Войти
Менеджмент
«Про бизнес.» 3 апреля 2017 1

Мертворожденная этика: что помогает бизнесу выигрывать не только на коротких дистанциях

Фото с сайта hvli.org
Фото с сайта hvli.org

В начале 1990-х постсоветский бизнес пережил «родовую травму». В те годы большинство бизнесменов считали «мораль» и «выживание» вещами несовместными: ни государство, ни бандиты не позволяли вести бизнес честно. Слоганом поколения стала фраза: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!». Какую роль в бизнесе играет сегодня нравственный аспект? Своим мнением на эту тему делится международный эксперт по вопросам лидерства Александр Дианин-Хавард.

— С начала 90-х прошло всего четверть века — по историческим меркам это совсем немного. Большинство белорусских компаний ведут сегодня бизнес «по белому». В Минске собираются большие залы, чтобы послушать откровения знаковых предпринимателей о поисках своего пути и оглушительных личных FuckUp-ах. Руководители со стажем не стесняются задавать коучам вопрос: «В чем смысл моего бизнеса?». А участники бизнес-тренингов спорят до хрипоты, где проходит граница между нравственными и безнравственными управленческими решениями.

Так почему собственники компаний должны быть нравственными лидерами?

Если говорить белорусском бизнесе, мне кажется, что у него фантастический человеческий капитал. Может, секрет в том, что у вас фактически не было приватизации и собственникам приходилось создавать бизнес с нуля… И это делали в основном люди с чувством собственного достоинства, которые развивают свои компании и развиваются сами. Они представляют не крупный, а малый и средний бизнес. И это меня радует: для Беларуси развитие среднего бизнеса приоритетно, поскольку создает фундамент деловой культуры. Белорусские бизнесмены — ищущие люди. И для них, я думаю, нравственное лидерство — не пустой звук.

Почему нравственное лидерство — это важно

Только нравственное поведение лидера создает доверие. Тебе доверяют потребители — и покупают твои продукты. Тебе доверяют сотрудники — и создают великие инновации. Предприниматель, который заявляет: «Цель моего бизнеса — прибыль», — может выиграть на короткой дистанции. Ты богат — но это конец истории: люди знают, какой ценой ты заработал свои деньги.

Поэтому на средних и длинных дистанциях побеждают те, для кого цель бизнеса — человек. Они заботятся о том, чтобы сотрудники достигли в жизни персонального успеха, а потребители — получили новые возможности в жизни. Так мыслят владельцы мировых компаний, лидирующих в своих секторах рынка. Например, создатели крупнейшего в мире лоукостера Southwest Airlines, мирового лидера в шинной индустрии Michelin, ведущего производителя средств гигиены Kimberly-Clark и др.

Нравственность заключается не в соблюдении правил, а в том, чтобы реализовать свой человеческий потенциал.

Пример мертворожденной этики, основанной на правилах — «Кодекс строителя коммунизма». Менять мир к лучшему может только этика, основанная на добродетелях — например, этика Аристотеля, этика Конфуция.

Фото с сайта inlife.bg
Фото с сайта inlife.bg

Стать цельным человеку позволяют четыре фундаментальных добродетели:

  • Благоразумие, позволяющее принимать верные решения
  • Мужество, помогающее рисковать и держаться выбранной линии поведения
  • Самообладание, управляющее нашими эмоциями
  • Справедливость, помогающая нам воздавать каждому свое

Развив все четыре добродетели, вы раскрываете свой человеческий потенциал. Но, чтобы стать нравственным лидером, нужны еще и такие специфические качества, как величие и служение, великодушие и смирение.

Так, многим хорошим людям не удается стать лидером, потому что у них нет величия — великой мечты. Другие люди умеют мечтать — но не готовы превращать мечту в реальность каждый день. Лидер — это человек, который совмещает в себе созерцательность и действие. Это очень сложно: меланхоликам, например, от природы свойственна созерцательность, а холерикам — действие. Нужно понять свой жизненный вызов и развить недостающие качества: меланхоликам — смелость, холерикам — смирение, сангвиникам — стабильность, флегматикам — великодушие.

Как развивать в себе добродетели

Первый шаг в развитии любой добродетели — забота о своем окружении, своей атмосфере. Так, если вы хотите развить в себе великодушие, — окружите себя великодушными людьми!

Ваш жизненный план складывается, когда вы начинаете выбирать: с какими людьми встречаться сегодня, какую книгу открыть, какой фильм посмотреть, какую новость прочесть.

Например, вы имеете право не знать подробности очередного голливудского скандала потому, что ненужная вам информация ухудшает ваше мышление, лишает вас воображения. Проявите волю, чтобы следовать своему жизненному плану.

А чтобы развить волю, например, не нужно ждать подвига. Воля закаляется в повседневных мелочах. Например, поднимитесь сегодня через силу на пятый этаж пешком — через месяц вы сможете делать это с удовольствием. И тогда, вероятно, наступит день, и вы сами себе удивитесь. Вы будете делать множество непосильных раньше вещей — но вам станет гораздо легче жить.

Александр Дианин-Хавард

Александр Дианин-Хавард

Международный эксперт по вопросам лидерства

Работал адвокатом в Страсбурге, преподавал право в Хельсинки. С 1994 года читает лекции и проводит семинары по нравственному лидерству. Разработал систему и основал институты нравственного лидерства в Москве, Вашингтоне, Шанхае, Найроби и Мумбаи.

Автор книг «Нравственное лидерство» и «Сотворенный для величия», переведённых на 20 языков.

Автор семинара «Нравственное лидерство»

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Владимир Волосенков3.04.2017

Довольно странный перечень добродетелей и их интерпретация.

Если говорить о нравственном лидерстве, то разумно было бы отталкиваться от описания христианских добродетелей:

http://www.pravoslavie.ru/29642.html Часть 1
http://www.pravoslavie.ru/29658.html Часть 2

Причём, что интересно, именно для бизнесменов достижение этих добродетелей более сложно. То есть является реальным вызовом.

Ключевое отличие христианской нравственности от других (даже от Ветхого завета) в том, что любовь и милосердие выше принципа справедливости (воздаяния за дела, око за око, зуб за зуб).

В этом свете "четыре фундаментальных добродетели" в статье в виде "благоразумия, мужества, самообладания и справедливости" видятся мне весьма второстепенными и неконкретными.

А требования нравственности для бизнесмена, чиновника и для любого другого человека ничем не отличаются друг от друга. Во всех случаях это влияет на качество социальных взаимодействий и следовательно уровень их жизненного успеха.

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент