Войти
Личный опыт
«Про бизнес» 20 декабря 2017 15

«Каждый день думаю о закрытии музея»: основатель «Страны Мини» о выброшенных деньгах и суде

Евгений Данилик. Фото со страницы Евгения в Facebook
Евгений Данилик. Фото со страницы Евгения в Facebook

Год назад бывший топ-менеджер международной корпорации Евгений Данилик открыл в Минске музей миниатюр «Страна Мини». Но в открытии первого бизнеса не обошлось без крупных ошибок. Похожие истории могут случиться с предпринимателями вне зависимости от отрасли. Как неправильный выбор подрядчика и другие неприятности довели основателя музея до суда и как не повторить его ошибки — читайте в этой истории.

⇒ Читайте также: Это все патриотизм: топ-менеджер ушел из корпорации, чтобы открыть музей «Страна мини»

— Музею «Страна Мини» уже год, и все за меня радуются: «По новостям видим, как у вас все отлично». Но обратной стороны истории никто не знает. Ни того, что он открылся позже запланированного, ни сколько макетов белорусских достопримечательностей по прошествии года не готово, ни проблем, с которыми музей продолжает жить. В музее стоят пустующие тумбы. Недавно завершился суд. Сейчас я могу подробнее рассказать эту историю.

18 макетов и чемпион мира: что пошло не так

Подрядчиков для музея — макетчиков — я стал искать за 9 месяцев до открытия. Поиск занял около месяца, еще два — отсев подрядчиков и тендер. Нашли порядка 35 студий, разослали им список вопросов: об уровне и составе команды, технической базе. Важно было понять, что они потянут наш объем и уровень ожиданий. Искали в Беларуси, России, Украине, Казахстане. В тендер я позвал 9 студий, юрист подготовил серьезный договор на 15 страниц, смету, план-график, а независимый моделист — техническое задание. Продумали много деталей и нюансов, даже указали максимальную ширину макета, чтобы в дверные проемы и кузов «Газели» пролазил! Но, как показала практика, ничего не помогло.

Коммерческие предложения сделало 6 компаний, после переговоров с тремя финалистами из московской, киевской и белорусской студий я выбрал последнюю. Это был практично-патриотичный выбор: я считал, что «свои для своих» сделают лучше и что местных легче контролировать. Кроме того, владелец студии Иван — чемпион мира по моделированию. Таким званием не мог похвастаться никто. А музею нужны были макеты уровня произведения искусства. И мы начали работу.

Мы заключили договор на 18 макетов. По словам владельца студии, таких больших проектов у него ранее не было. Он должен был сдавать макеты в четыре этапа и завершить работу в октябре, а 1 декабря музей должен был открыться. Я вносил 30% предоплаты и остаток по завершении каждого макета.

Чтобы перестраховаться, в договоре условия поставил жесткие: 3% пени за каждый день просрочки. На такие условия мог пойти только очень уверенный в себе человек.

Уже в сентябре я начал понимать, что модельная студия не успевает. Я видел, что работа идет не с такой скоростью, как рассчитал макетчик. Но ведь макетчики — люди искусства, и я решил, что слабые менеджерские способности можно «подтянуть» с моей помощью. Написал большое письмо, в котором сам рассчитал производительность, указал на «узкие» места, показал реальную скорость проекта и прогноз, что последний макет установят 24 января 2017, что никак не совпадает с датой открытия. Макетчик отмахнулся.

С ноября я стал платить аренду, зарплату, в общем, нести полные издержки. Но скоро понял, что к 1 декабря открыться не получится: полностью были готовы лишь 4 макета и еще 10 были в процессе. Я решил не переплачивать сверхурочные строителям за ремонт помещения и перенес открытие на три недели. Если бы я знал, что будет в итоге, то перенес бы на середину февраля, набрал бы позже штат…

Фото с сайта sputnik.by
Фото с сайта sputnik.by

Макетчик дополнительно нанял людей, я подуспокоился… За несколько дней до открытия 25 макетчиков работали без выходных по 11 часов, некоторые даже спали в студии. Я просил сдать хоть как-нибудь максимальное количество макетов, детали — доделаем потом. Он предложил сократить работу по самым большим макетам, сделав усеченные версии: «Давай Несвижский замок сделаем зимним, так красить не надо. А Жировичский монастырь такой большой… А давай не доделаем и покажем макет в разрезе?»

Но мог ли я подумать, что уже в суде во встречном требовании он назовет это дополнительными работами?

Фото:
Фото: Александр Каленик, из архива музея

«Открытие музея проходило в полустройке»

Половина пустых тумб, «бедовый» электрик и — самое главное — 11 макетов вместо 18, причем один устанавливался при журналистах. Пришлось сделать вид, что так и нужно. В первый месяц я сделал скидку 30% на входной билет. Мне просто совесть не позволяла брать полную сумму.

Фото со страницы Евгения Данилика в Facebook
Фото со страницы Евгения Данилика в Facebook

Что отвечал макетчик? «Евгений, мы старались». Я видел, что он чувствует себя виноватым. Обещал доделать до конца февраля. 30 декабря случилось чудо — пришли макеты Несвижского замка и Красного костела. Пустоватые и незавершенные, но пришли…

В середине января я заметил, что сотрудники студии уже не занимаются макетами для музея. Из-за внутренних сложностей ушла вся команда, кроме троих человек. Те, кто остался, были измотаны. Почему макеты музея отложили в сторону? «Надо деньги, ты же не хочешь платить», — отвечал исполнитель, хотя все предоплаты были внесены и график платежей не был нарушен. Пеня тем временем капала… Уже в конце января я просил по-человечески: «Все крупные спонсоры планируют бюджет на год до конца месяца, в полуразобранном музее мне показать нечего». Я понимал, что «пролечу» со спонсором, а для таких проектов существовать в одиночку год — это смерть. Пиар-директор крупной компании резюмировал: «Евгений, экспонатов пока маловато, а так все хорошо», что означало — приходите в следующем году.

В марте появились макет Кафедрального собора в Минске и Большой хоральной синагоги в Гродно. И это последнее, что чемпион мира по моделированию исполнил для музея.

Фото со страницы Евгения в Facebook
Фото со страницы Евгения в Facebook

И начался суд…

Я пытался ругаться.

В конце мая я отправил первую судебную претензию. Основной долг составил 14 000 рублей + космического размера пеня — 867 000 рублей. В примирительной, которую прислал макетчик, все было сдержанно: предложение разорвать договор, отменить гарантийные сроки, передать 3D-модели макетов, макеты в виде «как есть» в качества бонуса и никакой компенсации. Меня это не устраивало — ложка хороша к обеду. После первого слушания он предложил уже 6000 рублей компенсации. Я не сдержался и рассмеялся. В суде подрядчик выдвинул встречные требования по допработам. У меня была претензия на 48 000 рублей, а у него — на 56 000. Но, благо, суд не принял это к рассмотрению.

Я сменил трех юристов. Адвокатские бюро не ознакомили меня с материалами дела. И самое страшное — совершили грубейшую стратегическую ошибку, которая кардинально повлияла на решение суда, не расторгли договор перед тем как идти в суд.

Решение суда — 300 рублей долга вместо 14 000 и почти 5000 рублей пени вместо 33 000. Причем, пеню рассчитали только за три макета, которые так и не были переданы. Пеню за просрочку по 15 переданным макетам суд даже не рассматривал. Когда судья зачитывала решение, то добавила: «Для истца хочу отдельно отметить, что юрист совершил грубейшую ошибку. Надо было сперва разорвать договор». Некомпетентность, помноженная на несправедливость — я себя таким дураком чувствовал!

«Музей продолжает „съедать“ собственные сбережения»

Как ситуация могла сложиться настолько криво? Я не могу это объяснить. И самое печальное, что я как предприниматель оказался ни от чего не застрахован. Пытаясь сделать что-то хорошее, я просто выкинул деньги. По результатам года музей не зарабатывает на свои прямые затраты, и я уже не говорю про новые экспонаты.

Мне до сих пор пишут, что экспозиция маловата, да и 18 макетов — это не очень много. Ко мне пришли три макетчика из развалившейся команды и предложили сотрудничать с созданной ими новой мастерской. Они сделали Мирский замок и Большой оперный театр, а я продолжаю искать спонсора, гранты, в противном случае развивать музей собственными силами будет крайне сложно.

Фото: Александр Каленик, из архива музея
Фото: Александр Каленик, из архива музея

Какой еще ущерб? Деньги, время, нервные клетки. Такие истории демотивируют. Периодически появляются мысли о закрытии музея… Но останавливают отзывы посетителей и понимание, как много уже сделано.

Оглядываясь назад, как можно было избежать провала и суда? Уверен, все крутится вокруг менеджерских компетенций. Мне нужно было взять это на себя из-за неимения их у подрядчика. Я бы настоял на изготовлении макетов менее объемными спринтами — не более 3 макетов в спринте, а не 4−8, как это было. Так бы я сразу увидел провал по срокам. Каждую неделю приезжал бы 2−3 раза в студии — это бы позволило лучше чувствовать атмосферу в команде моделистов. А сроки изготовления умножил бы на два.

Подпишитесь и читайте нас в Facebook!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
telegram.me/probusiness_io

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Иван Тиринов24.01.2018

Мнение нашей стороны по вопросу описанному в статье
https://probusiness.io/experience/4174-bolnaya-tema-kak-dogovoritsya-zakazchiku-i-ispolnitelyu-chtoby-ne-povtorit-istoriyu-etikh-predprinimateley.html#

Виталий К7.01.2018

Эх, Саша, затронул ты тему. Я то про всех знаю всё. Но никому не буду говорить. У каждого косяки есть. И у тебя. И тем более на публике не стоит стирать бельё. Мой совет, не начинай того, чего не сможешь.. ну ты сам знаешь. Дружеский совет. Я как всегда не предвзят и смотрю со стороны.

Виталий К25.12.2017

Ещё Серёге ссылку скинуть, ну и Эдуардовичу, пусть подтягиваются.. на холивар)))

Виталий Котредактирован 25.12.2017

Саша, я твой друг, но к Ивану по-моему ты не то что предвзят, а гораздо больше. Сроки в изготовлении макетов это самая больная тема у всех модельщиков, да и в принципе у всех, кто делает что-то штучно и впервые, не мне тебе рассказывать.

VivaScaleModel22.12.2017

Любит наш народ навешать ярлыков не зная полной картины обстоятельств дела.
А такие деятели (прямые конкуренты) как Александр Кокаровцев, не поленились по случаю оклеветать более успешную компанию.

Александр Кокаровцев22.12.2017

Вопрос о порядочности подрядчика должен быть первым в любом бизнесе! Есть люди, которые сработают в ноль, но сохранят репутацию. Есть те, кто одну квартиру продаст трём покупателям. Виваскаэйл - это фирма, договор с которой ничего не стоит. Жаль, что вы не проверили это раньше, пострадавших хватает и на эти грабли наступят ещё не раз те заказчики что с ними ещё не работали. К сожалению красивую информацию на сайте все принимают на веру. Успехов вам в проекте!

Евгений Данилик22.12.2017

Уважаемый Гога, не мог оставить без комментариев про «бегство людей и суперзавышенность требований» :)
Во-первых, про суперзавышенность. Все требования были изначально занижены(!) (желание развиваться - это один из первых моих вопросов на собеседовании), но по факту далеко не все хотят.
Во-вторых, реальность такова, что ни один управленец не может делать свое дело хуже, чем он умеет, то есть идти на внутренний компромисс, если он знает, что можно лучше и знает как это делать. Действительно, мной было совершено несколько ошибок в наеме - когда продавали себя вау, а на деле не вау.
В третьих, про текучку. Вытекает из первого, второго (отчасти). Безусловно, меня волновал этот вопрос. Консультировался с двумя крутыми эйчарами и оказалось, что это нормально для первых двух-четырех лет жизни (отлаживание процессов, внедрение кпи и тд).
В любом стартапе в самом начале происходит существенная перестройка в первые два года. Прошу заметить, что мы очень быстро развиваемся и задачи, которые решаем в первый год - обычно к ним большинство компаний приходят на второй-третий год работы (либо вовсе не приходят). Отягощающий доп фактор для нас - сфера для всех новая, опыта нет. К сожалению, основная масса людей не гибки и оказались не готовы к качественным изменениям без которых музей не может развиваться, а главное - работать на результат(!), а не «я же стараюсь».
Если на линейных позициях текучка более 50% составит во второй год и тем более третий - тогда будем вплотную прорабатывать вопрос, а пока смею заверить, что обновленная команда работает эффективней на 50-70%, я горжусь этими людьми и их результатами!

Музей в текущем виде - это нонсенс для проф сферы (в хорошем смысле), но это всего 40% от того что будет и я вижу. Текущая команда способна на такой рост, так что пожелайте нам ветра в паруса! :)

Goga21.12.2017

Из статьи складывается стойкое впечатление, что все кругом плохие, а он один такой хороший и крутой. (как в той поговорке про дартаньяна :)
А по факту читаются суперзавышенные требования ко всем, тотальный нервоз и паранойя. Факт того, что юристы лажанули не по детски, конечно крутой ))
Но то что в музей как ни придёшь, так новые люди работают намекает на то что там и внутри всё не так гладко, как выглядит со стороны. Там видимо вообще постоянная текучка кадров, небось и вакансии постоянно ну туте висят. Как говорится рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Оттуда где адекватный управленец и нормальные условия люди уходить не будут... а тут походу бегут....

Александр Кушнер21.12.2017

Женя, и ты лично и Страна Мини нереально круты) Желаю, чтобы такие "чемпионы" не загубили проект!

coremecoreme21.12.2017

Ну вот и вырисовывается вполне "ожиданная" картина.
Не удивлюсь, если по бумагам тот минимум, что был прописан (но, конечно, не должен был стать всей з/п) в договоре (если еще на всех договора или контракты заключались, что ой не факт...) глав-моделист таки заплатил, а на предмет остального
кормит завтраками из салона своего авто'
доныне и во веки веков.
Наверняка сами исполнители были в роли прекариата (см.понятие), платили им по сделке (если еще по выполненному объему более-менее быстро платили, что тоже не факт). Соответственно там, не исключено и текучка кадров и неоднозначная мотивированность работников...

Да и сроки нереальные. Из головы. Что, кстати, дает удобные основания "констатировать", дескать работник срывает сроки, а потому не отрабатывает денег, на которые претендует.
При такой нестройной команде качественно выполнить большой объем кропотливой ответственной работы, да к тому же и во временнЫе рамки уложиться - малореально.

Джин21.12.2017

ОоО! Как закончилось :<
Даже решил зарегистрироваться, что бы написать. Это чемпион Иван Тиринов иего мастерская http://www.vivascalemodels.com/
на которую я работал. Из работников полностью иван никого не расчитал, зато купил себе джип мерседес.
Желаю удачи Евгению и что бы дальше развивал свой музей ._.

coremecoremeотредактирован 21.12.2017

Вполне верю, что юридическая правота на стороне основателя музея.
Однако, боюсь, правда жизни, реальности - всё-таки на стороне тех самых трудяг, которые, надо понимать, не выполнили своих договорных обязательств: сорвали сроки и "вообще"...

Теоретически можно планировать что угодно. И в этом-то управленцы - мастера.
А вот мастерить - не мастера. Мастерят отчего-то всякие там безответственные лица...

Мила Дудальотредактирован 20.12.2017

Зря автор по судам пошел: пустая трата денег и времени. В его ситуации были все шансы урегулировать спор в медиации: быстрее и дешевле.

Про юристов даже комментировать не хочу: так "развести" клиента, да еще отправиться в суд, не зная элементарных истин про расторжение договора, - они просто позорят профессию. Из-за таких "специалистов" у людей подрывается доверие к юристам.

А идея с музеем миниатюр интересная. Было бы здорово, если бы и белорусский "миник" попал в список мировых музеев миниатюр.

Евгений Королев20.12.2017

Что за студия?
Конечно, интересные выводы у автора: заплатить денег исполнителю и еще потом управлять его командой - белорусская реальность!

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент