Top.Mail.Ru
Управление персоналом
«Про бизнес» 11 марта 2019

«Разогреть» молодого специалиста можно за 3−6 месяцев: опыт учебного центра Wargaming

Фото из архива Wargaming
Фото из архива Wargaming

Что делать ИТ-компаниям, если на рынке явный дефицит кадров? Многие давно открыли свои учебные центры, в которых готовят будущих специалистов — начиная со студентов старших курсов.

Пример такой подготовки — внутренние обучающие курсы Wargaming Force — приводит Дмитрий Кироль, Head of HR минского центра разработки Wargaming.

— Ситуация парадоксальная: белорусские вузы открывают все больше ИT-специальностей, выпускают все больше программистов. Казалось бы, рынок должен «трещать по швам» от количества кандидатов.


Дмитрий Кироль Head of HR минского разработчика Wargaming
Дмитрий Кироль
Head of HR минского центра разработки Wargaming

Но проблема в том, что программисты-универсалы — редкая птица. В основном свободные специалисты уже поработали в определенной сфере, где привыкли к четкому кругу обязанностей, и не готовы быстро «переобуться» в профессиональном смысле.

То есть достойные кандидаты вроде бы есть, но таких, чтобы подходили для работы в гейм-индустрии, явно не хватает. 

Неопытный специалист хорош по многим параметрам:

  • Во-первых, как показывает практика, начинающий специалист привязывается именно к первой компании (конечно, если это хорошая компания)
  • Во-вторых, он начинает карьеру с чистого листа, и ему не нужно перестраиваться с одной корпоративной культуры на другую. Человек из одной специфической среды (со своей атмосферой, микроклиматом и так далее) попадает в другую специфическую среду. Прежняя корпоративная культура будет «фонить» и сказываться на его самоощущении в новой рабочей среде и на взаимодействии с теми, кому такая культура чужда. И преодолеть этот диссонанс будет не так просто.

С другой стороны, опытные специалисты совершенно спокойно могут проявлять гибкость и адаптивность. Такие люди, обладающие мощной мотивацией к смене профессиональной обстановки и способные быстро перестраиваться, скорее всего, преуспеют в новой сфере деятельности. Особенно если они успели поработать в разных индустриях.

Мы в компании решили, что будем привлекать начинающих специалистов. Соответственно, уже третий год у нас работают Wargaming Forge — внутренние обучающие курсы компании, где мы сами формируем нужных нам специалистов из талантливых старшекурсников или выпускников, дотягивая их до нужного нам уровня. Расскажу об этом. Возможно, наш опыт пригодится другим ИТ-компаниям.

Фото из архива Wargaming
Фото из архива Wargaming

Как разрабатывался обучающий курс

По большому счету программы Wargaming Forge создаются по единому рецепту. Здесь важно строго придерживаться определенной последовательности действий, добавляя специи для усиления «вкуса».

Базу курса создают эксперты — сотрудники компании, которые выступают внутренним заказчиком и затем набирают к себе в команду. Программа строится на основании тех дисциплин и направлений, которые нужны будут в данном департаменте.

Шаг 1. Первым делом мы разрабатываем позиционирование курса: определяем, какого рода нам нужны специалисты, формат обучения, длительность, периодичность, прикидываем, где мы можем искать кандидатов.

Затем формируем программу продвижения курса, чтобы потенциальные кандидаты могли увидеть, что собой представляет образовательный проект, чего стоят наши эксперты и почему им стоит туда податься.

Шаг 2. Проверка тестовых заданий. Тестовое задание состоит из нескольких частей:

  • Первая часть направлена на проверку базовых знаний по направлениям (например, для курса Platform Back-Еnd, который как раз сейчас набирается, — это знание базовых языков программирования Python, Ruby, Golang, Perl, Erlang, Java, Scala, JavaScript, C, C++, C#)
  • Вторая часть — обоснование алгоритма выполнения задания (почему именно так, а не иначе выполнено задание)
  • Третья часть — мотивационное письмо на тему «Почему я хочу попасть в WGForge». При этом одним из важнейших критериев оценки кандидатов является их способность схватывать на лету: одно из заданий не совсем характерное для этого направления и подразумевает, что студент за короткое время может самостоятельно найти нужную информацию и выполнить его.

По итогам этапа оценки отбираем лучших. Отбор проходят в среднем около 10 процентов.

Шаг 3. Собственно обучение в минском офисе в течение 3 месяцев. Это и работа с тренером в группе 2 раза в неделю (2−3 часа в офисе), и домашние задания.

Шаг 4. Интернатура. На этой стадии человек уже становится частью нашей компании с той лишь разницей, что еще в течение 3−6 месяцев он работает под наблюдением опытного сотрудника компании — ментора.

В остальном интерны — равноправные сотрудники Wargaming. Они проходят ту же программу адаптации, получают тот же социальный пакет и работают на тех же условиях, что и все. Например, в начале 2018 года по итогам курса Wargaming Forge World of Tanks в интернатуру попали 6 студентов, которые успешно закончили ее и до сих пор работают над игрой.

