Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 2,58 USD 2,5828 +0,015
  • 2,95 EUR 2,9496 +0,0051
  • 3,39 100 RUB 3,3879 -0,0065
Личный опыт Наталья Кухарева, «Про бизнес» 7 декабря 2021

«2020-й закрыл наш бизнес, но мы нашли более прибыльное ремесло». Сколько семья из Ракова зарабатывает на гипсе

Фото из личного архива героини

«Авантюризма в моей маме всегда было очень много, поэтому когда она предложила создать соляную пещеру, мы решили попробовать. Все шло удачно, но пандемия решила за нас ― пришлось закрыть бизнес. Чтобы не сидеть без дела, нашли еще более прибыльное ремесло...» ― так коротко описывает историю успеха бренда домашнего декора minsk.beton одна из его создательниц Надежда Вашкевич. Читайте историю семьи, которая откопала «золотую жилу» среди гипса и бетона.

«Открывая бизнес, помните, что его, возможно, придется закрыть»

— Около двух лет назад мы начали искать необычный бизнес, который можно открыть в Беларуси. Подсмотрели идею у российских SPA-комнат. Соляные комнаты — место, где стены, пол и иногда потолок покрыты специальной солью. На тот момент в Беларуси было всего 3 похожих места, поэтому мы решили попробовать и создали план по оборудованию такой комнаты в Минске.

Фото из личного архива героини

Первое, что сделали, ― узнали, сколько стоит открытие бизнеса по франшизе. Если брать российские бренды, то это обошлось бы нам в $ 22−27 тысяч. За эти деньги предлагали полностью оборудовать комнату и сделать рекламу. Идея казалась заманчивой, но из-за того, что у мамы раньше была строительная фирма, она решила посмотреть, как это можно сделать самим.

Но специалистов по обустройству соляных пещер в Беларуси не нашли, а просто так соль на стены не намажешь. Поэтому экспериментировали и подсматривали в YouTube. В итоге потратили на создание соляной комнаты примерно $ 5000.

Пробовали добавлять и другие процедуры. Одна из них — фишпилинг. Но затраты не окупали спрос. Цена одной рыбки примерно $ 1. В аквариум на 200 литров нужно 200 рыбок, при этом иногда приходилось докупать их. Еще из расходов были насос, подача кислорода, система обеззараживания, сам аквариум, большой расход электроэнергии и дорогая мебель. И все это — с длительным периодом окупаемости.

В среднем на соляной комнате и рыбках удавалось «закрыть» аренду, электроэнергию, все расходники, но практически не было чистой прибыли. Тем временем пришла зима 2020 года, а потом и пандемия. Теперь мы уже не могли, как раньше, пускать по 5 человек в комнату. Максимум семья, но чаще всего в комнате находился только кто-то один. Этого было мало, даже чтобы покрыть аренду. Пришлось закрыть бизнес. Хотя даже с пустой соляной комнатой мы не бездельничали. К примеру, 24/7 занимались вязанием и делали корзины, ковры и сумки.

«Новую идею для бизнеса подсмотрели в Pinterest»

Брать стандартные бизнес-идеи ― слишком скучно. Мы хотели запустить свой «голубой океан» и подстроиться под условия пандемии. Весной 2020 года в Pinterest увидели минималистичные цветочные горшки из бетона. Выглядело стильно и универсально, поэтому попробовали сделать для себя.

На старте опасались, что белорусы не готовы платить за подобное украшение своих домов. Когда мы спрашивали у родственников, купили бы они себе в дом такие кашпо, нам говорили: «Не надо. Это не будут брать». Потом мы поняли, что спрашиваем не у тех, и решили рискнуть.

Фото из личного архива героини

Купили первую форму кашпо за $ 30. Отлили несколько штук и показали друзьям. Им понравилось, и они стали нашими первыми заказчиками. Благодаря сарафанному радио посыпались и заказы, и вопросы. Самым частым из них стал: «Почему вы делаете только геометрические кашпо? Почему не делаете скульптурные горшки, например, "голову Давида"?» Пойти на это было крайне сложно. Стоимость форм для заливки таких горшков в разы выше, а из бетона такую сложную форму уже не сделаешь, так как будет очень грубо и с пузырями.

Но решились на эксперимент ― заказали форму из России за $ 200.
Боялись, что форму не пришлют или не найдем на изделия покупателей, ведь это уже более дорогостоящее удовольствие. Сейчас сожалеем, что не нашли тогда мастера, который предупредил бы нас о многих нюансах, которые мы узнавали для себя за целый год работы.

Страшно и дорого было заказывать только первые формы. Дальше уже без проблем меняли поставщиков, могли спорить, не стеснялись говорить, что нам что-то не нравится, что нужно переделать. На сообщения «Извините, вот тут брак, вот тут и вот тут» мы больше не отвечали: «Ну, ничего страшного, как-нибудь приноровимся работать с бракованной формой», а четко требовали переделать и доставить нам хорошую и качественную форму.

Фото из личного архива героини

Мы очень много экспериментировали и заказывали разные формы у поставщиков из России и Беларуси. Попробовали сотрудничать с 6 российскими изготовителями и 4 белорусскими. Иногда приходилось платить и $ 500 за форму, при этом не всегда качественную. Были хорошие формы для отливки, но с плохим кожухом. У кого-то была ситуация наоборот, а иногда нам попадались некачественный силикон или плохо зачищенные формы с 3D-принтера ― заказ всегда был лотереей. Было и такое, что форма качественная, силикон хороший, но через какое-то время видишь такие же скульптуры у конкурентов. Уникальность в нашем бизнесе решает многое, поэтому скульптуры «как у того производителя» ценятся меньше.

Со временем мы поняли, что можно делать формы для отливки самостоятельно. На большую скульптуру, например, «голову Давида», нужно 6 литров силикона.При этом литр стоит 50 бел. рублей (примерно $ 20).

Пока научились создавать качественные формы, переделывали и по 3 раза. Было такое, что заливали в форму материала на 300 бел. рублей (примерно $ 120), а когда вынимали, у скульптуры не было носа. Такую только утилизировать. Хорошо свечникам: свечка не получилась ― закинул воск в воскоплав, и можно попробовать еще раз. Затрат практически нет.

Фото из личного архива героини

Кроме трат на материал, еще покупаем оборудование. Например, мы уже потратились на дегазатор, чтобы откачивать пузырьки воздуха. Также есть миксеры, шлифмашинка, вибростол, куча ручного инструмента. Сейчас хотим купить аэрограф.

«Лучше использовать материалы подороже, чтобы не переживать за пересылку»

При выборе краски стоит учитывать, что не каждая подойдет. Раньше мы добавляли колорирующие смеси и порошки в сам цемент. Но со скульптурами такой фокус уже не пройдет. Нужно покрывать сверху, то есть вручную кистями или аэрографом.

Был случай, когда заказали ведро краски, покрасили десяток скульптур. В процессе высыхания все было хорошо. На следующий день ― тоже. А потом вся партия начала трескаться и приобретать эффект советского подъезда, где краска облезла со временем. Самое ужасное, что несколько уже успели отправить по почте. Пришлось извиниться и сделать новые. Теперь экспериментируем на одном-двух образцах, а не на партии, которую нужно срочно отдать.

Фото из личного архива героини

Так мы поняли, что экономить на материалах ― очень плохая идея. Пришлось изучить все материалы, из которых отливают скульптуры, и посмотреть, какая у них прочность. Самый дешевый ― это алебастр. Его прочность на сжатие — 4−5 Мпа. У бетона этот показатель равен 35 Мпа. Чаще всего для скульптур используют гипс с показателем 16 Мпа.

Набив много шишек, мы вышли на другой уровень. Нашли неочевидных поставщиков и теперь работаем с очень качественным и крепким материалом, прочность которого ― 25 Мпа. Поэтому совет: ищите поставщиков не только по первым ссылкам в поисковике.

Конечно, по цене выходит дороже, но мы готовы пожертвовать деньгами для комфорта наших клиентов. К примеру, за счет этого мы можем не указывать на почте, что товар хрупкий.

Однажды блогер заказала скульптуру у нашего конкурента и у нас. Прежде чем провести обзор, она оставила стоять бюсты в запакованном состоянии, потом перевезла из одной своей квартиры в другую. Спустя месяц распаковывала бюсты онлайн. Скульптура конкурента пошла плесенью, а наша осталась в том состоянии, в котором мы и отправляли. Этот случай научил, что лучше повысить цену на товар и купить более дорогое сырье, чем продавать дешевле в надежде на больший объем сбыта. Тем более, что затраты все равно не такие уж огромные. Например, из одного мешка гипса за 25 бел. рублей ($ 10) можно сделать 12 скульптур Давида.

«Сейчас мы получаем примерно в 3 раза больше денег, чем тратим на производство»

Раньше большая часть денежных средств уходила на неудачные эксперименты и брак, сейчас же все изменилось, и у нас только 3% брака. Неизменно только одно ― ручного труда очень много и здоровье портиться сильно. Из постоянных проблем — недосып, работа в пыли и стертые от наждачной бумаги руки. Бывали дни, когда мы ложились в 5:00, а вставали в 10:.00, потому что у нас заказывали 10−15 голов за ночь.

Фото из личного архива героини

Самое страшное, что у нас случалось, — это 24 «Давида» за два дня. Не самый крупный заказ, но самый быстрый, из разряда «мне это нужно еще вчера». В те дни мы практически не спали. За срочность нам никто не доплатил, но хорошо, что хоть скидку за опт не попросили. Хотя мы сталкивались и с такими просьбами. Никаких скидок, если речь идет о срочных заказах, потому что дело не в материалах, а в труде и собственном здоровье.

Если речь идет о мелочи, например о маленьких кашпо по 7 см, то можем и 50 штук достаточно быстро сделать, но опять же — если договориться о сроках.

Сейчас наши основные расходы — это гипс, бетон и оборудование (вибростол, миксер, формы, краски, кисточки, грунтовка, наждачная бумага и шлифовальные диски), а еще расходы на электроэнергию, потому что комната, где сохнут фигуры, должна быть очень хорошо отапливаема. Это все в сумме тянет на 10−15 бел. рублей (около $ 4−6) на одну работу. Но большую часть из перечисленного можно использовать на несколько изделий. Еще есть расходы на упаковку, но из-за того, что мы сотрудничаем напрямую с производством, упаковочная коробка нам обходится не в магазинные 6 бел. рублей ($ 2,4), а примерно в 2−2,5 бел. рубля (около $ 1). Все остальные расходы — это человеческий труд. В нашем деле всегда можно найти «умельцев», которые за копейки продают незачищенные или некрашеные скульптуры, подрывая авторитет всей ниши. Но надо помнить, что основной ценник в ручном труде — это человеческие силы и здоровье. Да, мы хорошо зарабатываем: сейчас мы получаем примерно в 3 раза больше денег, чем тратим на производство.

«Для крупного бизнеса это ремесло не подходит»

Часто у нас спрашивают: можно ли одному человеку заняться подобным делом или же нужны производство и команда? Как крупный бизнес изделия из гипса и бетона ― не самый лучший вариант, но как ремесло — они приносят очень хорошие деньги, даже если продавать одну-две головы в неделю. Новичку можно потратить $ 200 и начать маленькое хобби практически «на балконе».

Но стоит помнить, что это не просто красивое хобби с низкой закупочной стоимостью. Это долгая работа в респираторе (или дышать пылью), очень долгий процесс зачистки швов (мозоли тут обеспечены), замазывания дырок, которые допускает даже вибростол. Далее идет процесс покраски, при котором скульптуру весом 4 кг практически всегда нужно держать в руках.

Фото из личного архива героини

Наш бизнес ― это не массовое производство, здесь нет оптовых партий по 100 штук. Но мы знаем, что некоторые коллеги берутся и за оптовое производство. Кстати, очень многим, чтобы сделать оптовый заказ, нужно провести его через договор, получить накладные. Поэтому оставаться ремесленниками не было возможности. С юрлицами работаем теперь только через общество с ограниченной ответственностью. Таким образом, для работы у нас открыты и ремесленничество, и ООО.

«Рынок декора сильно подвержен сезонности»

Продавать круглый год и только физическим лицам — не наш вариант. В нашем бизнесе есть месяцы, в которые, если не повышать расходы на рекламу или самостоятельно не звонить крупным организациям, ресторанам и школам, заказов почти не будет.

Летнее время практически мертвое для нас, зато зима и весна окупают все.Когда к нам обращаются школы и студии, они понимают, что им дешевле купить 2−3 формы и отливать скульптуры самостоятельно, чем сделать оптовый заказ на 20−30 штук. Часто люди думают, что можно купить, залить, и все сразу получится. Как правило, всем нужно послепродажное обслуживание, то есть наши консультации. Мы это поняли и открыли обучение. Особенно оно полезно покупателям больших форм, поэтому для тех, кто заказывает у нас три большие формы, мы сделали обучение бесплатным. Если же к нам кто-то хочет прийти просто так, то цена за курс — 350 бел. рублей (около $ 140).

А еще у нас очень много идей новых продуктов. Некоторые из них можно описать так:
композиции в кашпо. Спрос на них только растет, а значит, можно идти за трендом. Хотя, чтобы полноценно развивать это направление, нам не хватает производителей цветного мха в Беларуси.

Хотим также освоить производство диорам (миниатюрные объемные постановки, залитые эпоксидной смолой. — Прим. «Про бизнес»). Они входят в моду, несмотря на свою сложность и объемность. При этом у них есть недостаток: целевая аудитория значительно уже. Но зато цена в 5−7 раз выше.

Еще больше бизнеса — в нашем Telegram-канале. Подпишись!

Часто звонят с просьбами сделать уличные композиции. Иногда спрашивают, делаем ли лавочки или мусорные урны. Пока мы не берем такие заказы и продолжаем специализироваться на комнатном декоре, но к весне уже можно начать развивать и это направление.

Перспектив у изделий из бетона и гипса сейчас очень много. Можно сказать, что мы пришли на рынок одними из первых и сейчас его развиваем. Обучением мы создаем себе конкуренцию, но нам она нравится. Конкуренция позволяет продвигать саму сферу.

Хотим и дальше проводить обучение. Возможно, в будущем станет больше наших мастер-классов в арендованных студиях, чтобы каждый желающий смог попробовать отлить свою скульптуру.

Читайте также