сначала трудоустройство было временным, а потом, из-за хороших показателей в работе, меня перевели на постоянную работу. Потом я заочно поступила и окончила БГПУ им. М.Танка. По образованию я психолог.

Еще в детстве я получила опыт продаж: часто ходила с бабушкой на базар и помогала ей с продажей картофеля, ягод и цветов, выращенных ею. А было время — продавала арбузы на рынке. Еще работала в сетевой компании, где получила хорошую практику в плане рекламы и продаж.

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото: Ирина Подольская

Почему куклы?

Однажды, листая вкладки в интернете, наткнулась на интересный кукольный образ. Я сразу же поняла, что хочу сделать своим дочкам куклу такого плана и что она станет для них оберегом.

Вопрос в выборе материала не стоял. Решила, что детские куклы должны быть именно текстильными, так как это натуральный материал, с ним работали веками. Вначале это было просто увлечение, азарт, хотелось придумывать новые образы. Но с четвертой куклы это переросло в доход: первыми стали покупать подруги, позже начала выходить на выставки и мероприятия.

Это увлечение активно поддержала моя семья, за что я им очень благодарна: ведь мне постоянно приходится отвлекаться от семейных хлопот. Но муж всегда помогает и является для меня главным критиком.

Фото: Ирина Подольская
Фото: Ирина Подольская

Среди моих работ не только куклы, но и мишки Тедди и их друзья — птицы, зайцы и т.д. Они создаются по старинной технологии, с подвижными ручками, ножками, головой. Все части тела соединяются между собой шплинтовым креплением. Набиваются работы опилками и очень приятно пахнут древесиной. Работаю я в смешанной технике. Помимо текстиля, использую еще полимерную глину, вискозу, шерсть. На мой взгляд, эти материалы хорошо дополняют друг друга.

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото из личного архива Ирины Сазанович

«Я не делаю копии, я делаю образы»

Сложно охарактеризовать моих покупателей в целом, это совершенно разная публика. Есть люди с большим достатком, есть со средним.

Почему покупают моих кукол?

  • Игрушка для ребенка. Был как-то у меня заказ от мужчины на изготовление куклы для дочери. Из разговора с ним было понятно, что дочь живет далеко за пределами Беларуси. Он описывал дочь, рассказывал о ее интересах, и у меня в голове сразу сложился тот образ, который я хотела бы воплотить в кукле. Когда он забирал готовую работу, мне очень запомнились его яркие эмоции. А еще его слова: сказал, что копил деньги для того, чтобы сделать дочери именно этот подарок
  • В подарок. Такой подарок мне кажется очень необычным, во все времена авторские куклы ценились дороже, чем фабричные
  • Куклы для коллекции. Одна девушка приобрела у меня 2 куклы и планирует передать их дочери по наследству. У некоторых коллекционеров уже до 10 моих кукол. Это очень важно и приятно для меня. Ведь это означает, что куклы действительно «попадают в самое сердце»
  • Куклы-прототипы. Отличительной особенностью моих кукол являются их глаза — глубокие, бездонные, наполненные жизнью. Ведь всем известно, что глаза — зеркало души. И я вкладываю душу и отражаю ее состояние через глаза моих лялек. Лица моих кукол нарисованы. Я очень люблю работать с красками и с их помощью создавать настроение куклы. Играя с цветом, кистью можно нарисовать и озорные солнечные лучики в их глазах, и слезки у обиженной барышни — любое настроение

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Всегда приятно наблюдать за эмоциями клиентов, которые получают свою куклу со схожими с ними чертами.

Ведь это так интересно, когда цвет волос, цвет глаз, любимый цвет одежды совпадают с пожеланиями заказчика в кукольном образе.

Все эти детали учитываются при создании такой куклы. Нет, я не делаю копии. Кукла не имеет фотографическое сходство, считаю, что это не совсем правильно. Кукла — это кукла. Она имеет лишь легкую схожесть со своей хозяйкой. Но именно весь образ в целом походит на будущую владелицу.

Мои работы живут и в коллекциях известных людей Беларуси — телеведущие, певицы, спортсмены, успешные бизнес-вумен. Очень горжусь этим.

Фото из личного архива Ирины Сазанович

Фото из личного архива Ирины Сазанович

Фото из личного архива Ирины Сазанович

Фото из личного архива Ирины Сазанович

Фото из личного архива Ирины Сазанович

 

Куда ездят куклы

В продвижении у меня прекрасно работает сарафанное радио. Думаю, что у многих так: кому-то понравилось — рассказали друзьям. Большое место занимают соцсети — вначале моего творческого пути это были Одноклассники. Сейчас же основные заказы приходят через Инстаграм (там у меня более 6000 подписчиков) и Фейсбук.

Кукол я почти всегда фотографирую сама. Люблю снимать процесс «рождения» куклы, момент появления улыбки на ее личике. Мне кажется, что фото таких процессов интересны зрителю, и я делюсь этим со своими подписчиками в ленте.

Я очень нетерпеливая: как только кукла полностью готова, мне сразу же хочется ее сфотографировать и показать всему миру.

Есть сайт, где покупатели могут посмотреть мои работы. Если кто-то хочет купить куклу — пишет запрос мне на e-mail. Покупают и из Минска, и из других городов и стран. Мои куклы уже поселились в семьях из стран ближнего зарубежья, Европы (Италия, Германия), в Эмиратах, Китае, Литве и Латвии и т.д.

Раньше большее количество продаж шло за пределы Беларуси. Сейчас в нашей стране остается около 80% работ — их просто раскупают быстрее здесь. 

В маркетах в Минске я участвую редко, хоть и люблю их. Чаще принимаю участие в международных кукольных выставках. Я единственная из нашей страны, кто 3 раза представлял Беларусь на международном кукольном салоне Doll Rendez-Vous in Paris в Париже. Как я на него попала? Хозяйка мероприятия увидела мои работы на Facebook, написала мне письмо на e-mail и пригласила к участию. Приятно, когда тебя выбирают из множества достойных мастеров.

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото: Ирина Подольская

Также моими любимые кукольные мероприятия — «Искусство кукол» и «Салон кукол» в Москве, «Время кукол» в Санкт-Петербурге, «Модна лялька» в Киеве. На днях меня пригласили выставить свои работы в кукольной галерее в Барселоне. Но из-за того, что мало времени на подготовку, была вынуждена отказаться. Надеюсь, мне ничего не помешает принять приглашение галереи в следующем году.

К мероприятиям международного масштаба нужно, конечно, готовиться заранее. Например, в Париж заявка подается за год.

Создается коллекция кукол — и к конкретной дате мы летим и выступаем. То же самое и с мероприятиями в сфере моды.

Летом буду просто творить для души и подготавливаться к выставочному сезону осень-зима. В декабре по плану у меня снова Париж Doll Rendez-Vous in Paris и «Искусство куклы». До декабря буду участвовать в маркетах, которые ежемесячно проходят в нашем городе.

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото из личного архива Ирины Сазанович

Куклы — прибыльный бизнес

Если много работать, посещать кукольные выставки международного масштаба, постоянно придумывать что-то новое, то куклы могут стать прибыльным бизнесом. К слову, после декретного отпуска я так и не вышла на основную работу.

В кукольное дело я всегда вкладывала свои средства, ни у кого не занимала. Сначала в ход шли те материалы, что были в наличии и в продаже в Беларуси. Это упрощало работу и удешевляло их стоимость. К сожалению, в нашей стране для кукольного дела очень мало материалов, которыми можно воспользоваться. А мне хотелось развиваться и не стоять на месте. Сейчас у меня есть возможность покупать ткани, кружева, полимерную глину и т.д. за пределами нашей страны — на кукольных выставках, тематических салонах — там есть все.

Размер моих кукол 28−30 см. Стоят они от $ 250. Цена зависит от образа, использованных материалов и их стоимости. Определенного количества продаж нет: в один месяц могу продать 5 кукол, в следующем — ни одной.

Это случай, везение, работа над собой и своим именем.

С творческой работой важно не «выгореть». Творчество — оно такое: чтобы творить, нужно вдохновение.

Фото: Ирина Подольская
Фото: Ирина Подольская

От кукольной одежды до детских платьев 

Первая одежда у кукол была несъемной. Спустя некоторое время мне захотелось сделать ее более функциональной, и сейчас это уже совершенно другие наряды. Каждая хозяйка своей куколки теперь может смело переодевать ее.

А 2 года назад я решила, что наверняка справлюсь с детскими моделями платьев.

И стала делать выкройки не только для кукол, но и для детей. Первые платья были, конечно же, сшиты для моих дочерей. Но потом я решила представить их на суд публики. На сегодняшний день в «свет» вышло уже 5 коллекций моих платьев.

Они участвовали в нескольких сезонах BelarusFashionWeek в Минске, в показах Mercedes-BenzFashionWeek в Москве и на Мальте в Российском центре науки и культуры. На конкурсе в Литве моя коллекция платьев «Суфле» получила гран-при фестиваля. А в Санкт-Петербурге в конкурсе «Золотой наперсток» мы получили диплом 1-й степени. Также коллекция «Суфле» получила диплом 1 степени в конкурсе «Скрыжаванне».

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото из личного архива Ирины Сазанович

Основным направлением при создании платьев я выбрала этно, усадебный стиль, так сказать, «ближе к простому народу». В нарядах использую ручную вышивку, разрабатываю и ищу в интернете историю народных костюмов. Конечно, это не полностью «народные» наряды — хочется, чтобы платья были «носибельными» и в наше время. Поэтому стараюсь совместить современность и веяние прошлого. Вышивку на платьях делаю в той технике, которой меня много лет назад обучила моя бабушка. Считаю, что мои платья отличаются от остальных их простотой и наличием «изюминки».

Я очень люблю белорусский лен, шерсть — их я использую для создания своих нарядов и считаю, что не стоит за них переплачивать за границей. С этими тканями гармонично смотрится моя вышивка и декоративные элементы.

