21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
1 | 2 | 4 |
В феврале 2021 года в русскоязычный интернет ворвался Clubhouse — социальная сеть, где пользователи общаются друг с другом исключительно голосом, а не с помощью текстов. Аудиторию зацепило то, что, попадая в «тематическую комнату», в прямом эфире здесь можно было послушать известных медийных персон, в том числе таких, как Марк Цукерберг или Илон Маск. Проект привлек миллионные инвестиции, ему предсказывали бурный рост — в начале года бизнес оценивался в $ 1 млрд.
Мы узнали, удалось ли Clubhouse удержать аудиторию, и какие еще не самые известные сегодня соцсети привлекали к себе большое внимание на старте.
На днях соучредители соцсети Пол Дэвисон и Рохан Сет объявили, что Clubhouse отменяет систему «инвайтов», когда зарегистрироваться в приложении можно только по приглашению от уже существующего пользователя. Именно эту особенность настойчиво расхваливали PR-щики, ведь система «инвайтов» создавала соцсети имидж этакого «элитарного клуба», в который не так просто попасть.
Теперь все стало проще, и вот как это комментируют создатели соцсети: «Мы всегда хотели, чтобы Clubhouse был открытым. Любой человек в мире должен иметь доступ к содержательным разговорам». По словам владельцев, ограничения нужны были на первоначальном этапе, чтобы растить соцсеть равномерно, а теперь проект будет масштабироваться.
Видимо, с этой же целью неделей ранее в Clubhouse было снято ограничение по текстовым сообщениям. Появилась опция Backchannel — встроенный мессенджер для переписки. Такой шаг в СМИ называют «изменой самим себе», ведь именно голосовое общение отличало Clubhouse от других социальных сетей и мессенджеров.
Эксперты предполагают, что снятие ограничений — это попытка вернуть популярность, которая была у проекта в начале года.
Напомним, в феврале 2021-го Clubhouse показал взрывной рост аудитории. Если в конце 2020 года в соцсети были зарегистрированы порядка 600 тысяч пользователей, то в феврале 2021 года их было уже 6 млн.
Особую роль в продвижении сыграли медийные персоны. Чего стоил один лишь пост основателя Tesla и SpaceX Илона Маска, в котором он пригласил поболтать в Clubhouse официальный Кремль? Люди ринулись скачивать приложение, чтобы получить роскошь общения с топовыми менеджерами, бизнесменами, актерами и т.д. По мнению аналитиков, именно в этом была основная причина популярности Clubhouse — создавалась иллюзия «прямого разговора» со звездой.
Но после пикового февраля интерес к Clubhouse стал угасать. Эффект «Илона» работать перестал, «звезды» стали все меньше времени проводить в распиаренной соцсети, и массовая популярность осталась в прошлом. Также у соцсети появились серьезные конкуренты — похожие голосовые продукты запустили Facebook, Instagram, Twitter, Reddit, LinkedIn и другие известные соцсети.
Ежемесячные загрузки приложения Clubhouse в 2020—2021 гг. по регионам
Нажмите для увеличения
Сказалось и то, что создатели проекта затянули с разработкой приложения на Android. Оно стало доступно лишь в мае, хотя ждали его в марте-апреле. Конечно, благодаря разработке на Android июньская статистика по скачиваниям существенно подросла (работает отложенный спрос), но вернуться к цифрам этой зимы у проекта пока не получается. По данным на июнь 2021 года, у соцсети около 12 млн активных пользователей, включая 10 млн на iOS и 2 млн на Android.
В русскоязычном сегменте Clubhouse в феврале возглавлял рейтинг самых скачиваемых российских приложений на iOS. Сейчас соцсеть вылетела из горячей сотни — таковы данные сервиса аналитики App Annie, которые проанализировало издание «Известия». Версия приложения на Android также не особенно востребована — самая высокая позиция, до которой поднимался Clubhouse, — 34-е место в рейтинге.
Как на популярности Clubhouse скажется отмена приглашений, сказать сложно. По данным The Verge, сейчас в листе ожидания на регистрацию находятся 10 млн человек, то есть этот шаг действительно может увеличить активность и количество пользователей. При этом ведущие мировые издания уже выпустили материалы с заголовками о том, что «соцсеть умирает» и точка невозврата пройдена.
Какие еще соцсети громко заявили о себе на старте, но не сумели удержать пользователей? Вот несколько примеров.
Социальная сеть Friendster была запущена в 2002 году в качестве конкурента сайту знакомств Match. Создатель сети канадский программист Джонатан Абрамс предположил, что объединять в пару лучше не двух неизвестных людей, а друзей — в таком случае больше шансов, что отношения сложатся удачно.
Идея понравилась аудитории, и всего за несколько месяцев на сайте зарегистрировались 3 млн пользователей — в те времена этот был прорыв. Friendster считается первой социальной сетью в мире с многомиллионной аудиторией.
