23 декабря
Белагропромбанк поможет развивать ваш бизнес
1 |
Дарья Горошко занималась танцами с самого детства и мечтала об открытии своей студии. Но после школы пошла учиться на экономиста-менеджера. В декрете девушка все же рискнула начать свое дело — так появилась школа DARIDANS. О том, как зарабатывать в этой сфере и стоит ли сочетать в одной студии много направлений, девушка рассказала «Про бизнес».
— Я выпускница заслуженного коллектива Беларуси хореографического ансамбля «Зорька». А это более 12 лет упорной работы, постоянных выступлений и поездок. У меня было счастливое детство, и мне захотелось, чтобы у других детей тоже было похожее. Ведь танцевальная жизнь — это уникальная жизнь. Потому я и открыла в Витебске школу танцев DARIDANS.
Идея своей танцевальной студии появилась у меня еще в 11 классе, когда стал выбор — куда поступать и какую профессию выбрать. Я любила точные науки, считать и анализировать. Любила организовывать мероприятия, конечно же, обожала танцевать и знала на эту тему довольно много. Но я вспомнила фразу своего руководителя о том, что хороший танцор — не всегда такой же преподаватель. Потому я выбрала не университет культуры, как думала сразу, а пошла учиться на менеджера-экономиста. Параллельно я закончила несколько курсов в фитнес-индустрии.
Я мыслила так: хочешь свою студию — значит, нужно узнать изнутри этот бизнес. И на втором курсе университета меня взяли на работу в один из витебских фитнес-клубов хореографом. Чуть позже я напросилась туда еще и администратором. На тот момент мне казалось, что я знаю абсолютно все и могу уже начинать свой проект. На самом деле, я постигла примерно 1% сути данного бизнеса. Но это я выяснила потом.
После окончания университета, в 2014 году, имея зарплату мужа-таксиста, пособие по уходу за ребенком (на тот момент нашему первому было два годика) и колоссальное желание, я все-таки решилась открыть студию фитнеса и танцев.
Два месяца через интернет я искала помещение. В итоге остановились на зале в 73 квадратных метра в центре города. Именно для проведения занятий у нас осталось всего 46 метров — остальные ушли на раздевалку и холл. Из плюсов было то, что стоимость аренды зависела от базовой арендной величины, а не от курса валют, как у частника. Потому нам сейчас проще спрогнозировать свои расходы — арендная величина повышается каждый год в апреле.
Нам повезло — помещение было в хорошем состоянии, и делать масштабный ремонт не пришлось. Покрасили стены и пол, закупили зеркала и шкафчики в раздевалки, скамейки. Все делали вдвоем с мужем.
Потом, правда, с помещением возникли сложности. Поскольку мы были новичками и не совсем понимали, что нужно уточнить, на что обратить внимание, то не спросили, какие платы нас ждут помимо аренды. Мы решили, что будет только коммуналка. Никто не спешил нам ничего объяснять, а мы повелись на дешевое помещение.
Позже оказалось, что отдельным платежом идет плата за эксплуатацию (сумма была в два раза выше, чем аренда).
А потом нам сказали это помещение застраховать, причем сумму страховки выставлял арендодатель. Но мы поняли, что переезжать куда-то после того, как сделали ремонт, не будем. Не было ни сил, ни желания.
Поскольку я планировала вести не только танцевальные занятия, но и открыть группы по фитнес-направлениям, пришлось покупать элементарный спортивный инвентарь: гантели, утяжелители, фитболы, бодибары. Остальное докупали уже в процессе, т.к. сразу на все не было денег.
В качестве формы собственности мы выбрали ЧУП. Кроме того, нужно было получить санитарно-гигиеническое заключение на помещение в Центре гигиены и эпидемиологии. Сейчас, кстати, его дают на пять лет, а нам тогда давали на три.
Чтобы стартануть, мы потратили около $ 1500 в эквиваленте.
Сразу в студии было много направлений: и тверк, и зумба, и хип-хоп, и джаз-фанк, и стретчинг, и много всего. Мне кажется, у нас не было только йоги. Но с каждым годом я понимала, что мы взяли на себя слишком много. Не получалось хорошо продвигать каждое направление и набирать полноценные группы. Потому на третий год прощупывания почвы я все-таки решила поменять концепцию студии — оставить только танцы и стать одним большим коллективом под названием DARIDANS.
У нас нет разделений по стилям — только по возрасту и уровню подготовки. Основная цель — постановка различных номеров для выступлений в зависимости от тематики мероприятия (День города, Славянский базар, отчетный концерт), а также подготовка учеников к различным конкурсам.
Но, кстати, первыми клиентами были... молодожены. На момент открытия студии у меня уже была активная группа в ВК, где я предлагала парочкам помочь с подготовкой свадебного танца. Потому первое лето (мы открылись в начале июля) только за счет них и жили. Для привлечения других клиентов мы тогда раздавали флаеры на улице.
В начале, когда у нас было много направлений, было сложно понять, кто твой клиент и на кого ориентироваться. Но после того как мы сузили перечень услуг, стало проще — сейчас это дети от 3,5 лет и старше. Потому мы ориентируем рекламу на родителей и бабушек с дедушками и молодых людей.
Основной канал продвижения сейчас — социальные сети. У нас есть группы в ВК и Instagram. Но новых клиентов приводит именно последний. В ВК, скорее, тусуются старые и постоянные клиенты. Веду соцсети я сама: публикую анонсы мероприятий, фотографии с занятий и выступлений. Год назад завели канал на YouTube: выкладываем обучающие видео, видео с отчетных концертов или просто имиджевые. Один из роликов набрал 7,5 тысячи просмотров — для канала с 260 подписчиками это хороший результат.
Клиенты также приходят после наших выступлений на городских мероприятиях. За них нам ничего не платят, но танцевать на таких событиях нам только в радость!
В начале мы еще размещали рекламу на одном из витебских городских порталов. Они нам сделали отдельную страничку с фотографиями и видео, сверстали в нашем стиле. Стоило это на тот момент (2014) около $ 600, если ты покупал размещение в топе — в первой тройке. Тогда этот канал продвижения хорошо работал и приводил нам клиентов, потому как тот же Instagram был не очень развит. Но сейчас мы на этом сайте не размещаемся — гораздо эффективнее потратить деньги на соцсети.
Начинала я вдвоем с девочкой, которая помогала мне вести занятия, а сейчас у нас шесть хореографов, три администратора и дизайнер удаленно. Все остальные дела я веду сама, но преподавателем уже почти не работаю. С организацией мероприятий и написанием сценариев мне иногда мне помогает хореограф, у которой режиссерское образование университета культуры.
Сегодня я стараюсь работать только с сильными профессиональными хореографами, у которых есть образование. А раньше мне была важна харизма (смешно вспоминать), которая, как мне казалось, должна была привлечь и удержать клиентов.
Трудности с персоналом все равно периодически бывают. Иногда я слышу вопросы типа «А почему тут вот так организовано, а не так?» Потому я стараюсь тысячу раз все просчитывать и продумывать, находить нужные слова, чтобы всем было комфортно.
Кроме того, бывают и финансовые мелкие трудности, которые подкидывает государство. Например, купили кассовый аппарат, попользовались год — нужно поставить СКНО. А для этого наш аппарат уже устарел — нужно модернизировать, по сумме это практически покупка нового. Но с этим мы легко справляемся и двигаемся дальше.
Первых два года мы работали в ноль, и то не всегда. Самыми «жирными» месяцами были октябрь-ноябрь и март-апрель — все стремились похудеть к Новому году или лету и активнее ходили заниматься фитнесом. В плюс мы вышли только на третий год работы. Думаю, свою роль еще сыграл переезд в новое помещение — около 200 квадратов. В 2018 мы открыли второй зал в другом районе Витебска.
Я очень облегчила работу и себе, и администраторам, наладив онлайн-программу по учету посещаемости учеников. Теперь я могу контролировать ситуацию даже из дома.
В среднем в месяц у нас занимается около 200 клиентов. Абонемент на 8 занятий стоит 40 белорусских рублей (около $ 19).
Кроме этого, мы зарабатываем на мастер-классах: я приглашаю приезжих преподавателей различных танцевальных направлений. Стараюсь проводить каждый месяц, но иногда из-за активных выступлений выходит раз в два месяца. Стоимость мастер-класса от 10 до 30 рублей ($ 5−14). Количество участников бывает разное, но в среднем от 20 до 40 человек.
А в прошлом году я решила организовать международный фестиваль-конкурс «Танцуй». Собрала профессиональное жюри (практикующих хореографов, педагогов витебского колледжа искусств), учредили три номинации. В итоге собралось около 300 участников. Я делала все сама, ориентировалась на зарубежный опыт, и меня направляла одна из членов жюри.
В этом году фестиваль пройдет во второй раз — планируется уже 700 участников. Для меня это возможность не только заработать (участие платное — 15 рублей ($ 7) с каждого танцора, стоимость билетов на концерт 5 рублей (около $ 2,5)), но и разнообразить культурную жизнь нашего Витебска, дать ребятам возможность посмотреть, как танцуют другие, поднять танцевальную культуру в городе на другой уровень. Также это и хороший пиар нашей студии.
Я никогда не любила озвучивать свои планы, но, конечно же, хочется работать над качеством и масштабировать бизнес.
Хочу еще сказать тем, кто задумывается над открытием своего дела, — не ждите. Мы привыкли, что в голове есть рамки — сначала нужно окончить школу, потом университет, потом нужно создать семью. Если бы я рискнула начать свое дело еще в университете, к его окончанию у меня уже был бы некий фундамент.
23 декабря
Белагропромбанк поможет развивать ваш бизнес
20 декабря
А1 улучшил мобильную связь в 33 районах Беларуси
19 декабря
BYNEX запустила ICO-платформу: новые возможности для инвесторов и бизнеса
19 декабря
В Новый год с новым гаджетом. Гид по устройствам Huawei со скидками до 700 рублей
18 декабря
Поздравить близких, начать с Нового года новую жизнь и уехать на электрокаре.
evo wellness club запускает невероятную предновогоднюю игру
16 декабря
Team's Day от Zborka Labs: Ищем кофаундеров для стартапов!
16 декабря
Успейте получить бесплатные БелВЭБ-Кассы от Банка БелВЭБ, соответствующие новым требованиям, вместе с доступным эквайрингом!
12 декабря
Компания А1 получила награду за успешное развитие Яндекс 360 на белорусском рынке