Top.Mail.Ru
Личный опыт
«Про бизнес» 23 июля 2019

«Первой съемкой отбила только аренду техники и валерьянку». Как теперь зарабатывает эта девушка-фотограф

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Лена Якубовская пришла в фотографию из журналистики. Сначала делала снимки к своим материалам, потом купила фотоаппарат, чтобы привезти красивые кадры из отпуска, — а в итоге знакомые ребята заказали свадебную съемку. О том, какие сложности есть на этом рынке, как продвинуться так, чтобы заказали фотосессию за границей, и почему она не снимает корпоративы — в ее истории.

«Моя первая семейная фотосессия стоила $ 10»

 По образованию я журналист, потому с фотографией хоть как-то была связана всегда. В редакции, где я работала, журналистов много, а фотограф был один и на вес золота. Поэтому порой приходилось брать штатную камеру в руки и самостоятельно делать снимки для своих текстов.

Лена Якубовская. Фото предоставлено автором
Лена Якубовская. Фото предоставлено автором

Потом мы с мужем решили отправиться в отпуск в Болгарию и, чтобы привезти из поездки красивые фото, решили купить первую хорошую камеру. Я быстро наигралась с объективом, который был в комплекте, купила получше — и начала тренироваться на друзьях и кошках, в прямом смысле этого слова. Выкладывала свои первые пробы на страничках в социальных сетях, и неожиданно знакомые попросили снять их свадьбу. На тот момент у меня не было ни опыта, ни техники подходящей, но ребята настаивали. Я честно предупредила обо всех нюансах, поставила соответствующий ценник, который компенсировал только стоимость аренды техники (и покупку таблеток для успокоения нервов). На тот момент, лет пять назад, я взяла $ 100 за целый съемочный день. После этой съемки ко мне стали обращаться клиенты. Помню, что за первую семейную съемку я заработала 20 белорусских рублей (около $ 10) и отдала около 150−200 фотографий, а это очень много.

Первые два года я совмещала офисную работу с фотографией, но потом все-таки решила уволиться, чтобы оставалось свободное время на себя и семью и можно было больше времени посвящать съемкам.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Для старта, кроме огромного желания и поддержки родных, конечно же, понадобились и финансовые вложения. Сначала я хотела накопить на профессиональную технику, откладывая то, что зарабатываю на съемках, но потом поняла, что это растянется на очень долгое время. И муж настоял, чтобы я взяла деньги, которые нам подарили на свадьбу. Растраты в итоге вышли такими:

  • Два фотоаппарата — около $ 2600
  • Три объектива — около $ 2400
  • Компьютер и монитор — около $ 900
  • Кресло и стол — около $ 400.

Но все это я покупала не сразу, а постепенно. Например, сначала приобрела только монитор и подключала его к ноутбуку. Потом поняла, что его мощности не хватает, и заказала компьютер. Объективы поначалу брала в аренду. Вторая камера тоже появилась через несколько лет: это и хорошая подстраховка, если вдруг одна прямо на свадьбе выйдет из строя, и дополнительное удобство — можно не менять объективны на одном фотоаппарате, а сразу использовать два. Сейчас я уже понимаю, что нужно было сразу купить себе хорошую технику и обустроить рабочее место, а не делать это методом проб и ошибок.

У некоторых к этим суммам добавляются еще затраты на обучение, но я со всем разбиралась сама — и с настройками фотоаппарата, и с обработкой.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

«Теперь я понимаю, что корпоративы снимать не буду»

Изначально я бралась за любую работу: снимала корпоративы, дни рождения, свадьбы, детей, семьи, не смотрела на количество часов, как люди будут одеты, нравятся они мне или нет. Но потом отказалась от такого. Например, сейчас я знаю, что за съемку корпоративов не возьмусь. Да, многие говорят, что это не очень отличается от свадебной съемки в кафе. Но, во-первых, оплата за корпоратив ниже. Во-вторых, на свадьбе твой заказчик — молодожены, и все решения принимают только они, мнения и советы остальных гостей фотограф учитывать не обязан.

А на корпоративе каждый второй тебе начальник, все хотят и много индивидуальных фото, и много разнообразных групповых.

Кроме того, я прекрасно понимала, что первое время буду получать заказы на довольно простые свадьбы, где люди не очень задумываются о концепции, дизайнерских нарядах и красивом декоре. Да, это даст мне нужный опыт, но не вдохновение. И пока я буду выкладывать такие фото на свои странички в социальных сетях, приходить ко мне будут только такие клиенты. Никто не закажет у меня съемку в Италии, если будет видеть снимки безвкусных, на мой взгляд, свадеб. Поэтому я решила организовать несколько красивых съемок сама, а в итоге собрала команду, с которой мы теперь регулярно проводим воркшопы.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Это вышло довольно просто — я написала флористу, работы которого мне понравились, нашла дизайнера свадебных платьев, а спустя какое-то время к нам подключилась организатор, которая рассталась со своей предыдущей командой. Наши мероприятия мы проводим не только в Беларуси — мы ездили в Одессу, в Вену, в Карпаты. Для участников выгода в том, что они получают красивые фото в портфолио и могут привлечь клиентов из-за границы. Для нас — в том, что мы тоже получаем продающие кадры, но бесплатно — взносы участников покрывают только расходы на организацию, билеты, жилье и другое. Я считаю, что воркшопы — это отличный способ не только продвинуть себя (например, благодаря таким фото у меня заказали съемку в Черногории), но и познакомиться со своими коллегами. На таких встречах мы обмениваемся опытом, делимся своими лайфхаками.

«Просят и макияж нарисовать, и лишние килограммы убрать в фотошопе»

Первые клиенты, как я писала выше, находили меня сами — это были друзья друзей, знакомые знакомых. «Сарафан» все время был лучшей рекламой. Кроме того, многие пары оставались со мной надолго: сначала ты снимаешь свадьбу, потом беременность, потом делаешь семейную фотосессию.