Помимо платьев в этно-стиле, я создаю лимитированные коллекции платьев из материалов, которые на порядок дороже, к примеру, белорусского льна. Их стоимость, конечно, выше. В среднем детское платье стоит от $ 150.

Фото: Татьяна Волчанина
Фото: Татьяна Волчанина

Платья сначала выставляла в том же профиле Инстаграм, что и кукол. Но заметила, что активность подписчиков, которые были подписаны на кукол, стала уменьшаться — у каждого направления своя аудитория. Теперь у платьев отдельный профиль. Веду и продвигаю оба аккаунта сама — помогает то, что изучала в университете психологию предпринимательской деятельности.

«Работаю „взапой“, но учусь следить за временем»

Свои куклы и платья я создаю дома. Мастерской у меня пока нет, только мой рабочий уголок. Все материалы под рукой — это удобно. Могу работать по своему графику и уделять большое количество времени любимой семье.

Учитывая, что куклы и платья — это мой бизнес, мой рабочий день начинается утром, как у многих. Дети уходят в школу, а я, разобравшись с домашними хлопотами, иду «к станку». Творческий процесс очень захватывающий: порой мне приходится заставлять себя вставать и уходить из рабочей комнаты. Но когда твоя работа доставляет неимоверное удовольствие — работаешь взапой, сложно контролировать время.

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото из личного архива Ирины Сазанович

Порой от рабочего стола уходишь за полночь. Но сейчас я научилась следить за временем и заканчивать вовремя. Такой режим дня не выбивает из рабочего ритма. Я заметила, что стала меньше уставать и на следующий день берусь за свою работу с новым настроением и вдохновением.

Для себя поняла, что в первую очередь я — мастер-кукольник и только потом дизайнер одежды. Возможно, поэтому я пока не готова делегировать никому свою работу.

Кукол создаю самостоятельно, у меня нет тиражирования. Каждая из них уникальна и неповторима, с частичкой души.

Платья — это дополнение к моему основному кукольному бизнесу, они в единичных экземплярах. Если я готовлю коллекцию к конкретной дате и вижу, что не справляюсь, подруга помогает отшить то или иное платье, а я уже занимаюсь отделкой. Делает она это в свободное от основной работы время, за что я ей безмерно благодарна. Ее труд, конечно, оплачивается на договорных условиях.

Тем не менее, я уже несколько лет воплощаю те или иные проекты в жизнь с помощью команды. Ее состав может меняться в зависимости от идеи. Но почти всегда это визажист, фотограф, иногда декоратор (оформляет локацию для съемочного процесса). Я часто приглашаю не только профессиональных детей-моделей, но и своих подруг выступить моделями в съемочном процессе. Несколько лет сотрудничаю с детским театром мод, мои коллекции часто берут в показы — на Неделю мод, различные конкурсы.

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото из личного архива Ирины Сазанович

Фотографы очень любят работать с нарядами того стиля, в котором я создаю свои. Они периодически обращаются за одеждой для фотосессий и тематических съемок. Для меня это и дополнительное упоминание в их ленте, и платья не залеживаются, а живут интересной жизнью.

Моя команда — мои друзья, на которых я могу положиться. Иногда в работе люди показывают свое «второе я», снимают маски. Конечно, все мы не идеальны. Но я стараюсь выбирать тех людей, с которыми мне комфортно, которые поддерживают и дополняют мои идеи своими, вместе мы создаем наш общий проект. Если вижу, что человек пользуется мной, ленится, «тянет меня вниз», я прекращаю сотрудничество. Все мы вправе ошибаться, а такие ситуации я воспринимаю как опыт.

Про конкуренцию и планы

Каждый автор уникален, и работу каждого мастера я ценю и уважаю. Но не люблю плагиат. Такие люди не создают свое, а только копируют — и, по моему мнению, всегда остаются далеко позади.

Главное в любом деле — разработать для себя тот стиль и почерк, по которому твои работы станут отличать от работ других мастеров. Текстильных кукол не так много. И я нормально отношусь к тому, что мои куклы могут нравиться не всем. Свои работы никогда не навязываю. Я твердо убеждена в том, что человек сам способен сделать свой выбор, почувствовав внутренний импульс, встретившись взглядом с моими куклами, либо не имея желания снимать примеренное платье. Это ли не счастье?

Фото из личного архива Ирины Сазанович
Фото: Ирина Подольская

Развивать поточно направление кукол я не готова: за 7 лет все были разные, не было ни одного повтора. Это важно: когда клиент четко знает, что в его коллекции такая кукла только одна и подобной нет ни у кого.

Возможно, в дальнейшем я буду уделять больше внимания продвижению на международных порталах хенд-мейд товаров — например, Etsy.

Направления платьев тоже планирую развивать, готова рассматривать предложения о сотрудничестве.

Подпишитесь и читайте нас в Facebook!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
telegram.me/probusiness_io

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент

0060545
Подпишитесь на рассылку «Про бизнес»