21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
1 | 1 | 1 |
Филолог и основатель издательства «Мон литера» Елена Карабанова долго лелеяла мечту об издании книг, пока, наконец, не решилась на запуск собственного проекта. Сегодня «Мон литера» выпускает книги (в том числе электронные), журнал BAMBINI, проводит образовательные семинары и тренинги для родителей, курсы, фестивали и конкурсы для детей. О том, как издательство преодолевало трудные времена и что представляет собой проект сегодня, Елена рассказала «Про бизнес».
— Сегодня основное направление «Мон литеры» — подготовка и выпуск печатных изданий, электронных книг. Продукция, которую мы издаем, очень разная по формату и назначению, как и наши авторы. Это преподаватели вузов, детские писатели, компании, которые выпускают буклеты, и т.д. Стоимость издания книги зависит не только от степени готовности текста и иллюстраций к верстке. При расчетах мы учитываем формат книги, бумагу, на которой она будет напечатана, тип скрепления, тираж издания и многое другое. Так, например, печать книги сказок в 52 страницы в твердом переплете, с полноцветной печатью, тиражом в 500 экземпляров обойдется примерно в $ 1 100 (плюс изготовление макета — около $ 370).
Наша компания также курирует собственные проекты: периодический журнал для сознательных родителей BAMBINI, выставки, конкурсы, фестивали. Но пришли мы ко всему этому, конечно, далеко не сразу.
История началась, наверное, с того, что я ушла сначала из школы, где работала какое-то время после окончания филфака БГУ. Мне нравилось вести уроки и общаться с детьми, но с самой системой образования найти общий язык мне было очень сложно. Я попробовала поработать в печатных СМИ и немного — на радио. В какой-то момент поняла, что во многих вещах мне самой хотелось бы разбираться лучше и помогать вникнуть в эти темы кому-то еще.
Так сложилось видение своего собственного проекта — появилось желание издавать журнал, который доходчиво и достоверно рассказывал бы даже о самых сложных вещах (как, например, «Популярная механика») на самые разные темы, которые могут быть интересны современному прогрессивному человеку. Ведь почти все проблемы в мире, на мой взгляд, — от нехватки информации. Достоверной и всесторонней.
Кроме того, я долго лелеяла мечту об издательстве книг: я ведь филолог, ценю и люблю книги. И я очень переживаю, когда их делают неправильно: с ошибками языковыми и издательскими.
Сразу планировалось 2 основных направления работы будущего юрлица: редакция периодических изданий и издательская деятельность.
К большой моей радости, нашелся человек, поддержавший идею начать собственное дело и именно в этих направлениях, — моя подруга и педагог Анна Власенко. Вместе с ней в 2008 году мы зарегистрировали ООО «Мон литера». Решили, что Анна займется документами и курированием бухгалтерии, а я — производственным процессом. В самом начале с нами был еще третий учредитель, но с ним не сложилось: перспективы в проекте он не рассмотрел, работать ему было неинтересно, так что очень скоро мы остались вдвоем.
Очень важным было то, что нас поддержали мужья. Без их одобрения и поддержки ничего не получилось бы. Ведь они — кормильцы, а собственный бизнес далеко не всегда дает быстрый доход (да и небыстрый — далеко не всегда).
Мы тогда во все вникали сами: изучили рынок, обдумали название компании и первого нашего журнала, который назывался «Вавилон», придумали дизайн. Прикинули бизнес-план, самостоятельно разработали уставные документы, выбрали банк. Долго подыскивали офис. Каждую секунду приходилось принимать серьезные решения, делать выбор, от которого могла зависеть работа в будущем. Это был болезненный переходный момент от наемного работника к владельцу бизнеса.
Уже тогда мы поняли, что гордое звание «владелец бизнеса», скорее, означает «ослик, который тянет за собой тележку по скользкому мостику», и чем эта тележка больше, тем больше груз ответственности и риски.
Каким бы красивым ни выглядел бизнес и каким бы ни был он успешным — это всегда в первую очередь ежедневная, ежеминутная ответственность перед клиентами, перед сотрудниками, перед будущим всей компании.
Как я уже говорила, открылись мы в 2008 году. Первоначальные вложения были минимальны: сумма, которая требовалась для регистрации ООО и закупки самого необходимого — около $ 800. На эти деньги мы приобрели 2 компьютера, МФУ (это такое многофункциональное устройство, сочетающее в себе функции принтера, сканера, факса и т.д.), подержанную, но аккуратную мебель, сняли 18-метровый офис. На большее средств не было. Потом, конечно, в процессе работы, пришлось много раз то аренду, то зарплату, то еще что-то из личных (семейных) денег выплачивать, когда оборотных средств не хватало, а позже, в период кризиса, еще и оформлять займы от физических лиц.