Фото из архива Wargaming
Фото из архива Wargaming

Принцип обучения: подробности

Обучение построено по отличному от академического принципу: каждый последующий этап зависит от успешности предыдущего. И задача тренера или ментора — отслеживать прогресс своего подопечного и исходя из этого предлагать новые, подходящие именно этому студенту/интерну знания.

Проверка знаний проходит регулярно: проверяются домашние задания студентов, а также исходя из результатов наполнение курса может корректироваться индивидуально ментором. Спустя месяц после обучения кандидаты приступают к дипломной работе, которую защищают в конце курса.

По сути, студентов в WGForge можно назвать еще и модераторами: программа корректируется в зависимости от того, насколько они успевают усваивать материал.

В этом и заключается наша специфика, которая отличает нас от схожих программ.

Графика запуска курсов нет. Мир динамичен, поэтому мы не загадываем наперед и ориентируемся по ситуации. Возникла потребность — открываем курс. В середине февраля, например, у нас стартовал набор на курсы Platform Front-End, Platform Back-End, Computer Graphics и Motion Design, обучение будет проходить до конца мая.

Фото из архива Wargaming
Фото из архива Wargaming

Кто наши преподаватели

У нас сильная преподавательская база: только в минском офисе Wargaming работают 9 кандидатов наук и 15 преподавателей вузов.

Но в тренерский/менторский состав Wargaming Forge мы отбираем людей не только по наличию преподавательского опыта. Как правило, это профессионалы своего дела, достигшие того уровня, когда они готовы делиться знаниями, что и является их главным мотивом. А мы помогаем им в плане освоения методик преподавания: в компании есть своя школа тренеров.

Все менторы-тренеры курсов вызывались работать сами: они заинтересованы, чтобы создать классную команду в своем департаменте. Более того, бывает так, что внутренний заказчик курса приходит уже с готовым списком специалистов, которые будут преподавать.

Результаты

Интересно, что изначально направленный на решение внешних задач HR по привлечению кандидатов, WGForge помог и сотрудникам увеличить уровень лояльности к компании: все менторы вызываются преподавать сами, что для них является в том числе и личной самореализацией как преподавателей.

За два года мы реализовали 8 курсов Wargaming Forge. Около 20% интернов затем получают предложение о работе в компании. И все они показывают очень высокий результат. Это говорит о том, что мы выбрали правильную стратегию по отбору и подготовке специалистов.

Что будет дальше?

Наш очередной «шаг в сторону» — интернатура, куда мы будем приглашать иностранных соискателей. До этого у нас был фокус на Беларусь, изредка среди кандидатов попадались ребята из России. В этот раз мы решили вывести программу на международный уровень и провести интернациональный Wargaming Forge на базе минского офиса.

Фото из архива Wargaming
Фото из архива Wargaming

На закономерный вопрос: «Неужто своих специалистов не хватает?» — есть простой ответ: в наши игры играют во всем мире. И желания этих игроков лучше всех понимают представители соответствующих культур.

Мы выделили интересующие нас в первую очередь регионы (США, Великобритания, Польша, Франция, Швеция) и решили именно из этих стран привлечь интернов как носителей специфических культурных кодов, которые помогут нам лучше понимать интересы западного игрока. Например, если в СНГ танки и Великая Отечественная — это чуть ли не часть нашего ДНК, в Европе отношение к этому несколько отличается.

Плюс мы хотим, чтобы за счет присутствия иностранных коллег развивалась наша корпоративная культура — за счет взаимопроникновения западной и белорусской ментальностей. Команды плодотворнее работают в атмосфере культурного многообразия. А мы, в свою очередь, сможем продвигать бренд «Сделано в Беларуси»: иностранные интерны увидят профессиональный уровень белорусских специалистов, расскажут об этом в своих кругах, что положительно скажется на имидже нашей страны.

Следующий шаг — стипендии Wargaming. Сейчас в обществе активно обсуждается практико-ориентированный подход в образовании. Но мы по-прежнему считаем, что высшее образование обладает огромным потенциалом и должно в первую очередь развивать способности и стремление к научной деятельности. Об остальном должна позаботиться принимающая сторона — компания. Опыт показывает, что «разогреть» молодого специалиста можно за 3−6 месяцев. Поэтому мы намерены активно сотрудничать со сферой высшего образования. Нам интересно создавать в Беларуси благоприятные условия, где могли бы пробовать свои силы молодые представители разных наук. Например, мы планируем учредить стипендии для четырех факультетов БГУ (физического, химического, прикладной математики и информатики, а также радиофизики и компьютерных технологий), по четыре стипендии на каждый факультет. Выбор факультетов был определен не случайно: основатели Wargaming были выпускниками именно этих факультетов.

Пока проект находится на стадии обсуждения, но к концу марта, я надеюсь, мы будем располагать более конкретной информацией. Одно могу сказать уже сейчас: мы намерены развиваться в этих направлениях и дальше.

Новости компаний

Сейчас на главной

Платный контент