21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
2 | 3 |
Антон Неклюдов — талантливый гончар, предприниматель и очень душевный человек. Поход на мастер-класс с супругой привел к истокам творческого проекта, а затем и к его развитию в полноценную художественную студию «Воздух» в Гомеле. Сегодня на базе этой студии проводятся курсы занятий по керамике и живописи, проходят регулярные мастер-классы и работает Школа юных художников. Это место, куда гомельчане приходят не только получить знания, но и побыть в атмосфере творчества, почувствовать себя на своем месте. Мы побеседовали с Антоном об этапах его предпринимательского пути и секретах творческой реализации себя в любимом деле.
— Это был 2014 год — мы жили и учились в Питере. Несколько раз жена предлагала мне посетить мастер-класс по лепке в качестве совместного досуга. Но мне как хранителю семейного бюджета это казалось сомнительным и дорогим удовольствием: разница между стоимостью мастер-класса и ценой билетов на кино довольно ощутимая.
В нашей студии занятия тоже дорогие, но сейчас-то я понимаю, почему.
В какой-то момент жене подвернулось акционное предложение в рамках какого-то творческого марафона, и мы все же попали на мастер-класс по лепке. Программа была минимальная, но прикоснуться к искусству получилось. Я слепил себе маленькую пиалку — тогда мы увлекались чайными церемониями. И хотя это было не гончарное ремесло, а только минимальный экскурс по лепке, мне очень понравилось.
Спустя несколько месяцев мы решили вернуться в Беларусь. В Питере была интересная работа и неплохой заработок, но не было своего жилья. Мы планировали детей, а перспектива ипотеки или съемной квартиры не казалась заманчивой. Поэтому, оставив работу, мы с женой вернулись на родину, где были родители и свое жилье, — в Гомель.
Продали квартиру, потому что мечтали жить и растить детей в доме, и я стал искать работу.
Это был конец 2015 года — чувствовались отголоски кризиса, спрос на рабочие места был приличный. Я устроился за 300 бел. рублей (около $ 120) в маленькую контору сотрудником «про все»: заполнял сайт, разгружал мебель, отвечал на звонки. В это время мы жили у тещи и ждали рождения сына.
Гончарное ремесло превратилось для меня в серьезное увлечение. Я посмотрел в интернете обучающие ролики и из старой стиральной машинки и тазика для белья сделал себе гончарный круг. На нем и практиковался вечерами в гараже. К тому времени уже посещали мысли о том, чтобы превратить хобби в способ заработка, и я решил транслировать то, что получается, в соцсети. Спустя полгода мы с женой купили дом в 30 км от Гомеля и за лето сделали в нем небольшой ремонт.
На мою творческую страничку в социальной сети «ВКонтакте» стали обращаться люди с вопросами о возможном мастер-классе. Я отвечал, что организовать можно, если есть готовность ехать ко мне так далеко. Большинство, конечно, на этом этапе отсеивалось, но были и те, кто все-таки приехал. Зимой в лютую метель на двух машинах к нам на мастер-класс добралось целое семейство. И это не могло не вдохновить. Если нашлись люди, настолько заинтересованные, значит, можно искать возможность сделать занятия более доступными для большинства!
Насчитали около $ 2000. Обсудили риски: что, если в Гомеле, кроме нескольких человек, которые сейчас заинтересовались, больше нет аудитории? Приняли решение провести пробное занятие, взяв в аренду подходящее помещение на 3 часа, и посмотреть, насколько формат окажется востребованным, будут ли желающие.
Я начал искать возможные варианты, почти нашел, но пришлось отказаться — условия были невыгодными. Наконец связался с владельцами одного местного тайм-кафе и договорился на мастер-класс в их помещении. Следы творчества пообещал убрать, если вдруг что-то испачкается. Объявил о предстоящем событии у себя на страничке и пригласил всех желающих. Пришло шесть человек, заплатили по 25 бел. рублей (на момент выхода статьи — около $ 10). Это было начало 2017 года. С вычетом аренды сумма составила почти половину моей зарплаты.
Ребята остались довольны мастер-классом, и я, счастливый, с пачкой денег приехал домой. Стали с супругой думать дальше — для теста тайм-кафе подошло отлично, но для регулярной деятельности требовалось постоянное отдельное помещение.
Спустя какое-то время нашли в интернете скромненькую и еще не известную студию «Воздух» с 50 подписчиками в сети «ВКонтакте».
В описании приглашали на уроки живописи, рисунка и керамики для детей и взрослых. Решил поинтересоваться занятиями по керамике, и оказалось, что преподавателя на тот момент студия еще не нашла. Девушка, которая являлась основательницей студии, открыла ее только месяц назад.
Стены еще пахли краской, мастер-классов было проведено совсем немного. И я предложил сотрудничество.
Мы договорились на разовые мастер-классы по «гончарке» и лепке стоимостью за вход 25 бел. рублей (около $ 10). Если я после 8 лет в Питере практически не имел друзей в Гомеле, то Алена — владелица студии — была в центре творческих событий города и здоровалась со знакомыми на каждом перекрестке. Через час после того, как она разместила объявление у себя на страничке, все места на первый мастер-класс были заняты. При этом еще оставались желающие, которые записались на второй и третий.
Так с начала 2017 года мы и стали работать.
Поначалу я арендовал студию по времени: привозил круги, оборудование, инструменты и платил за 3 часа занятий 15 бел. рублей (около $ 6). Тогда еще был бум на декоративные вазы в виде гранатов — всем очень нравилось их лепить и покупать. Если гончарный мастер-класс ограничивался шестью местами, то на лепку «гранатиков» приходило около 15 человек.
Затем Алена предложила платить ей за аренду помесячно — 120 бел. рублей (около $ 50). То есть мастер-классов можно было проводить сколько наберется, оставлять в студии все оборудование и здесь же работать. А спустя еще какое-то время решили все расходы делить пополам: керамикой занимался я, живописью — Алена. При этом ИП оставалась она и организационными вопросами — арендой, налогами и прочим — занималась самостоятельно.
Понадобились администраторы, уборка, преподаватели. Алена в то же время собиралась уезжать в Европу и предложила открыть ИП мне. Так и поступили.
Преподаватели, которые сейчас с нами работают, — наши ученики.
Дело в том, что мастер-класс — это не про обучение, а больше про досуг. В месяц по керамике проходит 6 мастер-классов, по живописи — 9. На один набирается, как правило, 8−12 человек. Часто случается, что желающие еще остаются, и тогда мы проводим один дополнительно.
А вот на курс занятий с нами остаются уже те ребята, которые в этой деятельности нашли себя. Курсы так и появились — ребята, пришедшие на мастер-класс, захотели углубиться в процесс, и мы запустили базовый курс керамики, а затем и живописи.
Наш первый преподаватель — Маша — выпускница первого курса живописи. Она проработала с нами около трех лет, а сейчас двинулась дальше. Учитывая, что Алена переезжала за границу, нужен был человек, который мог бы заниматься с ее учениками. И этим человеком стала Маша. У меня помощница появилась только спустя полгода, и она также была нашей выпускницей. В итоге сложилось, что «Воздух» — это такая семья. Все были свои.
Помещение включает в себя несколько небольших комнат, просторный коридор между ними и классную. В небольших комнатах также проходят занятия, размещаются печь, оборудование для глазурования, подсобка. Аренда вместе с коммуналкой выходит порядка $ 1000 в месяц.
Если говорить о затратах на гончарную часть студии, которой занимаюсь только я, то самое дорогое — это оборудование.
Один гончарный круг фабричного производства стоит $ 800. Опыт изготовления кругов у меня был, поэтому поначалу в студии стояли только самодельные — их было три. На создание всех трех ушло около $ 200 — детали заказывались по минимуму. Два фабричных я купил совсем недавно — появилась возможность, и решил удовлетворить свою «хотелку». Но по сути они мало чем отличаются — может быть, фабричные чуть тише работают. Кроме кругов — печь. Ее стоимость — $ 1500. Печь нам сделали на заказ гомельские мастера. Цены фабричных аналогов доходят до $ 4000.
Столы и стеллажи создавал мой отец — он на все руки мастер. За материалы для одного стола вышло порядка $ 30. Стены периодически перекрашиваются — больше для радости, чем по необходимости. Последний раз — год назад. Стоимость такого ремонта — в пределах $ 500.
В керамике материалы — далеко не главная статья расходов.
Белорусская глина стоит 50 копеек за килограмм, но в рамках того, что мы делаем, она не подходит. Используем украинские, испанские, немецкие массы по среднему ценнику. На начальном этапе я просто ездил в Украину — загружал 150 кг глины, различные глазури и привозил — слава Богу, здесь недалеко. Сейчас любую массу от 5 кг можно по доступной цене приобрести в минских интернет-магазинах.
Все инструменты заказываем на AliExpress. Они вполне пригодны для работы — это ведь расходный материал. Набор из шести инструментов стоит $ 3 — его хватает на полгода, потом можно заказать еще. Не китайские стоят $ 30. Да, они лучше и чуть-чуть долговечнее, но их есть смысл приобрести, если ты всерьез занимаешься ремеслом. Для обучения инструменты с AliExpress подходят идеально.
Пробовали давать объявления в автобусах — история получилась печальная и смешная одновременно. Дело в том, что агентство, которому мы доверились, записало аудиорекламу самостоятельно, не ознакомив нас с тем, что получилось. В итоге из динамиков на каждой остановке пронзительно кричал какой-то ребенок: «Мама спит — она устала, это я ее достала!» За этим следовал призыв приводить детей к нам на занятия. За целый месяц позвонил только один мужчина и то лишь для того, чтобы осыпать нас проклятиями.
Мне кажется, в рамках Гомеля эффективнее всего работает сарафанное радио. Мы довольно своевременно перешли в Instagram — люди стали делиться, комментировать. Сейчас единственная реклама, которую мы иногда запускаем, — это таргет в Instagram.
В начале этой осени провели рекламную акцию, но «выстрелила» она совершенно спонтанно. В сентябре я должен был заменять преподавателя нашей Школы юных художников и размышлял о том, как лучше выстроить урок. В последний момент мы с детьми решили пойти в парк (Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей. — Прим. «Про бизнес»). Темой урока была динамика. Мы сели лепить животных, и я предложил попробовать встроить их в среду — то есть разместить в разных местах парка. Для детей это были не первые их фигурки, и такая игра показалась им интереснее, чем снова просто забрать работы домой. Мы расставили фигурки по всему парку, а на следующий день со второй группой повторили то же самое.
В итоге я записал сторис с таким объявлением: «Каждому, кто найдет фигурку — 90% скидка на наш мастер-класс». Мы получили огромное количество обратной связи: люди присылали видео, как ищут фигурки всей семьей с детьми, отмечали нас у себя в сторис. Кто-то даже нашел две фигурки и получил две скидки. Сейчас в планах — немножко оптимизировать и продолжить такую практику.
Это люди, которым хочется отвлечься от напряженной умственной деятельности и расслабиться. Детей приводят развитые родители с подвижным сознанием. Как правило, они по жизни занимаются чем-то интересным, вроде преподавания йоги. То есть наши родители — это люди, которые в 20 лет носили дреды. Сейчас им 35−40 лет, они остепенились и любят своих детей.
Может быть, я идеализирую, но мне кажется, что на сегодняшний день в Гомеле студий, аналогичных нам по серьезности обучения, нет. Да, мы дорогие, но у художников «Воздуха» академическая база, специальное образование. Что касается керамики — наверное, я и сам в данный момент способствую увеличению числа своих конкурентов.
Прихожу иной раз в студию, а все круги уже заняты. Это безумно приятно и мотивирует двигаться дальше.
Весной 2020 года с первой волной пандемии многие люди перестали посещать занятия. В апреле мы единственный раз за историю существования вышли в минус. Однако летом закрыли границы, а людям нужен был отдых. Многие стали покупать дачные дома, ездить в Гродно или искать развлечения ближе к дому. И вот тогда случился настоящий бум — это были самые топовые выручки.
В любой момент могут поднять оплату или попросить «подвинуться». Наше помещение находится в центре, и на него всегда могут возникнуть планы, приносящие большую прибыль владельцам, нежели художественная студия.
Наше с Аленой мнение, что проект «Воздух» существует сейчас в идеальном для него формате.
Расширяться на другие города или регионы мы не планируем. Основные улучшения направлены внутрь: например, во время зимних каникул собираемся сделать ремонт в мастерских. Нам очень нравится скандинавский стиль в интерьере — постараемся к нему приблизить обстановку. В планах также — до февраля 2022 года создать удобный сайт нашей студии, провести зимний тематический OPEN DAY, запустить корпоративные заказы и мастер-классы и многое другое.
21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
19 ноября
Особое признание: Betera с двумя наградами престижной премии ADMA
19 ноября
Республиканский DemoDay – победители «Стартап-марафона» определятся в ближайшее время
19 ноября
3Х-кратный рост мясоперерабатывающего предприятия благодаря внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2» компанией Академ и К
19 ноября
Бесплатные БелВЭБ-Кассы от Банка БелВЭБ!
18 ноября
Специальная партия SERES | AITO M5 уже в Минске: ваш рациональный выбор здесь и сейчас!
18 ноября
Международный форум ЭДО в Москве 2024: Взгляд на будущее электронного документооборота
18 ноября
Вторая жизнь рекламных баннеров: компания МТС презентовала уникальный мерч