Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 2,43 USD 2,4336 +0,0011
  • 2,51 EUR 2,5142 +0,0114
  • 3,98 100 RUB 3,9841 -0,0021
Рынки Анастасия Панкратова, «Про бизнес» 2 апреля 2022

Когда уходит Голливуд. Как теперь выживают белорусские кинотеатры

Фото: pexels.com

В марте белорусские кинотеатры не досчитались трех кассовых премьер. Из-за санкций на фоне войны в Украине в феврале отменили показ блокбастера «Бэтмен» компании Warner Bros. Также на отечественные киноэкраны не попали мультипликация от Pixar «Я краснею» и фэнтези «Морбиус» компании Sony Pictures. Российские кинопрокатчики, находящиеся в такой же ситуации, недополучили в марте 70% выручки. И, как говорят эксперты, это только начало кризиса. А что происходит в белорусских сетях кинотеатров?

«У волны заявлений от голливудских студий была еще одна причина: отключение российских банков от SWIFT»

Военный конфликт в Украине спровоцировал отказы многих мировых кинокомпаний от сотрудничества с Россией. Отозвала свои премьеры The Walt Disney Company — холдинг, в который входят многие известные студии, в том числе Pixar и Marvel.

Вслед за диснеевцами из календаря российских релизов убрала свои картины Warner Bros. На больших экранах нельзя будет увидеть не только уже собравшего в мире более $ 672 млрд «Бэтмена», но и апрельскую премьеру «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», а также запланированный на май анимационный фильм «DC Лига супер-питомцев».

Фото: Павел Садовский

К ним присоединился Paramount, заявив о приостановке релиза «Соник-2 в кино», и компания Sony Pictures, отозвавшая свой основанный на вселенной из комиксов Marvel фантастический боевик «Морбиус» с Джаредом Лето в главной роли.

У волны заявлений от голливудских студий была еще одна причина: отключение российских банков от SWIFT.

Вне этой системы кинокомпании за рубежом не имеют возможности получать деньги от партнеров- дистрибьюторов.

— Отмена «Бэтмена», «Я краснею» и «Морбиуса» — это уже катастрофа для кинотеатров в марте, так как ушли три самых кассовых релиза месяца с совокупным потенциалом около 5 млрд рос. рублей (около $ 5,3 млн, — прим. «Про бизнес»), — говорил «Коммерсанту» главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев.

«К лету в России могут прекратить работу до 50% существующих кинотеатров»

Результат массовых отмен релизов не заставил себя долго ждать. Как рассказала изданию NSP аналитик компании «Невафильм Research» Светлана Мудрова, по сравнению с январем в марте кассовые сборы кинотеатров по России упали в целом с 5,4 млрд до 1,5 млрд росс. рублей (с $ 57,5 млн до $ 16 млн — прим. «Про бизнес»), что составило 73%.

Почти на 70% сократилось и количество посетителей кинозалов.

В абсолютных цифрах — с 16,7 млн до 5 млн человек по России.

Отсутствие выручки от продажи билетов усугубляет назревающая проблема с поставкой расходных материалов. Из-за санкций нарушены многие логистические цепочки. От этого страдают в том числе и прокатчики: нечем заменять, к примеру, лампы для проекторов.

Фото: pexels.com

—  В каждых двух залах в среднем нужно менять две лампы в месяц. И чем больше экран и мощнее проектор (и лампа), тем меньше срок службы лампы и тем она дороже. Минимальная цена лампы — € 1000. Если в ближайшее время поставки не наладятся, то залы просто не смогут работать, — рассказывал NSP гендиректор сети кинотеатров «Мираж Синема» Виктор Рудман.

«Мираж синема» уже закрыла в Петербурге один из кинотеатров своей сети. Как пишет «РБК Петербург», представители отрасли прогнозируют, что к лету могут прекратить работу до 50% существующих кинотеатров.

«Ряд студий продолжают представлять права кинопроката и на Беларусь»

Происходящее на российском рынке тут же отражается на белорусском кинопрокате. Такая зависимость объясняется просто: озвучка фильма и адаптация его под локальный рынок — дорогое удовольствие, поэтому отечественный бизнес, завязанный на показе кинокартин, предпочитает брать для запуска на свои экраны уже подготовленный российскими дистрибьюторами продукт.

Все права на показ картины также приобретаются в основном у российских партнеров. Поэтому, когда у соседей отменили релизы голливудских картин, они автоматически исчезли и из афиш белорусских кинотеатров.

Скриншот из соцсетей Falcon Club Бутик Кино

Но ждут ли наших кинопрокатчиков такие же плачевные последствия, как те, что уже стали проявляться в России? И грозит ли белорусским кинотеатрам закрытие?

— У каждого игрока рынка разная ситуация, и играет большую роль совокупность многих факторов, включая затраты на аренду, персонал… Скорее, следует говорить сейчас о том, что отрасль снова переживает сложные времена. Хотя в конце прошлого — начале этого года была надежда на выход из пандемийного кризиса и возврат к прибыли за счет новых крупных релизов, — ответили «Про бизнес» в Falcon Club Бутик Кино.

Представители многозального кинокомплекса рассказали, что на фоне пандемии коронавируса они уже отработали определенные антикризисные подходы.

— И все же нынешняя ситуация стала потрясением, особенно на фоне реального начала подъема рынка в январе-феврале. Хорошо, что есть понимание хотя бы в краткосрочной перспективе, на какие релизы сделать ставку, как вовлекать аудиторию, какой тон коммуникации выбирать, — дополнил собеседник.

Как минимум сняты ограничения по рассадке и наполнению залов.

У белорусского кинопроката действительно нет возможности демонстрировать голливудские блокбастеры. Тем не менее, отмечают в Falcon Club Бутик Кино, есть примеры, когда проекты, снятые в России под эгидой международных студий, передают права на прокат местным российским студиям. И в таком случае эти проекты выходят и на Беларусь.

— Это неплохое подспорье кинотеатрам. К тому же ряд других студий продолжают представлять права кинопроката и на Беларусь, причем среди релизов есть и ожидаемые аудиторией фильмы. К примеру, с 31 марта у нас стартует получившая в этом году «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке, японская драма «Сядь за руль моей машины», а еще «Роман служанки» с британскими суперзвездами Колином Фертом и Оливией Коулман.

Представитель кинокомплекса объяснил, что Falcon Club Бутик Кино изначально делал ставку на работу с интеллектуальной аудиторией.

Поэтому релизы, которые относят к категории умного кино, продолжают приносить кинокомплексу выручку.

— Иными словами, мы пожинаем многолетние плоды усилий, вложенных в формирование сообщества продвинутых киноманов, — добавил собеседник.

Скриншот из соцсетей Falcon Club Бутик Кино

Одной из основных концепций кинокомплекса в предыдущие годы были показы фестивального кино.

—  Билеты на ежемесячный проект «Зал № 4», в рамках которого гости не только смотрят фильмы, но и обсуждают за чаем тонкости авторского почерка, как правило, раскупаются в течение пары часов.

Еще в пандемию кинотеатры поняли, что для развития нужно искать форматы, которые будут связаны не только с кино.

—  Этот общемировой тренд. К примеру, мы продвигаем себя еще и как пространство для мероприятий. Так, в прошлом году мы успешно запустили проект VINOПРОБЫ совместно с винным бутиком Enoterra. Образовательные лекции/дегустации от ведущих сомелье Минска пользовались спросом, поэтому продолжим данный формат и в этом году. По нашему мнению, такие форматы способны успешно дополнить выручку, если верно подобрать спикеров и партнеров. Кроме того, продолжают оправдывать себя дополнительные услуги кинокомплекса — полноценное меню с ресторанной едой, возможность заказа фуд-сетов в зал, винная карта.

«За март мы потеряли 40−50% аудитории»

Об активной работе с альтернативными форматами говорят и в сети Silver Screen. Как только пошла волна снятия кассовых релизов, сеть кинотеатров запустила план В, который так или иначе помогает заместить потерянный голливудский контент.

— Во-первых, мы возвращаем лекторий, который с 24 февраля был поставлен на паузу. После начала конфликта наши зрители пребывали в состоянии шока. Лекции на различные темы были не совсем уместны. Сейчас это состояние постепенно проходит. В афиши Silver Screen возвращаются лекции по искусству с Никитой Моничем, по вину с Александром Кульбачко. Мы работаем над расширением программы лектория, — рассказал «Про бизнес» коммерческий директор Silver Screen Cinemas Александр Демидович.