Уже в самом начале работы наш бизнес-план начал претерпевать изменения. Казалось бы, сфера для нас не новая: в ней я уже имела опыт работы, от журналиста и корректора до выпускающего редактора. Но при новом статусе возникает новый уровень проблем, которые раньше я просто не могла увидеть.Мы делали один журнал, затрагивающий множество тем, но вскоре поняли, что при таком разном контенте нашей команде сложно договориться с рекламодателями. Кроме того, готовить глубокие интересные материалы на абсолютно разные темы без целой группы опытных журналистов было просто невозможно. Но на оплату их труда пока не было ресурсов. Поэтому мы разработали несколько журналов-каталогов узкой тематики и решили запускать их по очереди, уделяя каждому на начальном этапе максимум внимания. Первой на очереди была очень близкая нам с Анной тема детского воспитания: мы обе уже были мамами. Так вскоре увидел свет журнал BAMBINI (что значит «дети» в переводе с итальянского).
Название это вроде как большинству русскоязычных людей знакомо и при этом пишется латиницей так же, как и слышится, что нам казалось удобным для названия сайта и поиска в интернете. Основной доход планировался от размещения рекламы в издании, поскольку в первые год-два на прибыль от продажи журнала рассчитывать, как правило, не приходится.
В течение месяца подключили к созданию журнала первую нашу сотрудницу — дизайнера. Расходы в первые три месяца состояли из оплаты аренды комнаты с коммунальными платежами и зарплаты дизайнера, которые мы «тянули» сами. А первый тираж журнала оплачивали уже из денег, которые поступили за размещение рекламы в BAMBINI. Это было в июле 2008 года.
Журнал еще не был периодикой. Получился каталог, в котором полезная информация для родителей чередовалась с рекламой товаров и услуг для детей.
Рекламодатели шли в новое издание довольно охотно, хотя мы были третьим белорусским журналом подобного профиля. Но мы отличались от них форматом, подачей информации и системой распространения. Первый выпуск уже вышел, что называется, «в ноль».
Поначалу и тексты готовила я сама, и с дизайнером работала, и с типографией, и переговоры с рекламодателями вела. Но очень скоро стало понятно, что дело так дальше не пойдет. И мы стали искать специалистов по работе с клиентами. Так появились еще 2 человека, еще одна комната. И еще два каталога (Boombox для подростков, издание-перевертыш «Инь&Ян» для мужчин и женщин), потом журнал «Усы, лапы, хвост» о домашних питомцах, потом журнал «Не выходя из офиса»). И мы начали подбирать команду пишущих специалистов, чтобы развиваться дальше.
И вдруг — мировой кризис. 2009 год, стоимость печати выросла почти в 4 раза, цены на рекламу поднять нельзя — все компании вдруг обнищали, а аренду надо было платить в космическом валютном эквиваленте. Типография, с которой мы сотрудничали, несколько раз нас печатала в долг, а потом мы очень долго понемногу выплачивали задолженность. Работаем с ними до сих пор.
Помимо кризиса были и другие моменты, которые для нас стали неожиданной сложностью и катализатором в развитии.
1.Регистрация периодического издания. Мы столкнулись с определенными сложностями распространения нашего издания, которое тогда было еще каталогом. Если шла речь о бесплатном распространении, то требовались особые разрешения, а если о продаже — то наличие либо свидетельства о регистрации периодического издания, либо лицензии распространителя.
Поэтому мы решили не тянуть с регистрацией журнала как периодического издания. Это придало нам статус, к которому мы стремились и который позволил нам в другом ключе вести переговоры с рекламодателями и распространителями. Каталог — нечто разовое, не постоянное и рекламное. Периодический журнал — стабильное и понятное.
Но регистрация требовала не только денег — по закону нам нужен был главный редактор, который 5 лет проработал на руководящей должности, а до этого не менее 3 лет — специалистом.
Через знакомых нашли такого человека, который действительно был очень опытным в периодике и соответствовал и номинально, и фактически всем требованиям.
Совсем скоро, уже будучи периодическим изданием, BAMBINI попал в «Белсоюзпечать» и в подписной каталог.
2. Долги. После первого кризиса мы попали впросак с книгой, которую выпустили в то время за свой счет: все наши подсчеты и предварительные договоренности с белорусскими и российскими распространителями к моменту выхода книги уже ничего не стоили. Снова пришлось выплачивать задолженность типографии, а книги продаем по капле до сих пор. Так мы сделали еще один важный вывод: не стоит надеяться на стабильность экономики и приниматься за проекты с большими расходами, если не будет накоплена денежная подушка безопасности. В итоге мы стали издавать книги только на заказ.
3. Серьезный контент и передача работы над статьями авторам. Мы думали, что займемся этим вопросом позже, но поняли, что на самом деле это — одна из первоочередных задач редакции журнала, и дело не терпит отлагательств, хоть для этого тоже нужны люди и время.
4. Проблема кадров. Невероятно, но специалистов, профессионалов, стремящихся расти в своем деле (корректоров, редакторов, журналистов, технологов, специалистов по продажам), не много. Правда, мы не предлагали большие деньги, но это, как оказалось, не ключевой момент. Общаясь с коллегами, мы поняли, что корень проблемы не в финансах: «Вы не найдете сейчас организацию, которая была бы заинтересована в долгосрочном партнерстве. Все хотят быстро сделать работу, получить деньги и забыть».
5. Разработка сайта. Первая версия сайта обошлась нам в $ 300. Работы шли 3 месяца, сайт функционировал около года. Когда мы перешли к периодике и отказались от всех изданий, кроме BAMBINI и «Усы, лапы, хвост», и нам потребовалась соответствующая корректировка сайта — это оказалось невозможным. Нужно было делать новый сайт — тут снова пришлось во многое вникать, чтобы получить от разработчиков подходящую платформу.
6. Студия развития. Был период, когда мы открыли студию развития для детей. Взяли кредит, купили все необходимое: мебель, пособия, образовательные программы. Сняли помещение в районе, где подобных студий почти не было. С учетом специфики района сделали ставку на доступность, в системе оплаты также во всем шли навстречу клиентам-родителям. Но кроме проблемного помещения (с этим нам очень не повезло), были и другие сложности, с которыми мы, возможно, могли бы справиться, если бы у нас все было отлажено на других «фронтах». Но нам очевидно не хватало рук. Мы не потянули студию одновременно с нашими двумя основными направлениями. Влезли в долги и закрыли ее.
На сегодняшний день рентабельность у нашей компании плавающая. Много усилий ушло на «грабли». Но теперь мы знаем свои сильные и слабые стороны и четко видим, куда двигаться.
Сегодня и издательство «Мон литера», и журнал BAMBINI находятся на этапе корректировки курса. С журналом мы двигаемся по пути увеличения ценности контента: привлекаем авторитетных специалистов, рассматриваем разные точки зрения, следим за тенденциями в медицине, психологии и др. Развиваем интерактивное общение с родителями. В данный момент вплотную заняты подготовкой расписания семинаров от наших авторов на март-ноябрь 2019 года для родителей, фотоконкурсов и др. В издательском деле активно осваиваем тему электронных книг разных форматов.
Мы проводили выставку «Наши дети», «Фестивали скворечников», участвуем в качестве партнеров в мероприятиях для детей и семей, которые считаем социально важными. Год назад мы начали фотопроект «Наше достояние», в который привлекаем профессиональных фотографов, модельеров, детей-моделей к фотосессиям в историко-культурных местах Беларуси. Все наши массовые социальные проекты можно было бы считать частью нашей кампании по продвижению, мы все-таки делаем упор именно на социальную пользу наших мероприятий.
В рекламных целях участвуем в тематических выставках, ведем социальные сети. Чтобы это давало хороший эффект, не загружаем пользователей информацией, используем симпатичные фото и рисунки, проводим конкурсы, но при этом стараемся не опускаться до бессмысленной погони за лайками.
Мы планируем развивать дальше те направления, которые сейчас нам очень близки и кажутся важными:
Возможно, все это не выглядит очень перспективным с точки зрения большой прибыли, но ко всему, что делаем, мы относимся с большой любовью и надеемся, что это непременно даст свои плоды.
21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
19 ноября
Особое признание: Betera с двумя наградами престижной премии ADMA
19 ноября
Республиканский DemoDay – победители «Стартап-марафона» определятся в ближайшее время
19 ноября
3Х-кратный рост мясоперерабатывающего предприятия благодаря внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2» компанией Академ и К
19 ноября
Бесплатные БелВЭБ-Кассы от Банка БелВЭБ!
18 ноября
Специальная партия SERES | AITO M5 уже в Минске: ваш рациональный выбор здесь и сейчас!
18 ноября
Международный форум ЭДО в Москве 2024: Взгляд на будущее электронного документооборота
18 ноября
Вторая жизнь рекламных баннеров: компания МТС презентовала уникальный мерч