12 сентября
Фестиваль мексиканской культуры в Минске состоялся при поддержке А1: музыка, танцы, гигантский буррито и буйство красок в Верхнем городе
27 | 12 | 2 |
Белорусскому музыкальному лейблу Mango Record всего три года, а под ним уже издается более 60 авторов из Англии, Америки, Италии... Управляет лейблом Роман Киселевич – в музыкальном мире DJ Dejavu, по трудовой книжке – бариста в одном из минских кафе. Роман рассказывает, как он пришел в этот бизнес, как он устроен и почему на легальном контенте мешают заработать не только пираты, но и сами авторы.
– Мне всегда нравилось заниматься музыкой – петь, играть на гитаре, наигрывать мелодии. В 17 лет я пошел на курсы «Дизайн звука» (написание музыки при помощи компьютерных программ), а в 21 год меня так вдохновило выступление ATB (немецкий композитор и ди-джей – прим. «Про бизнес.»), что я тоже встал «за вертушки» – стал DJ.
4 года назад я уехал работать в Сочи: устроился там DJ в клуб, организовывал клубные вечеринки. Через знакомых нашел себе помещение, где мог обрабатывать звук. Там и писал миксы, треки – в основном, в стиле транс. Я понимал музыку изнутри.
Некоторые треки показались мне достойными, чтобы выставить их на продажу, и я стал искать лейблы, которые смогут их раскрутить. Несколько моих работ взяли.
Но я сразу подумал: а почему бы не открыть свой лейбл? Мне интересен маркетинг, у меня есть опыт продвижения международных проектов. А работа над лейблом включает создание музыки на всех этапах, создание обложек и видео, мероприятия, постоянное общение с творческими людьми...
И вот, когда у меня и моих знакомых собралось музыки на несколько выпусков, я решил попробовать создать свой лейбл – Label Mango Record.
Лейбл – это, по сути, издательство. Выпускает и продает музыку. Но можно широко размахнуться, если есть деньги – записывать музыку, иметь целые студии и концертные площадки.
У меня студии не было. Я предложил композиторам главное, что должен делать лейбл – продвигать их музыку. Мне повезло: в Сочи работали музыканты со всей России и Украины. Они и стали первыми: на начальном этапе в лейбл вошло 4 композитора, включая меня.
Это были стили транс, house, instrumental, drum&bass. Есть лейблы, где собрана музыка в одном стиле, но я сразу решил, что просто буду брать хорошую музыку, и неважно, в каком она направлении. Как мог, старался помочь в работе над треками: оформлял обложку, делал мастеринг, помогал договариваться со студиями на выгодные условия.
Чтобы предлагать свою музыку магазинам, необходимо было показать им, что я буду заниматься лейблом, не заброшу его. Прежде чем заключить договор, крупным дистрибьюторам еще надо еще показать, что у вас есть. Но когда договор подписан, то главное – это системная, регулярная работа.
Я создал сайт, занялся продвижением в социальных сетях. И тогда связался с магазинами – основными на iTunes, Amazon MP3, Google Play, Juno Records. Большинство, конечно, отказало, но с некоторыми начали работать.
Основной доход лейбла – платные скачивания из интернет-магазинов. У каждого магазина есть своя аудитория, в некоторых странах популярен iTunes, в других – Amazon MP3.
Я не стал изобретать велосипед и посмотрел, как на лейбле зарабатывает Запад: как правило, лейбл забирает себе 50% от выручки за музыку, все остальное – автору. Мы получаем эксклюзивные права на дистрибьюцию треков, которые выходят у нас в течение трех лет.
Все магазины берут процент с продаж, от 10% до 40%. Стоимость трека зависит от магазина: в российских магазинах это около 11 рублей, в зарубежных достигает $2. Авторы понимают, что продаж может и не быть. Но в музыкальной среде есть еще понятие престижа – когда твой трек все же выпустили на продажу, его слушают и есть шанс, что он станет известным. И его купят.Нас покупают в Японии, Франции, даже в ЮАР. Но в основном легальный контент потребляет Америка. И если в Америке из 1000 человек, которым понравился ваш трек, 200-300 человек его купят, то в Беларуси из 1000 – хорошо, если купит пару человек.
Какой бы трек ни вышел – всегда появляются «добрые люди», которые распространяют чужую музыку бесплатно. Получается, что лейбл может заработать только на тех, у кого есть совесть и понимание того, что, пользуясь легальной музыкой, они высказывают свое уважение к чужому труду.
Лейблу одинаково важно сотрудничать как с магазинами, так и со стриминговыми сервисами (Apple Music, Deezer). Они сейчас как радио – платят авторские отчисления за прослушивание музыки. В среднем за 1000 прослушиваний правообладатель получает $3.
Но регистрировать авторские права на музыку в Беларуси умеют единицы. А есть те, кто выкладывает свою музыку просто так – чтобы люди слушали. И те, и другие теряют деньги. В мировых авторских сообществах сейчас «висят» огромные суммы денег, которые ищут авторов. Это отчисления за музыку, использованную в рекламе, в фильмах... А авторы просто не заявили на нее свои права.
Представьте: чтобы начать записывать музыку, композитору надо купить хороший ноутбук, внешнюю звуковую плату, программы для написания музыки… Это примерно $4 000-5000 – просто для начала. Музыканты вынуждены идти днем работать на завод, а вечером писать музыку...
Сейчас на лейбле 60 авторов из разных стран – Беларуси, Украины, России, Италии, Румынии, Германии, Америки, Англии. Наши релизы представлены в 43 интернет-магазинах – Beatport, iTunes, Amazon MP3, Google Play, Juno Records, Shazam... Мы издаем не меньше 15 треков в месяц. В основном, у нас просто музыка, но есть и вокальные треки.
Некоторым авторам мы делаем обложки, мастеринг треков (финальная обработка). У большинства из них есть домашние студии, поэтому в основном присылают готовое.
Бывает, пишут с просьбами: «Мы бы хотели издаться под вашим лейблом, но у нас тут альбом недописан… У вас случаем студии во Франции нет?» И я думаю: «Ну да, ребята, размечтались…»
Многие авторы музыки сами идут к нам. Они видят, что мы работаем, не сидим на месте. Например, недавно к нам присоединилась белорусская группа DaVinci.
Чтобы артист попал в мой лейбл, во-первых, он должен быть воспитанным. Бывает, человек просто некультурный. Даже если у него хорошая музыка, но он не ценит ни свой труд, ни труд остальных – с ним я работать не буду. Это касается, как правило, композиторов из СНГ.
Мне помогает 9 человек – в разных вопросах. С дизайном, деловой перепиской, например. Некоторые из них живут в других странах. Переписку с иностранцами ведет менеджер из России, есть еще помощник в Италии. Все они работают за идею.
Хотя в музыкальном мире лейбл успешен, на самом деле мы только вкладываем и вкладываем в развитие. Я работаю бариста в одном из минских кафе. Лейбл – это проект на будущее, а кофе я варю, чтобы деньги были сегодня.
Пытались искать инвесторов, пока безуспешно.
Бывает, меня спрашивают, зачем мне все это? Но я кайф получаю от того, что делаю. У нас в стране, чтобы сделать шаг, нужно везде советоваться, а здесь я – владелец компании. И если мы с ребятами решим что-то сделать, то возьмем и сделаем, не советуясь.
Я считаю, у каждого должно быть дело жизни, а музыка – это дело жизни для меня. Конечно, мне хочется финансового успеха, но важнее то, что музыка приносит мне удовольствие. Я каждый раз я испытываю волнение, когда выходит новый релиз, жду первых отзывов, слежу, как он будет двигаться в топе.
Понимаю, что я не автор композиции, но я причастен к тому, что ее слушают. И неважно, пишу ли я свой трек или чужой продвигаю – я всегда с музыкой.
Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
12 сентября
Фестиваль мексиканской культуры в Минске состоялся при поддержке А1: музыка, танцы, гигантский буррито и буйство красок в Верхнем городе
11 сентября
В Минске пройдет ночной хакатон Startup Boom Hackathon&Accelerator, который решит важные социальные вопросы в Беларуси
9 сентября
Пакет услуг «SMART START» – для новых клиентов Белагропромбанка
5 сентября
Space Day 2024: форум возможностей для будущих предпринимателей
26 августа
Основные правила продавцов на Ozon: 7 способов повысить продажи на маркетплейсе
14 августа
Бесплатные консультации по привлечению инвестиций в бизнес
5 августа
С клиентом работают только профи. World Class меняет рынок фитнес-услуг в Беларуси
1 августа
МТС — бизнесу: полезные сервисы и удобные тарифы