Top.Mail.Ru
Личный опыт
«Про бизнес» 3 сентября 2019

«Я не был самым талантливым, но был упорным». Посмотрите, как врач открывал свою школу танцев

Фото предоставлено автором
Костя Шилин. Фото предоставлено автором

Костя Шилин окончил медицинский университет и даже пять лет успел в нем же отработать преподавателем. Но параллельно с этим парень развивался как тренер по хип-хопу. В какое-то время он решил, что пора открывать свое дело — так в Витебске появилась школа Flow. О том, сколько времени нужно, чтобы окупить затраты, какая сезонность в бизнесе и почему видео так важно для продвижения — читайте в материале.

Как появилась идея

— Мое образование никак не связано с танцами: в 18 лет я поступил в медицинский университет на специальность «Лечебное дело». Через год после этого совершенно случайно попал в танцевальную сферу. Все началось с тектоника — этот стиль в то время был очень популярным. Я смотрел видео на YouTube, учил движения, как-то пытался развиваться сам. Потом съездил на чемпионат в Минск и понял, что это направление какое-то очень скучное и однообразное. Но зато увидел там хип-хоп и влился в него.

Я точно не был самым одаренным из тех, с кем тренировался, но был упорным, не бросал и занимался. Буквально через 2−3 года меня пригласили работать в одну из танцевальных студий города. Я начал совмещать учебу в медицинском вузе с тренерством. На тот момент у меня была всего лишь одна маленькая группа, но это помогало развиваться мне как преподавателю. Постепенно я менял школы, а число людей, которые хотели у меня заниматься, росло.

В 23 года я окончил университет, но не смог уйти только в танцы — нужно было отработать распределение. Потому пять лет я был преподавателем патологической физиологии и одновременно тренером по хип-хопу. В 2016 году я задумался над тем, чтобы открыть свою школу. Но на начальном этапе бизнес требует много свободного времени и сил, поэтому из университета мне пришлось уволиться.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Как искали и готовили помещение

После этого я занялся поиском подходящего места. Выбирая помещение, которое подойдет для танцевальной школы, нужно учитывать несколько критериев:

  • Должен быть большой прямоугольный зал, без колонн, 50−100 квадратных метров
  • В идеале должно быть два отдельных помещения под раздевалки
  • Оно должно быть расположено в месте, куда всем будет удобно добираться
  • Не должно находиться в жилом доме, поскольку громкая музыка каждый день будет раздражать жителей, а никакая война не идет на пользу делу.

Мне повезло — подходящее помещение нашлось практически в центре города, на очень оживленном перекрестке. Это было отдельно стоящее двухэтажное здание — мы заняли его подвальную часть в 100 квадратов (в Витебске арнеда в среднем стоит от $ 3 до $ 15 за квадратный метр). До нас там располагался фитнес-клуб, потому строить заново стены не пришлось — нужная планировка (зал, две раздевалки и зона рецепции) уже была. Кроме того, от предыдущих арендаторов нам достались кондиционер и зеркала. Но ремонт делать все равно пришлось.

Мы меняли напольное покрытие, потому как в фитнес-клубе был положен ковролин, а для танцев он не подходит. На специальное решили не тратить деньги и выбрали дорогой линолеум. Многие, кстати, кладут ламинат, но у него есть минусы. Например, когда повышается влажность, он становится скользким, и очень легко можно упасть, особенно если девушки танцуют на каблуках. С нашим покрытием такого не происходит. Недавно у нас затопило школу, вода лилась с потолка, и ее было по колено, но с полом ничего не случилось — он просто высох и все. Если бы у нас лежал ламинат, он бы вздулся, и его пришлось бы менять.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Также мы делали минимальный косметический ремонт, покупали мебель для раздевалок — шкафчики и скамейки (некоторые, кстати, экономят и вешают просто крючки для одежды), стойку рецепции и стулья для зоны ожидания. Нужно было и оборудование: колонки, ноутбук, коврики, блоки, ленты для занятий по растяжке.

Ремонт делали вместе с отцом и успели за месяц, учитывая, что не очень-то мы что-то и умели. Всего на то, чтобы запустить школу, потратили около $ 6000.

В этом году, кстати, мы расширились и заняли еще один этаж в этом же здании. Но с ремонтом пришлось сложнее — нужно было переделывать планировку. Кроме зала и раздевалок мы сделали еще и отдельную зону для отдыха.

Какие сложности были

Так как это был мой первый полноценный опыт в бизнесе, то сюрпризы были чуть ли не каждый день. Бывало, приходишь на работу, а над залом прорвало трубу. Или, например, стойка рецепции не была готова к открытию, и первое время весь учет велся буквально на коленке. Вывеска, которую мы заказали, сломалась через две недели, и какое-то время вечером найти нас было проблематично. Казалось, все, что могло пойти не так, шло не так.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Но со временем, во-первых, сократился список таких проблем, во-вторых, я научился по-другому к ним относиться и теперь знаю, как быстро решить. Хотя какие-то текущие вопросы все равно остаются. Например, когда мы открывали второй зал, подрядчики не успели привезти часть напольного покрытия. Мебель, которую мы заказывали, тоже изготовили не в срок. Или иногда заболевает кто-то из преподавателей и нужно срочно искать ему замену.

Кто наши клиенты и как мы зарабатываем

На начальном этапе я принял не совсем правильное решение по поводу тренеров и стилей. Мы были сосредоточены вокруг хип-хопа, и преподаватели дублировали подход друг друга. И если к нам приходил клиент, который хотел заняться каким-нибудь более женственным стилем, предложить ему было нечего. Потому спустя год кроме хип-хопа, хауса и брейка у нас появились занятия по стрип-пластике и растяжке. На какое-то время мы открывали и наборы на йогу, но в итоге это направление оказалось непопулярным. Сейчас у меня работает три постоянных преподавателя.

Мы не только ставим какую-то конкретную хореографию, а еще учим людей свободной импровизации. Так человек может впервые услышать любую музыку и станцевать то, что ему чувствуется, хочется в данный момент. Для этого он учит базовый набор движений для каждого стиля и пробует их комбинировать.

Поскольку я уже несколько лет преподавал танцы, то представлял, кто моя ЦА. Это преимущественно девушки до 30 лет, большая часть подростки и студенты. Примерно так оно и вышло.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Так как меня уже знали в городской танцевальной сфере и уже был работающий «сарафан», достаточно быстро удалось собрать минимальное количество людей для выхода на рентабельность. Для окупаемости всех вложений потребовались около 10 месяцев. Сейчас рентабельность бизнеса может очень плавать в зависимости от сезона и составляет от 10% до 30%. Из-за того, что большая часть нашей аудитории — школьники и студенты, количество клиентов сокращается в январе и феврале — это период сессии и каникул. И летом — все разъезжаются на отдых. В сезон количество учеников тоже разное от месяца к месяцу, но в пределах 100−200. Абонемент на 8 занятий у нас стоит 40 рублей ($ 20), на 12 — 52 рубля ($ 26).

Зарабатываем мы практически только на абонементах. Иногда привозим тренеров и проводим разовые мастер-классы, но это больше для имиджа, для того, чтобы была какая-то активность у школы, и ученики могли прокачиваться. Такие мероприятия, как правило, выходят в ноль или приносят совсем маленькую прибыль. Танцоров мы привозим только из Беларуси, поскольку из других стран дорого и это вряд ли окупится.

Например, гонорар какого-нибудь московского тренера — 500 евро, к этому нужно добавить перелет, проживание, питание и трансфер. Может выйти сумма около 1000 евро — это примерно 2300 белорусских рублей. Даже если поставить стоимость мастер-класса 30 рублей ($ 15), а это уже дорого для Витебска, нужно собрать больше 70 человек, чтобы только выйти в ноль. Это практически невозможно. Для Минска, например, это более реально — больше танцующей аудитории и есть просторные залы, которые могут вмещать столько людей.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Кроме мастер-классов, мы проводим вечеринки в школе, устраиваем киновечера, играем иногда в настолки. Но это тоже не приносит какой-то прибыли, только лояльность клиентов.

Как мы продвигаемся

Наше продвижение изначально было построено преимущественно на соцсетях. Мы ведем аккаунты в Instagram, VK и YouTube. Последний нам нужен больше для имиджа — это то место, где собраны все наши видео. Именно клиентов YouTube нам не приносит. Их приводят Instagram и VK. В этих соцсетях мы рассказываем о танцевальных направлениях, даем анонсы мероприятий и набора в группы, публикуем много видео. Оно, кстати, — очень важная часть продвижения.

В случае с видео можно пойти двумя путями — нанять человека, который будет снимать и монтировать, или купить технику и делать все самим. Мы выбрали второй вариант, поскольку с первым много роликов не сделаешь. А когда у тебя все есть — можно снять в любой момент. Из оборудования понадобились фотоаппарат (он у меня уже был), объектив (простой зум с широким углом обошелся примерно в $ 300), стедикам (для стабилизации изображения, около $ 70) и свет (около $ 100).

В прошлом году мы поставили себе цель делать по видео в неделю, вот сейчас примерно к этому темпу и пришли. В будущем планируем снимать больше и выкладывать по два видео в неделю.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Кроме контент-маркетинга мы используем и таргетированную рекламу в соцсетях. Но в несезон, например, не даем ее совсем — это все равно что пытаться вычерпать море ложкой. Как бы ты ни старался, люди все равно не придут.

Планы

В планах в первую очередь простой органический рост: я доволен тем направлением, в котором мы сейчас развиваемся, нужно просто делать все еще качественнее. Также хотим заняться съемкой обучающих видео. Онлайн-направление открывать не будем, но какие-то разовые ролики делать — да.

Что касается меня, то постепенно я буду отходить от преподавания. Уже сейчас у меня меньше групп — и это происходит как-то само собой. В будущем, думаю, организационных функций станет еще больше, а количество тренерских часов сократится.

Новости компаний

Сейчас на главной

Платный контент