Фото: Павел Садовский

Второе направление компании — это развитие альтернативного контента. Балет, опера, драматические спектакли… Даже несмотря на отказ некоторых дистрибьюторов работать с Беларусью, можно предложить аудитории шикарную программу. В условиях отсутствия актуального контента в оффлайн-театрах, такой театральный формат позволяет быть в курсе происходящего на мировых подмостках, — добавляет собеседник.

Вместо голливудских блокбастеров в Silver Screen Cinemas активно будут показывать европейские ленты.

Например, сейчас в прокате призеры Каннского кинофестиваля. Параллельно представители киносети ведут переговоры с дистрибьюторами корейского и китайского кино.

— Совсем недавно сеть Silver Screen стала дистрибьютором индийского кино. Мы исходим из запросов аудитории, — поясняет Александр Демидович. — Люди хотят переключиться с новостной повестки, получить на 2−3 часа диджитал-детокса. Это важно для сохранения собственного ментального здоровья. Европейские, корейские, индийские ленты как раз позволяют отвлечься.

В киносети будет запускаться программа фильмов на языке оригинала. Команда работает и над новой упаковкой уже известных продуктов.

— В марте мы потеряли 40−50% аудитории, поэтому сейчас активно ищем, что предложить зрителю дополнительно. В частности, собираемся показывать известные фильмы, но в новой упаковке. Допустим, берем фильм «Зеленая книга» и смотрим ее вместе с психологом, чтобы тот рассказал о сюжетных линиях с точки зрения психологии, — добавляет собеседник.

Фото: Павел Садовский

Александр Демидович рассказывает, что Silver Screen внимательно отслеживает запросы, поступающие от бизнеса. Ряд компаний нуждается в это непростое время в командообразовании. Некоторые игроки по роду специфики бизнеса проводят обучение по продукту для своих сотрудников или торговых представителей.

— Есть целый перечень отраслей, которые с постоянной периодичностью проводят обучение своих сотрудников или сотрудников своих дистрибьюторов. В сети Silver Screen есть как возможности, так и ресурсы, чтобы проводить подобные мероприятия под ключ. Те, кому нужен зал на 2−3 часа, смогут воспользоваться нашим пространством. В Минске, к сожалению, не стало стартап-хаба Imaguru. Нам бы очень хотелось предложить таким сегментам бизнеса услуги наших хорошо оборудованных залов.

«Пока планы сдвинулись на май, но более реалистично звучат разговоры про осень»

Что вызывает более серьезные переживания, так это нарушение логистических цепочек, из-за которых Silver Screen не может получить необходимое оборудование для открытия новых объектов.

— По действующим кинотеатрам проблем сейчас нет. Возможно, мы столкнемся с ними ближе к осени, когда подойдет время обновления парка и плановых замен расходников. А вот на новые объекты уже сейчас мы не можем привезти часть мебели и некоторое кинооборудование. Даже несмотря на 80-процентную предоплату, сделанную своевременно, — сетует Александр Демидович.

Фото: vetliva.ru

По этой причине перенесено запланированное на 14 апреля открытие нового кинопространства mooon в ТЦ «Палаццо».

— Мы вынуждены будем искать других поставщиков, но по ряду позиций альтернативы просто не существует. Пока планы по открытию нового кинотеатра сдвинулись на май, но более реалистичным будет начало июня.

В этой же связи, скорее всего, сдвинется открытие кинотеатра «Победа», который Silver Screen получил в долгосрочную аренду.

В настоящий момент «Мінская спадчына» проводит реконструкцию фасада.

Несмотря на многочисленные озвученные выше сложности, Александр Демидович смотрит на перспективы развития отрасли достаточно оптимистично:

— Безусловно, мы потеряем часть аудитории, потому что Голливуд сложно чем-то заменить. Но тут уже вопрос к каждой сети кинотеатров, как она готова адаптироваться к новым реалиям. Если не предпринимать никаких усилий, то проще сразу закрыться. Но мы пока поборемся. У нас проактивная команда, готовая придумывать, упаковывать, продвигать и продавать. Уверен, что справимся.

Читайте также

Новости компаний