21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
2 | 1 | 2 |
Денис Богуш — один из первых людей, которые поверили в развитие киберспорта тогда, когда наличие компьютера в доме было, скорее, исключением, чем нормой. И не зря. Сейчас индустрия переживает расцвет: киберспортивные турниры собирают сотни тысяч зрителей по всему миру, разыгрываются призовые фонды на миллионы долларов. Все больше стран официально признают киберспорт видом спорта. О том, как строить бизнес на том, во что многие не верили, как делегировать полномочия, когда горишь проектом, и как работает тайм-менеджмент, мы поговорили с председателем Белорусской федерации киберспорта и основателем Meta Arena Денисом Богушем в совместном проекте с брендом Lenovo.
— Я вырос в семье профессиональных спортсменов-пловцов. Сам занимался плаванием и все детство провел в тренерских. Видел, как строится взаимодействие между тренером и спортсменом. В большой спорт не пошел, так как понял, что не готов заниматься этим всю жизнь. Это были 2000-е, и мы с друзьями ходили играть в компьютерные клубы. Я никогда не был заядлым игроком, но меня привлекала схожесть гейминга со спортивным процессом. В играх также есть соревновательный момент, на исход состязания влияют знания и умения человека, а также стратегия. То есть как в любом виде спорта: плавании, хоккее, футболе. Только здесь другой инструментарий: не мяч и шайба, а компьютер.
Начиналось все с открытия компьютерного клуба «Тарантул». Он, кстати, работает до сих пор. На его базе организовывались локальные киберспортивные соревнования. Сформировались команды, которые стали ездить на турниры в такие же клубы по СНГ. В 2005 году при поддержке крупного бренда прошли первые национальные отборы команд для участия в World Cyber Games — чемпионате мира по киберспорту. С того момента Беларусь стала постоянным участником этого турнира. В итоге в 2012 году в командном зачете завоевали бронзу.
Это очень важный момент — киберспорт начали поддерживать мировые бренды. Стало понятно, что за этим будущее, так как крупные компании не станут вкладывать средства в малоперспективные проекты. Благодаря киберспортивным турнирам у технологических брендов появилась возможность достучаться до своей целевой аудитории.
В 2017 году зарегистрировали Белорусскую федерацию киберспорта, которую я возглавил. Она стала полноправным членом международной федерации, несмотря на то, что киберспорт в нашей стране не признан официальным видом спорта (в отличие от 42 стран мира, включая наших стран-соседок). Тем не менее мы имеем право голосовать за вступление в федерацию нового участника, за включение дисциплин, а также наши команды получают небольшое финансирование от сторон, организующих международные турниры.
Важную роль в развитии индустрии играют геймдевы, которые с годами совершенствуют свои разработки. Они улучшают фэйр-плей игры, задавая тон остальным, проводят турниры под монобрендами и собирают большие призовые фонды. Последний турнир — The International по Dota 2 — собрал $ 48 млн!
В 2021 году мы открыли Meta Arena — большое пространство с 50 мощными игровыми компьютерами, где проходят любительские турниры и ежегодные чемпионаты с участием профессиональных киберспортсменов Беларуси. Например, Meta Open. Ежемесячно ее посещает 6−7 тыс. человек. Конечно, рассматривать эту площадку только с точки бизнеса амбициозно: по самым оптимистичным планам, вернуть вложения получится лет через пять. А каждые три года нам нужно обновлять технику. Но она и строилась на опережение, чтобы на пике развития индустрии мы оставались лидерами.
На базе Meta Arena организован детско-юношеский центр киберспорта. Здесь проводится обучение детей в возрасте 11−16 лет. С ребятами работают профессиональные киберспортсмены, спортивные психологи, их обучают даже игровому английскому языку.
Наша задача — создать условия для развития киберспорта. Все вышеперечисленное — инструменты для достижения этой цели. Мы хотим, чтобы появлялись новые киберспортсмены, формировалась национальная сборная, проходили тренировки, международные турниры.
Собственно, у меня два направления деятельности. Первое — Белорусская федерация киберспорта. Второе — бизнес-юниты, которые являются частью индустрии и помогают функционированию федерации. Под ними я подразумеваю Meta Arena, продакшен-студию, digital-агентство.
Обычно мой день начинается в 7 утра, когда просыпаются дети. После пробуждения я за чашкой кофе просматриваю на ноутбуке или смартфоне мессенджеры и почту. Я курирую различные отделы, состою в копиях переписок с клиентами, все просматриваю, чтобы распределить дневную нагрузку. Затем отправляюсь в офис в Meta Arena. Работать предпочитаю именно там, так как обстановка дома не располагает к труду — больше соблазнов отвлечься на что-то. Мне нравится находиться в центре событий. Коммуникация вживую мне ближе и комфортнее.
Работа федерации строго регламентирована, мероприятия расписаны на год вперед. В бизнес-юнитах больше креатива и вызовов. Я коммуницирую с потенциальными партнерами и заинтересованными лицами. Встречи, созвоны, переписка — это 80% моей работы. За 20 лет в индустрии сформировался определенный социальный капитал и круг знакомств. Когда у компаний появляется запрос на партнерство в этой сфере, они понимают, к кому нужно обращаться. Это могут быть разные компании, 70% из них — технологичные бренды. Я провожу первую встречу с потенциальными клиентами, узнаю их заинтересованность, рассказываю о возможностях, которые мы предлагаем. Потом более глубокой проработкой запроса занимаются отдел продаж и product-менеджеры.