Сейчас ко мне обращаются совершенно разные люди, и какой-то четкий портрет нарисовать сложно. Это и молодежь, и люди постарше. Например, однажды я фотографировала пару, у которой была золотая свадьба — 50 лет вместе. Это обычно очень интересный опыт.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Я всегда ориентировалась на людей думающих и знающих, чего они хотят от меня и какого результата ждут от нашей совместной работы. В противном случае слишком высока вероятность того, что обе стороны будут разочарованы в итоге.

Кроме того, для меня важно, чтобы клиент понимал, что далеко не всегда и все зависит от фотографа. Картинка складывается по крупицам: нужно продумать идею, выбрать одежду, возможно, даже прикупить что-то новое, порой необходима помощь стилиста, визажиста, декоратора, нужна красивая локация и много чего еще.

Были случаи, когда клиенты просили погладить платье в фотошопе, заменить цвет лака на маникюре, убрать лишние килограммы, нарисовать заново макияж.

Я стараюсь выяснять такие моменты на берегу.

Основной канал продвижения сейчас — это Instagram, в моем аккаунте три тысячи подписчиков. Сразу у меня был неплохой органический рост, но постепенно соцсеть меняла свои алгоритмы, и теперь быть заметным без финансовых вложений становится сложнее. Я стараюсь делать контент-план и публиковать посты каждый день, хотя, конечно же, получается не всегда. И тогда я сразу замечаю, как статистика ползет вниз. Никакие сервисы для накрутки я никогда не использовала, а вот за нововведениями стараюсь следить — подписана на полезные каналы в Telegram и аккаунты в Instagram.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Кроме этого, два года назад я завела свой сайт: купила готовый шаблон и подстроила его под себя. Но его я использую не для поиска новых клиентов, а для того чтобы люди, которые ко мне обращаются, могли туда зайти и увидеть мое полное портфолио, почитать обо мне, узнать ценник и ответы на популярные вопросы. В скором времени планирую регулярно вести на сайте блог, но пока там только три записи.

«Потом клиенты стали намекать, что отдавать фото на дисках — прошлый век»

Свои вложения я окупила за полтора года. Мои основные затраты сейчас — это оплата налога физлица (около $ 50 в месяц), упаковки фотографий (на один комплект уходит около $ 20−30) и сайта ($ 100 в год). С упаковкой, кстати, я экспериментировала долго. Сначала отдавала фотографии на обычных дисках, потом заказала диски и упаковку к ним со своим логотипом. Позже люди мне стали намекать, что это уже прошлый век, — тогда я перешла на флешки и заказала к ним коробочки из фанеры. Потом мне захотелось чего-то более представительного, но оказалось, что коробки из массива очень дорогие — около $ 35 за штуку. В итоге я остановилась на кожаных конвертах: во-первых, один обходится мне в $ 15, во-вторых, молодожены могут потом использовать его как клатч, кошелек или еще что-то. Кстати, деревянные флешки я заказываю в Китае, потому что так выходит в два раза дешевле, а по качеству они ничем не отличаются от тех, что продают у нас в Минске.

Стоимость на свои услуги я поднимала постепенно, когда понимала, что вкладываю больше, чем трачу. И к тому же хорошая работа не может стоить дешево — так думают многие потенциальные клиенты. Сейчас за съемку свадьбы я беру от $ 500 до $ 700, за семейные или портретные — $ 100, за съемки контента для соцсетей и сайтов — от $ 50. Последний, кстати, стал популярным в этом году: многие поняли, что без качественных фото сложно продвигать себя в социальных сетях.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Самый активный сезон у фотографов — с марта-апреля по сентябрь-октябрь. В среднем свадебных съемок бывает 20−30, другие довольно сложно посчитать. Иногда бывает один заказ в месяц, а иногда — пять. Также активно заказывают съемки в предновогоднее время. Многие фотографы делают в эти периоды скидки, но я снимаю по той же цене, что и всегда. Да, у меня выходит меньше съемок, но за счет более высокой стоимости я зарабатываю столько же, сколько и те, кто устраивают акции.

«Снимать свадьбы всю жизнь — слишком сложно»

Самая большая сложность в этом бизнесе в том, что на рынке сейчас дикая конкуренция. Новые фотографы появляются постоянно, и выбор у людей на любой вкус и кошелек огромный. Из этого многообразия очень трудно выделиться. Особенно, когда подавляющее большинство клиентов выбирает исходя не из стиля работы фотографа, личного общения с ним, а из своих финансовых возможностей. Но отстроиться от конкурентов в свое время мне помогли именно красивые кадры с воркшопов, которые мы проводим с командой. Люди видели кадры как со страниц журналов — и приходили за ними.

Если говорить о планах, то я понимаю, что заниматься свадебной съемкой всю жизнь у меня не выйдет. Это работа, которая отнимает много сил и энергии, потому я хочу позже уйти в семейную и newborn-фотографию. Да, такие фотосессии оплачиваются ниже, но, во-первых, для них нужна другая техника — достаточно одного фотоаппарата и объектива. Во-вторых, и времени ты тратишь меньше. Например, на обработку свадьбы можно потратить неделю, а семейной съемки — 2−3 часа.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Раньше я задумывалась об открытии своей фотостудии, но в Минске их сейчас очень много, и выделиться уже будет сложно. К тому же для старта нужны немаленькие вложения — около $ 10−15 тысяч.

Возможно, я попробую себя в преподавании, у меня уже были запросы на уроки по обработке. Надо попробовать, чтобы понять, насколько мне это подходит.

Новости компаний

Сейчас на главной

Платный контент