12 сентября
Фестиваль мексиканской культуры в Минске состоялся при поддержке А1: музыка, танцы, гигантский буррито и буйство красок в Верхнем городе
В творческих проектах легко натолкнуться на взаимное недопонимание клиента и подрядчика — уж «слишком творческим» бывает последний. Как вести себя с таким подрядчиком, чтобы проект удался, рассказывает Ольга Иваненко — режиссер и учредитель продакшн-студии PLAY.
— Дизайнеры, копирайтеры, стилисты, художники, режиссеры, фотографы, актеры... Мы периодически сталкиваемся с ними в работе, одновременно восхищаясь их работами и возмущаясь их деловой этикой. Все очень противоречиво, но за счет качества коммуникации и построения правильного процесса руководитель творческого проекта создает немалую добавленную стоимость.
Я режиссер: одновременно руковожу творческой группой проекта и подчиняюсь — продюсеру и клиенту. И это дает мне возможность взглянуть на работу с креативными личностями с двух сторон.
Так, моя любимая раскадровщица — ужасный нытик, режиссер монтажа — циник, звукорежиссер — страшный молчун, а костюмер и гример — болтушки.
Но когда работаешь на проекте с командой 40−50 человек, приходится смириться, ведь главное — профессионализм команды и классный результат.
Итак, как работать с творческими личностями?
Для начала их нужно найти. По какой-то причине у нас принято называть некоторых творческих личностей раздолбаями, но я с этим категорически не согласна. Еще на этапе планирования проекта постарайтесь отделить лентяев от продуктивных креативных подрядчиков, хотя бы бегло оценив их обязательность, адекватность и наличие опыта работы, количества работ в портфолио, которые хоть как-то соответствуют заявленному опыту.
Если вы получили неудовлетворительный результат от подрядчика, которого считали очень креативным, скорее всего, вы просто не договорились о том, чего хотите. Не жалейте времени на подготовку, описание своих пожеланий и подбор примеров того, что вам нравится, а что нет. Формируйте подробное техническое задание (ТЗ). Как говорят у нас в сфере: без ТЗ результат ХЗ.
Пример 1. Большинство российских рекламных агентств, запрашивая стоимость продакшна, вместе со сценарием высылают продакшн-бриф, где детально описана и проиллюстрирована стилистика ролика, какой результат подходит и какой — нет. При такой детализации шансы промахнуться с планированием кампании уже на этапе составления сметы — минимальные. У нас пока не всегда так, и часто запрос присылается в форме сценария, а потом оказывается, что агентство подразумевало определенный стиль реализации, который не в бюджете.
Пример 2. Чтобы придумать креативную идею, любому творческому человеку нужно познакомиться с продуктом. В последнее время мы просим клиента знакомить нас с продуктом крайне детально. Попробовать, пощупать, понять, как открывается упаковка и нужен ли мокап (макет продукта), чтобы продукт на экране выглядел хорошо.
Итог — нам удалось составить сценарий, который отражает позиционирование, цветовая гамма и цветокоррекция ролика соответствуют палитре упаковки, продукт играет в ролике главную роль.
Пример 3. Если мы заказываем графический дизайн для работы на проекте, мы готовим подробное ТЗ с примерами и описанием работы. Так мы исключаем возможность ошибок и повторной работы дизайнера. Поэтому доработки минимальные, гонорары дизайнера небольшие, сроки работы — очень короткие.
Креативные ребята очень ранимы, и одна некорректная оценка может поставить под угрозу весь проект – подрядчик просто обидится и уйдет. Все потому, что потребность в самовыражении у такого типа людей часто более значима, чем финансовые потребности. Поблагодарите подрядчика за старания и спокойно поясните, чего вы ждали и что еще нужно доработать.
Пример. Пару лет назад мы работали над сложным проектом с постройкой декорации с классным художником-постановщиком, который был в начале своего пути. Истерика и конфликт, возникшие на пустом месте из-за недопонимания, не позволили нам закончить проект.
Мы еще долго слали друг другу гневные письма. Постройку декорации пришлось заканчивать с другими художниками, а передавать проект в процессе работы — то еще удовольствие.
Если вы хотите получить неординарный результат, нужно дать подрядчику достаточно времени на творческий поиск. Механика процесса, понимание методик и трезвая оценка времени приходят только с огромным опытом работы. Более того, та часть, когда нужно придумать что-то новое и стоящее, иногда выполняется за 10 минут, а иногда на нее уходит несколько дней. Для себя же стоит спокойно спланировать оговоренное количество времени, умноженное на три.