Киберспорт — это тренд. И бренды, предлагающие эндемичные товары (подходящие по тематике), это понимают. Через телевизор или баннерную рекламу сложно достучаться до молодежной аудитории. Необходимо взаимодействовать с киберспортивным комьюнити. Мы как основная площадка для проведения турниров даем им такую возможность. Например, во время соревнований размещаем баннеры бренда на экранах или наша продакшен-студия позволяет делать нативную рекламу, интегрируя продукты или лого бренда в геймплей. Поскольку открытая видеореклама во время трансляций уже не работает, во время нее происходит отток зрителей. Чтобы набрать аудиторию, потерянную из-за 20-секундного ролика, нам нужно работать над трансляцией 1,5–2 часа!
Сейчас у нас работает 35 человек. Для организации процессов используем CRM Fibery, где легко отслеживать выполнение задач. Каждый вторник проводим большое собрание с командой офлайн, чтобы оценить результаты работы и планировать дальнейшие шаги. Около 90% своего времени я посвящаю развитию Meta Arena, в том числе открытию сети клубов в регионах. Такая площадка уже функционирует в Бресте, на очереди — Могилев и Витебск.
Мой рабочий день всегда заканчивается в разное время, например, вчера — в 22:30. После работы я переключаюсь на домашние дела, общаюсь с детьми, ухаживаю за собакой и рыбками. И рефлексирую, как прошел мой день и что я сегодня успел сделать.
Поскольку я связан с киберспортом, для меня выбор ноутбука — важный и ответственный процесс. Сейчас у меня один личный ноутбук для работы. Вообще, я меняю модели раз в два года и сейчас нахожусь в поиске подходящего варианта. При выборе компьютера в первую очередь обращаю внимание на герцовку, поскольку она напрямую влияет на работу монитора. И если частота обновления небольшая, скажем, 60 Гц, то даже при высоких FPS возможности монитора будут ограничены.
Поэтому мне нравятся современные игровые ноутбуки — там изначально устанавливают быструю матрицу с хорошей герцовкой. Например, в Meta Arena есть бренд-зона Lenovo, где я часто беру поиграть ноутбук Lenovo Legion 5 Pro. Обычно я играю в шахматы Dota Underlords от Valve. У этой модели частота обновления монитора — 165 Гц, поэтому разные игровые моменты отображаются корректно и четко. Велика вероятность, что именно этот ноутбук я себе и куплю для личного пользования, причем не только игрового, но и рабочего. Он тонкий и легкий, его можно брать с собой на встречи, а благодаря мощной батарее и хорошей герцовке отлично подойдет для решения ежедневных бизнес-задач.
1. Делегирование.
Когда горишь своим делом, очень сложно делегировать полномочия, хочется все делать самому. Благодаря моему партнеру Алексею Кузнецову я постепенно научился передавать часть задач другим людям.
На мой взгляд, главное в делегировании — это планирование. Необходимо составлять план действий, самый оптимистичный и пессимистичный сценарии. Мы формируем его в начале года, а затем в процессе корректируем. Горизонт планирования у нас — примерно месяц. Исходя из этого можно делегировать задачи. Нам комфортнее работать с людьми без опыта, у которых горят глаза и есть желание развивать киберспорт. Мы со старта даем нужную информацию, обучаем и на основе выполнения задач определяем, какие задачи этому человеку можно делегировать.
2. Мотивация.
На мой взгляд, мотивацию можно повышать перезагрузкой. В моем случае это может быть смена локации, например поехать на отдых в свой дом в Греции. Или заправить полный бак, выбрать любое направление и ехать, пока не закончится бензин. Однажды так доехал аж до Браслава — отличная была перезагрузка.
Также в моем случае срабатывает нематериальная мотивация. Киберспортом я занимаюсь полжизни, и у меня есть определенные пункты, напротив которых я хочу поставить галочку «выполнено». Например, один из них — признание киберспорта видом спорта в Беларуси. И я работаю не для того, чтобы зарабатывать, а для того, чтобы реинвестировать в развитие и делать свои проекты лучше.
3. Тайм-менеджмент.
Я для себя определил три пункта, которые мне помогают придерживаться намеченных планов:
Партнер проекта:
21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
19 ноября
Особое признание: Betera с двумя наградами престижной премии ADMA
19 ноября
Республиканский DemoDay – победители «Стартап-марафона» определятся в ближайшее время
19 ноября
3Х-кратный рост мясоперерабатывающего предприятия благодаря внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2» компанией Академ и К
19 ноября
Бесплатные БелВЭБ-Кассы от Банка БелВЭБ!
18 ноября
Специальная партия SERES | AITO M5 уже в Минске: ваш рациональный выбор здесь и сейчас!
18 ноября
Международный форум ЭДО в Москве 2024: Взгляд на будущее электронного документооборота
18 ноября
Вторая жизнь рекламных баннеров: компания МТС презентовала уникальный мерч