4 ноября
Это AMACON: в Минске проведут профильную конференцию для маркетологов
3 | 4 | 1 |
Белорусские айтишники из компании Innowise Group основали проект VOKA.IO с виртуальной реальностью для врачей-хирургов. Он помогает увидеть переломы в теле человека с помощью AR. Для этого команде пришлось создать 206 моделей костей и более 800 типов возможных переломов. И это при том, что инвесторы задумку не поддержали, и компании пришлось вкладывать только свои ресурсы и финансирование. О том, как развивать MedTech-проект на консервативном рынке медицины, рассказал фаундер Павел Орлов.
— В сфере медицинских технологий мы не новички. Примерно с 2009 года плотно занимались проектами в MedTech и Healthcare для Европы и Америки. Сначала это были простенькие заказные проекты: мобильные приложения для вызова врача на дом или кнопки «SOS». О своем продукте мы задумались только спустя годы: опыт наработали, так не пора ли нам создать свое детище?
Первым шагом навстречу своему VOKA.IO стал интерес к AR и VR. В 2016 это была хайповая область, и мы решили себя в ней попробовать: скупали девайсы (HTC Vive, Oculus Rift, Microsoft HoloLens) и предлагали услуги разработчиков.
Белорусский рынок тогда был «тухлый» и отставал от своих европейских соседей. Большой бизнес не вкладывался в VR и AR. Это было, скорее, развлечение, чем способ получить реальные деньги.Тогда в Snapchat появились первые маски с дополненной реальностью, а Pokemon Go завоевал популярность всего за полторы недели.
Бум произошел в 2016 году, когда активно начали расти B2B-проекты в сфере промышленности, медицины или образования. Например, компания OrcaMD разработала мобильное приложение EyeDecide, которое позволило при помощи дополненной реальности демонстрировать, как различные заболевания воздействуют на качество зрения. Это помогало пациентам лучше понять симптоматику и даже установить диагноз.
Приложения на основе VR и AR появились и для строительных компаний, магазинов, сферы услуг. Всего за пару лет технологии «другой» реальности прочно вошли в наш бизнес.
Согласно исследованию Deloitte, в 2020 году общие расходы на AR/VR-гарнитуры и софт по всему миру составили $ 12 млрд. Эксперты прогнозируют бум популярности расширенной реальности после пандемии: до $ 73 млрд к 2024 году с ежегодным ростом на 54%.
Когда у нас накопилось 5+ лет работы с заказными проектами в MedTech, мы активно взялись за развитие нового направления с использованием Unity3D. Это платформа, которая позволяет делать различные приложения с 3D-контентом под широкую линейку девайсов. Плюс в нашем офисе было много выкупленного AR/VR/MR-оборудования.
Звезды сошлись — и мы решились на первые эксперименты с дополненной реальностью. В 2017 году друзья познакомили нас с Александром Ситником, заведующим отделением хирургии РНПЦ травматологии и ортопедии. Он предложил идею: создать несколько 3D- моделей переломов костей и с помощью очков Microsoft HoloLens увидеть их «в теле» пациента, чем мы и занялись.
Сначала проводят КТ или МРТ пациента. Затем полученные данные преобразуют в трехмерную модель, которая загружается в очки Microsoft HoloLens. Дальше врач надевает девайс — и 3D-модель отображается в дополненной реальности. Так технология помогает видеть реального человека и виртуальную модель одновременно — кость, орган или мышцу.
После нескольких операций стало понятно: разработка прекрасно реализует задачи врачей-травматологов. Она помогает лучше рассмотреть структуру повреждения и подобрать оптимальный подход к дальнейшему лечению пациента. Технология используется на этапе диагностики, планирования и проведения операции.
Сначала мы разработали первую модель кости в 3D: это был 2017 год. Тогда над проектом работала небольшая команда из 2−3 разработчиков и 3D-дизайнеров.
У нас было море энтузиазма, но мы еще не знали, что из нашего увлечения 3D-моделями и дополненной реальностью вырастет большой и серьезный проект.В том же году мы приняли участие в хакатоне от компании Wargaming и продемонстрировали на манекене, как можно увидеть травмы с помощью нашей разработки. Мы заняли призовое место и выиграли видеокарту.
Новым этапом в развитии проекта стала совместная работа с Александром Ситником. Он помог нам освоиться в теме медицины: направил в область хирургии, познакомил с медицинским комьюнити и серьезно взялся за изучение дополненной реальности как метода, который может помочь в проведении сложных операций и диагностики. Тогда мы решились и, наконец, оформили все наработки в единый проект. Назвали его говоряще: VOKA.IO — как возможность увидеть то, что обычно скрыто.
Важным шагом на пути к международному признанию стало участие на Европейском конгрессе хирургов-ортопедов EFORT в 2018. Александр Ситник описал методологию использования нашего решения для лечения тяжелых внутрисуставных переломов. Тогда произошло что-то невероятное! Врачи из Германии, Швейцарии, Великобритании стояли в очереди, чтобы посмотреть на нашу технологию. За использование AR в лечении тяжелых переломов доклад Александра получил серебро.
Сейчас мы работаем над тремя продуктами под брендом VOKA:
Сейчас наша цель — достичь монетизации. Пока проект бесплатный, мы не зарабатываем за его счет. В будущем планируем продавать 3D-модели клиникам и больницам или вводить платную подписку на приложение.
На VOKA.IO потратили десятки тысяч долларов. В эту сумму входят работа команды, приобретение устройства Microsoft HoloLens, покупка справочников по медицине, а также затраты на продвижение. На разработку самих прототипов ушло более 3 лет, и мы все еще продолжаем работу над ними.
В основном мы вкладывали ресурсы компании. Сначала мы, конечно, создали презентацию проекта и разослали популярным фондам, встречались с инвесторами. Но подходящего варианта не находили.
Инвесторы либо предлагали совсем небольшие суммы, либо не были заинтересованы в проекте.Аргументировали тем, что разработка вкупе с клиническими испытаниями на территории Европы — это слишком долго: от 1 года до 3 лет.
Поэтому, чтобы удержать проект на плаву, мы проанализировали всю операционную деятельность компании с целью высвободить ресурсы для VOKA. Для начала перераспределили занятость сотрудников на других коммерческих проектах.
Это была задачка со звездочкой: обязательным условием было сохранить скорость и качество разработки для заказчиков на прежнем уровне, при этом дать больше часов специалистам для работы с VOKA.
Далее оптимизировали внешние и внутренние расходы, постарались выжать из них максимум и перенаправить на данный проект.
В 2019 году мы попали в топ-5 мировых HealthCare-проектов в рамках конкурса World Summit Awards. Когда мы уже собирались в поездку, получить свой хрусталик Swarovski — внезапно столкнулись с карантином. Утром мы прилетели в Вену, а застали только закрытые заведения и пустые улицы.
Вместо торжественных мероприятий мы получили приз в холле отеля и последним рейсом улетели в Минск.Это была наша первая и последняя командировка за весь 2020 год.
Карантин победил — в Европе и США проводить исследования было нереально, да и в Беларуси было непросто. Но мы сильно продвинулись в другом.
Например, в области менеджмента. Когда VOKA только создавался, над ним работали наши ребята из компании: кто хотел и был в тот момент свободен. Однако со временем ситуация стала ухудшаться.
Сотрудники постоянно переключались между проектами, стали невнимательно относиться к деталям, процесс разработки замедлялся. Уставали все — и команда, и клиенты.Это распространенная проблема, когда аутсорсинговая компания создает свой собственный продукт. Поэтому мы решили создать отдельную VOKA-команду. Сейчас на проекте 25 человек: проект-менеджер, врачи, разработчики, 3D- и UI/UX-дизайнеры, бизнес-аналитики, тестировщики и маркетологи.
Еще один из плюсов карантина — он помог нам выиграть время. За год мы отрисовали более 100 моделей костей, мышц, органов человека. Мы не тратились на клинические испытания или продвижение — нашей целью были только отрисовка 3D-моделей и разработка мобильного приложения для студентов. В теле человека 206 костей. И более 800 типов возможных переломов, которые выделяют медики. Все эти модели нужно отрисовать и согласовать с медицинским сообществом.
COVID-2019 помог нам оторваться от конкурентов — они практически никак не продвинулись за этот год, а мы выпустили первый в мире подобного рода медицинский каталог патологий.
Когда проходишь такой длинный путь самостоятельно — понимаешь, где ты ошибся, где недоработал, а где, наоборот, работал слишком усердно. Вот несколько советов по развитию своего продукта, которые я осознал на своем опыте:
Медицина — консервативная область, но и в ней происходят значительные изменения. Только в 2019 году Microsoft и 14 хирургов из разных стран провели демонстрацию использования HoloLens при проведении операций.
А мы еще в 2017 году делали то же самое! Так что связка белорусских врачей и программистов на пару лет обогнала Microsoft.Новые рабочие инновационные MedTech-решения мы увидим в ближайшие 5 лет ― или сделаем сами. Например, у приложения VOKA Pathology 3D нет аналогов: есть достойные конкуренты с атласом анатомии (например, Complete Anatomy от 3D4Medical), но никто кроме нас не делает полный каталог патологий в формате 3D.
MedTech — популярное для аутсорса направление и обширная область работы.
По статистике Frost & Sullivan, объем технологий в области здравоохранения увеличился до $ 1,96 трлн. И это только начало. После «бума» коронавируса и последующего карантина люди стали больше заботиться о своем здоровье. И что как не технологии помогут в этом?
4 ноября
Это AMACON: в Минске проведут профильную конференцию для маркетологов
4 ноября
Завершился первый ночной хакатон в Беларуси “Startup Boom Hackathon&Accelerator”! Как это было?
1 ноября
Бесплатный аудит кадровых и бухгалтерских процессов – спецпредложение от ООО «СМАР ЛИГАЛ»
1 ноября
Запускаем акцию — «Заяви о себе с Про бизнес»!
1 ноября
МТБанк открыл phygital-офис в центре Минска. Что это за отделение и почему там нет касс?
1 ноября
Открыта регистрация на Форум по управлению интернетом Belarus IGF-2024
31 октября
Форум для белорусского бизнеса "Лига экспорта" пройдет в Минске 10 декабря
30 октября
BFS 17-й сезон: живая музыка, дух путешествий и инновационные гаджеты