Пример 1. Мой продюсер знает, что если не дать мне достаточно времени, результат будет не таким классным. Поэтому он терпеливо ждет, даже если сроки ставят подготовку к съемкам в стрессовые условия — ведь никто не хочет шаблонное творчество.
Пример 2. Летом мы снимаем меньше роликов, чем в остальное время года. В работе над одним из летних роликов у нас не было сжатых сроков: клиент предупредил о старте работы за два месяца и озвучил сроки сдачи, которые давали нам возможность делать работу в плавном режиме.
Процесс получился очень комфортным, и неожиданно для всех команда выдала намного более сложный и интересный результат, чем все ожидали от этого проекта.
Очень детальный режиссерский сценарий, ряд неожиданных продюсерских решений, классная операторская работа и детальная проработка кадра – в результате готовый ролик субъективно воспринимается на 30% дороже, чем в реальности.
Первостепенным часто является интерес сделать что-то новое, более сложное и необычное. Равно как и высокая стоимость не гарантирует высокого качества работы. Часть проектов некоторые подрядчики готовы делать если не бесплатно, то за половину или даже треть гонорара.
У большинства креативных подрядчиков открытое ценообразование, которое зависит от интересности проекта.
Творческим подрядчикам свойственны определенные недостатки, но работа с хорошим результатом часто дает им определенный карт-бланш на личные недостатки и особенности.
И те руководители, которые умеют закрыть глаза на личностные особенности креативных подрядчиков или построить процесс так, что эти недостатки не будут влиять на процесс, снимают сливки.
Им достаются самые классные результаты работы.
Пример. Мне как режиссеру очень важно расфокусироваться, думать обо всем и ни о чем, смотреть на вещи мимолетно, как будто сверху. Я ухожу в себя и выхожу из этого состояния с парочкой интересных идей.
Так я иногда забываю имена, теряю свою рацию и сценарий на съемочной площадке, роняю телефон, опрокидываю кружки. Но это не ставят мне в упрек.
Творческие люди скорее сотрудничают, чем подчиняются. В большинстве своем они — фрилансеры, поэтому вольны соглашаться либо отказываться от определенной работы, и на них не действуют угрозы, нотации и другие элементы наказаний.
Выборочно на творческого сотрудника можно воздействовать угрозами оставить его без гонорара, но отношения будут испорчены и хорошей продуктивной работы не получится. Поэтому если на проекте возникает недопонимание, оптимальный вариант — обсудить ситуацию заново и заключить новые договоренности.
Для минимизации рисков срыва проекта хорошо иметь несколько вариантов подрядчиков и стандартизировать процесс, поделив его на этапы и описав на понятном языке результат каждого этапа.
Пример. Я стараюсь работать на проектах с постоянной творческой группой, ведь комфортное состояние и выстроенная коммуникация делают творческий процесс более качественным.
Но если кто-то из постоянных подрядчиков занят, продюсер всегда сможет быстро подобрать замену. Для этого у нас в студии есть огромное облако ресурсов, структурированный список доступных подрядчиков с контактами. А на разовом проекте достаточно будет подобрать пару дополнительных вариантов, оговорив с ними ситуацию и выяснив их занятость на случай форс-мажора.
И в заключение еще несколько рекомендаций
- Фиксируйте сроки письменно
- Обсудите порядок оплаты
- Договаривайтесь о формах передачи результата
- Оговаривайте форму и время коммуникации по проекту
- Оговаривайте время внесения правок
- Проверяйте информацию
- Собирайте правки в блоки и подробно описывайте их
- Потратьте достаточно времени на приемку результата
- Будьте доступны для выяснения деталей
12 сентября
Фестиваль мексиканской культуры в Минске состоялся при поддержке А1: музыка, танцы, гигантский буррито и буйство красок в Верхнем городе
11 сентября
В Минске пройдет ночной хакатон Startup Boom Hackathon&Accelerator, который решит важные социальные вопросы в Беларуси
9 сентября
Пакет услуг «SMART START» – для новых клиентов Белагропромбанка
5 сентября
Space Day 2024: форум возможностей для будущих предпринимателей
26 августа
Основные правила продавцов на Ozon: 7 способов повысить продажи на маркетплейсе
14 августа
Бесплатные консультации по привлечению инвестиций в бизнес
5 августа
С клиентом работают только профи. World Class меняет рынок фитнес-услуг в Беларуси
1 августа
МТС — бизнесу: полезные сервисы и удобные тарифы