Top.Mail.Ru
Войти
  • 2,46 USD 2,4571 -0,0058
  • 2,89 EUR 2,8863 -0,0108
  • 3,36 100 RUB 3,3582 +0,0214
Личный опыт
«Про бизнес» 2 июля 2020

Как я ушла из ассистентов в дизайнеры и начала работать с Apple

Изображение предоставлено героем материала
Изображение предоставлено героем материала

Чтобы сделать карьеру, не обязательно ждать много лет. Иногда достаточно увидеть зарождение новой идеи, набраться смелости подключиться к ней и упорно работать, пока не словишь клиента — «крупную рыбу». Именно так произошло с героиней нашей статьи — дизайнером презентаций Анастасией Мохань. Правда, на старте ей пришлось нелегко.

Шаг первый. Переезд в Москву

После окончания БГУ я работала ассистентом в концертных и креативных агентствах, рекламных продакшенах. Нарабатывая опыт, мечтала создать свой проект и уйти с ним в свободное плавание. Но произошло это только через два года после моего переезда из Минска в Москву.


Анастасия Мохань
Дизайнер презентаций

Я устроилась в один из крупных продакшенов по съемке рекламных роликов. Там узнала о формате режиссерских презентаций. Разумеется, в любом тендере на создание ролика клиент выбирает лучшего режиссера, именно поэтому от презентации зависит многое. Каждый из кандидатов создает презентацию, в которой описывает свое видение проекта, идеи по сценарию, убеждает клиента, что именно он и есть «тот самый».

Коллега рассказала мне, что режиссеры не верстают презентации сами, а находят исполнителей. И в этом я увидела возможность дополнительного заработка. Ранее в мои обязанности не входило создание таких проектов, но, узнав об их существовании, я решила в свободное от работы время обучаться дизайну.

Я никогда не сталкивалась с дизайном, здесь все было для меня в диковинку. Начала с того, что самостоятельно изучила, как работают программы Keynote, Adobe Indesign, Photoshop и конструктор сайтов Readymag.

Важным моментом стал навык поиска подходящих картинок и референсов для презентаций. Так как мы работали с рекламой, мне был необходим определенный кругозор, я просматривала сотни фильмов и международных рекламных роликов. На мой взгляд, это самая сложная часть работы — найти именно ту картинку, именно тот ролик, который на 100% подойдет режиссеру.

Шаг второй. Фриланс

Мне нравилась работа в продакшене, но после года в роли ассистента я поняла, что хочу большей свободы и самостоятельности. Около двух месяцев в свободное от работы время я помогала с презентациями коллеге. Вскоре она поручила мне выполнить первый самостоятельный проект, после чего у меня начала формироваться уверенность в собственных силах.

Я поняла, что стою на правильном пути. Все, что мне было нужно, — это практика. Через полтора года работы на двух фронтах (ассистента продюсера и дизайнера презентаций) я поняла, что предпочитаю дизайн. Тогда я и приняла решение уйти во фриланс. Уходила, уже имея неплохую базу клиентов и репутацию.

Шаг третий. Крупный проект

Крутой поворот в моей карьере произошел после начала сотрудничества с Apple.

Я уже давно работаю с крупными продакшенами в России и Америке. Понятно, что у американских компаний клиентов больше, именно среди них однажды и оказалась знаменитая Apple. Вот как это произошло.

Я познакомилась с американским режиссером за пару месяцев до того, как ему предложили участие в тендере для ролика Apple. Компания хотела снять видео про джазового музыканта для внутреннего использования. Я прислала режиссеру письмо со своим портфолио и сообщила о желании поработать вместе. Он ответил согласием, но я не ожидала, что нашим заказчиком окажется Apple!

Изображение предоставлено героем материала
Изображение предоставлено героем материала

Как мы делали презентацию. Главная часть моей работы заключалась в том, чтобы найти подходящие картинки для презентации. Для их поиска я использовала такие ресурсы, как Netflix, YouTube, Vimeo, сайты с портфолио режиссеров, страницы режиссерских агентств. Картинки искала целыми днями, а иногда и ночами. Это был действительно тяжелый процесс: режиссер четко знал, что хотел увидеть, а моя задача состояла в том, чтобы ему это предоставить. Через несколько дней нам удалось собрать все необходимое, и мы принялись за верстку презентации.

Текст к таким презентациям чаще всего режиссеры пишут сами или нанимают специальных людей — гострайтеров. Это скрупулезная работа, которой занимаются профессиональные копирайтеры и журналисты. После того как текст был готов, я приступила к работе над презентацией. Мы решили сделать ее в виде анимации — на западном рынке очень любят проекты, в которых есть движение. Презентацию я делала при помощи конструктора сайтов: только он позволял работать с анимацией. На верстку у меня ушел день. А потом начались правки… Мы с режиссером редактировали презентацию вплоть до момента, когда ему уже нужно было выступать перед креативной командой Apple. К счастью, презентация клиенту понравилась. После нашего совместного успеха режиссер предложил мне работать над следующими проектами.

Что важно для дизайнера режиссерских презентаций: простые наблюдения

Первое: я бы советовала набивать руку в дизайнерских программах. Ранее я не училась дизайну. Но в XXI веке при наличии YouTube — возможности не ограничены. Существует бесчисленное количество тьюториалов по всевозможным программам, которые можно найти на бесплатных онлайн-курсах в YouTube, на платформах Coursera и Udemy. Главное — понять, зачем тебе это нужно, определить основные направления обучения (графика, видео, монтаж и т.д.) и выделять нужное количество часов в день на изучение навыков.

Второе: иностранные языки. Без их знания придется туго. Режиссеров за пределами СНГ в разы, а то и в десятки раз больше, чем внутри. В основном они общаются по-английски, но часто можно встретить и проекты на шведском, испанском, немецком. Дизайнер, владеющий несколькими языками, ценится выше, так как именно в сфере режиссерских презентаций важно находить общий язык с заказчиком, чувствовать его стиль и видение проекта.

Ключевые навыки, которые я развила за годы работы над проектами, - это трудоспособность, готовность к постоянному обучению и упорство.

Часто я вижу ребят, которые думают, что делать презентации — легко, и просят меня их научить. Я с удовольствием отправляю тестовые задания каждому, но 80% желающих за них даже не берутся. Одна только инструкция к тестовому занимает страницу, поэтому еще на старте некоторым становится лень в этом разбираться.

Третье: портфолио. Его наличие — обязательно, пусть даже само портфолио будет скромным. Все компании по рекламному продакшену и режиссеры оставляют свои контакты на ресурсе Vimeo, на своих официальных сайтах и в рабочих аккаунтах Instagram. Просто написав десяти компаниям — уже можно договориться о работе в проекте. А хорошие манеры, умение профессионально общаться с заказчиком, готовность всегда быть на связи значительно повышают ваши шансы на успех.

Изображение предоставлено героем материала
Изображение предоставлено героем материала

К сожалению, доступных ресурсов, которые рассказывали бы про режиссерские презентации и обучали мастерству их создания, в открытом доступе почти нет. Эта сфера существует чуть более 3 лет, большинство людей о ней просто не знают. Считаю, что мне повезло — азам работы меня научила коллега, которая стала ментором в дальнейшем.

Совет: Если вы хотите стать дизайнером презентаций — напишите знакомым дизайнерам. Возможно, они уже сталкивались с похожими проектами или знают таких людей. Также некоторые продакшены сегодня открывают позиции директоров по поиску режиссеров и параллельно запускают поиск дизайнера презентаций. Пару лет назад таких вакансий просто не было, сейчас же это может стать неплохим стартом вашей карьеры.

Подводные камни

Работа над презентациями сопряжена с трудностями. Иногда молодые режиссеры забывают о временных рамках, и тогда работа переходит в формат 24/7 на протяжении нескольких дней. Над презентацией для Apple мы работали именно в таком режиме. Иногда я не могла позавтракать, выйти из офиса или ложилась спать в 4 утра.

Если режиссер не понимает четко, что он хочет получить от презентации, — комментарии и исправления не заканчиваются никогда.

Зачастую после нескольких «кругов» исправлений презентация возвращается в первоначальное состояние. В такие моменты особенно тяжело, но я не могу позволить себе сказать: «Мой рабочий день окончен!» и выключить компьютер — это непрофессионально. Самый легкий способ избежать негатива — не работать с «вечно сомневающимися» клиентами. Но этот вариант не для меня: я лучше ударно поработаю и пополню свое портфолио еще одной презентацией, чем буду волноваться о потере клиента.

Изображение предоставлено героем материала
Изображение предоставлено героем материала

Один из самых неприятных моментов в работе — неоплата. В нашей сфере такое случается редко, но бывает. Год назад я работала для румынского банка, и после сдачи проекта мне сказали, что оплата придет через 180 дней. А махать договором и прописанными там условиями я не могла, боялась поссориться с клиентом.

После получения оплаты с такими клиентами я больше не работаю. «Черный список» у меня небольшой, но он есть. Поэтому начинающим дизайнерам я советовала бы работать по предоплате: так вы будете уверены, что ваш труд защищен.

А что сейчас?

За два с лишним года работы над проектами я сформировала свою команду дизайнеров, написала курс по презентациям и наработала базу лояльных клиентов.

В начале карьеры мне не хватало ответов на вопросы: как эффективно планировать время? как выставлять цену за проект? как развиваться в этой сфере? Сегодня у меня достаточно опыта, чтобы поделиться такой информацией.

Тайм-менеджмент. Я стараюсь четко разделять рабочее и нерабочее время и прописываю его заранее в условиях работы. Это помогает мне не перерабатывать и всегда иметь запас сил на экстренный случай.

Масштабирование. Когда я поняла, что количество запросов от клиентов превышает мои физические возможности, то собрала свою команду дизайнеров и делегировала им задачи. Это важный пункт, о котором я не думала два года назад, но сейчас он сильно экономит время, нервы и силы. Делегировать можно и нужно.

Цена услуги. На первых порах для меня решающее значение имело мнение коллеги-ментора. Она давно работала в этой сфере и знала о ценоформировании все. Если у вас нет такого человека — рекомендую сперва обсудить со знакомыми-дизайнерами расценки по рынку. А уже потом, исходя из полученной информации и уровня вашего портфолио, — сформировать свою цену за услуги. Мой средний чек за презентацию сейчас колеблется в районе 200−250 долларов. Конечно, если на проект выделяют небольшие бюджеты, ценник за презентацию тоже может быть ниже.

Второй момент — идите клиентам навстречу. Можно снизить цену, если это ваш первый клиент и первый проект с ним. Даже незначительная скидка и четко проделанная работа создадут о вас благоприятное впечатление и повысят шансы на повторный заказ.

Изображение предоставлено героем материала
Изображение предоставлено героем материала

Поиск клиентов. Как создать базу клиентов? Для меня работали и до сих пор работают два способа — почтовая рассылка и сарафанное радио. Со вторым все просто — я делаю свою работу хорошо, клиенты остаются довольны и рекомендуют меня другим. А вот с почтовой рассылкой дела обстоят сложнее. В начале карьеры я отправляла по 100 писем в день, половина из них улетала в спам, половина просто оставалась без ответа. И буквально на одно письмо мне отвечали «Спасибо за портфолио». Что, впрочем, еще не означало готовности сделать заказ.

Но уже после двух лет работы из 100 отосланных писем я получала ответы на 30 и 5 из них становились моими клиентами.

Всем, кто только начинает нарабатывать своих клиентов, я рекомендую проявлять упорство. Не сдаваться и продолжать рассказывать всем, чем вы занимаетесь, продолжать рассылать письма. И вежливо доносить, что вы всегда делаете свою работу на высоком уровне и будете рады сотрудничеству. В самом начале сарафанное радио может и не сработать, но со временем клиенты начнут сами к вам приходить. После года работы в сфере презентаций в моей базе насчитывалось около 25 постоянных клиентов. Сейчас, два года спустя, их уже более 50. И продолжают приходить новые.

Не останавливайтесь

В дизайне презентаций крайне важно ежедневное и постоянное развитие. Читайте литературу, формируйте насмотренность, анализируйте работы-победители, общайтесь с коллегами из сферы дизайна. И на каждом проекте спрашивайте себя: «Как я могу сделать его еще лучше?» Дизайн вообще не стоит на месте, будь то презентации, архитектура, графика или иллюстрации. Развивайтесь, постоянно учитесь чему-то новому и тогда вы достигнете главного — станете дизайнером собственной жизни.

Читайте также