В 2003 году Google предложил выкупить Friendster за $ 30 млн, но предложение было отклонено. Вместо этого Джонатан Абрамс привлек венчурные инвестиции. И все могло сложиться хорошо, если бы не постоянные конфликты между инвесторами, что не позволяло своевременно принимать важные управленческие решения.
Friendster оказался не готов к масштабированию. По мере роста трафика стало всплывать множество технических проблем — страницы загружались очень медленно, и пользователи уходили на другие площадки, например, набиравшую в то время популярность соцсеть MySpace. Довольно долго инвесторы Friendster пытались бороться за аудиторию, но в 2015 году проект был официально закрыт.
Яркий дебют в 2005 году показала соцсеть Bebo — ее основали супруги из Сан-Франциско Майкл и Сочи Берч. За 9 дней после запуска соцсеть привлекла миллион пользователей. А на пике популярности аудитория соцсети составляла около 40 млн, особенно полюбили ее жители Великобритании и Ирландии.
В 2008 году основатели Bebo очень выгодно продали соцсеть компании AOL — за $ 850 млн. А дальше дела у проекта пошли очень и очень плохо. Эксперты называют несколько причин: плохой менеджмент и агрессивное завоевание рынка соцсетью Facebook.
Всего через два года после покупки AOL продала проект за $ 10 млн, а в 2013 году соцсеть стоила всего $ 1 млн. BBC назвали сделку AOL одной из самых худших в истории.
Приложение Path запускалось как альтернатива Facebook, где друзей у пользователя со временем появляется слишком много — и большая часть из них незнакомцы. Основатели проекта Дэвид Морин (из Facebook), Шон Фаннинг и Дастин Мьеро (из Napster) решили пойти другим путем и ограничили в приложении число френдов до 50. Согласно исследованиям антропологов, именно столько более-менее близких знакомых обычно бывает у семьи.
В 2012 году Path по-настоящему «выстрелил»: за первые три недели после запуска приложение загрузили 1,5 млн раз. Спустя три месяца Google предложил основателям продать проект за $ 100 млн, но сделка не состоялась. Казалось, что на этом проекте можно заработать больше.
А потом случилось то, что фактически растоптало этот бизнес. В 2012 году стало известно, что Path загружает на свои серверы адресные книги пользователей, включая полные имена, адреса электронной почты и номера телефонов. Руководство компании пыталось оправдаться тем, что они делают это, «чтобы помочь пользователям быстро и эффективно находить своих друзей и семью на Path, подключаться к ним, а также уведомлять их, когда друзья и семья присоединяются к Path. Больше ничего». Но пользователи не готовы были простить создателям приложения потерю конфиденциальности.
В 2014 году в борьбе за выживание в приложении был увеличен лимит друзей до 500, но ситуацию это не спасло. В 2015 году проект был продан корейской компании, а в 2018 году закрыт.
Не так давно это было очень популярное мобильное приложение, с помощью которого пользователи могли создавать и делиться друг с другом 6-секундными видеороликами. В 2012 году, еще до реализации проекта, авторы продали идею компании Twitter. Cмысл был в том, чтобы повторить, только в формате видео, то самое ограничение по количеству символов, благодаря которому взлетел сам Twitter.
Для широкой публики сервис Vine стал доступен в январе 2013 года. И уже в апреле оказался самым скачиваемым бесплатным приложением в iOS App Store. На пике число пользователей Vine доходило до 200 млн человек. Казалось, что «вайны» заполонили интернет-пространство.
При этом не оправдался первоначальный расчет создателей на то, что люди будут обмениваться друг с другом моментами из жизни. Пользователи стали загружать приложение, скорее, для творчества. Как вместить в 6 секунд что-то такое, чем можно удивить всех? Вызов, конкуренция — вот что работало на Vine. А для повседневного общения пользователи выбрали видео в Instagram, Snapchat и YouTube.
С ростом конкуренции звездные пользователи Vine стали вести переговоры с владельцами о том, чтобы им платили за размещение роликов в приложении. Обсуждение зашло в тупик, новые ролики от «звезд» не появлялись, и Vine cтал стремительно терять аудиторию. В 2016 году сервис был закрыт для загрузки новых видео.
21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
19 ноября
Особое признание: Betera с двумя наградами престижной премии ADMA
19 ноября
Республиканский DemoDay – победители «Стартап-марафона» определятся в ближайшее время
19 ноября
3Х-кратный рост мясоперерабатывающего предприятия благодаря внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2» компанией Академ и К
19 ноября
Бесплатные БелВЭБ-Кассы от Банка БелВЭБ!
18 ноября
Специальная партия SERES | AITO M5 уже в Минске: ваш рациональный выбор здесь и сейчас!
18 ноября
Международный форум ЭДО в Москве 2024: Взгляд на будущее электронного документооборота
18 ноября
Вторая жизнь рекламных баннеров: компания МТС презентовала уникальный мерч