Top.Mail.Ru
Личный опыт
«Про бизнес» 11 февраля 2019

«Платила и тихо плакала», но проект сохранила — что же сделала эта девушка

Фото из личного архива Дианы
Фото из личного архива Дианы Паниной

Эта девушка долго искала идею для творческой реализации, пока, наконец, не поняла, что работа с деревом — это то, о чем она всегда мечтала. Теплая, фактурная с хорошим запахом древесина — работать так, по ее словам, — одно удовольствие. Поэтому свой проект АртБуква иначе как творческий Диана Панина не воспринимает. И тем не менее он приносит доход с первого дня своего существования. Вот ее история.

— Моя АртБуква — это авторские изделия из фанеры: коробочки, топперы в торт, ключницы, фигурки. На данном этапе я больше внимания уделяю коробочкам для малышей: их часто заказывают в подарок мамам и деткам. Еще не так давно я бралась за любые заказы, за любую сложность, за любую идею и тратила на ее обсуждение с клиентами по несколько часов. Сейчас я могу себе позволить браться только за те идеи, что мне интересны. Если хотят заказать то, что мне не нравится или то, что делает большинство — я вежливо отказываю.

Фото из личного архива
Фото из личного архива Дианы Паниной

Могу совершенно точно сказать, что я — человек творчества, и без него себя не представляю. Я с детства любила делать что-то руками. У меня часто рождались какие-то идеи, и я не успокаивалась, пока их не реализовывала. Я понимала, что, возможно, в будущем смогу зарабатывать именно на творчестве. Но во взрослой жизни, по большому счету, у меня просто было желание — иметь хобби, отдушину, занятие, которое  занимало бы мое свободное время после основной работы. Я не ставила целей, не строила грандиозных планов.

Я работала на тот момент в салоне обоев. Это было моей лучшей и любимой работой. Но мне не хватало одного — делать что-то руками. Я поставила цель — «найти хобби». Помню, как именно его «искала». Я все время себя спрашивала, что бы мне хотелось: шить, вязать, вышивать. Но все — не то. Я буквально смотрела по сторонам с максимально широко открытыми глазами. И вот как-то на работе в обеденное время зашла в магазин. На витрине увидела слова из фанеры: love, happy. В тот момент я поняла — оно. Я хочу придавать объем словам и фразам. В этом был такой огромный потенциал!

Я всегда особенно любила все, что связано с деревом: его запах, текстура, тепло.

Поэтому основным материалом выбрала фанеру: с ней мне интереснее и удобнее работать. Этим я и занимаюсь с 2013 года.

Как появился мой проект АртБуква

Начиналось с того, что я понятия не имела, с чего начинать. Помню, как все смеялись над моей идеей создать свой проект. Но фраза «кому это надо?» меня только раззадоривала. Никто не верил в меня, кроме моего молодого человека, который очень меня поддержал в тот момент. Я решила сделать упор на изготовлении слов из фанеры. Только слова, фразы, иногда — фигурки. Суть самого проекта и названия была в этом — придавать словам объем и украшать ими интерьеры, фотосессии и все в таком духе. На тот момент этого не хватало нам, хотя на Западе это уже было в тренде.

Фото из личного архива
Фото из личного архива Дианы Паниной

Итак, я прошерстила весь интернет по теме декора из фанеры, но информация была довольно скудной. Пробовала общаться с мастерами из Украины и России. Кто-то подсказал, что изделия режутся не лобзиком (как я думала), а фрезерным станком. Но для него нужно выучить программу Corel Draw, чтобы рисовать макеты. Так по ночам я искала фото работ для наглядного примера, сама изучила программу. Одновременно сориентировалась по ценам на фанеру и стала искать мастера, который мог бы резать по моим макетам.

Вложений особо никаких и не было. Разве что деньги на краски, кисти, фанеру, упаковку:

  • Фанера толщиной 10 мм стоила тогда порядка $ 2 за метр (могу ошибаться). Сейчас ее стоимость раза в 2,5 больше
  • Упаковку кистей в самом начале давал друг за шоколад:) Сейчас на пакеты, нитки, наклейки, кисти уходит около $ 20−25 в месяц
  • Около $ 45 каждый месяц идет на краску (беру только дорогую и сразу по 3 кг), колеры и шлифовку.

Днем я все еще работала в найме, а по ночам красила, шлифовала, упаковывала. Несмотря на большую загрузку, я совершенно не планировала превращать это увлечение в бизнес. Но к 2014 году я поняла, что безумно устала от основной работы. Уволилась с целью найти другую, но тут на меня свалился такой шквал заказов, что идея с поиском другой работы отпала сама собой. А свою АртБукву я за работу (в привычном понимании этого слова) не считаю, хотя могла работать над заказами неделями с перерывом на сон.

Фото из личного архива
Фото из личного архива Дианы Паниной

Все очень мелкие изделия я исключила из производства полностью. Тратила на них кучу времени, а итог — $ 1. Сейчас делаю в основном коробочки, двух размеров — 20×20 / 30×30 см. Продаю в основном через Instagram в среднем по $ 20−25, в зависимости от сложности работ. Есть продажи и на международной площадке Etsy, там цена за коробочку 20×20 — около $ 50 без учета доставки. 

Поцесс изготовления довольно трудоемкий. Необходимо сделать заготовку самой коробки (это я поручаю своим мастерам). Прокрасить ее в 3 слоя с поэтапной шлифовкой. Затем — вырезать и покрасить каждую фигурку — также в 2−3 слоя для насыщенности.

На одну только фигурку уходит от 30 минут до 2-х часов, а их может быть 6−7 на коробочке.

В среднем один полноценный заказ у меня занимает полтора дня. И думаю, что цена мной несколько занижена. Если объективно оценивать работу — индивидуальную, кропотливую, то стоить готовые изделия должны минимум вдвое дороже. Поэтому я хочу все-таки продолжать развивать именно Etsy в качестве канала продаж. Но на данном этапе я получаю столько удовольствие от результата, что пока меня все устраивает.

Фото из личного архива Дианы Паниной

В основном я работаю интуитивно с минимальным пониманием дела. Но ставлю во главе довольно жесткие правила, которых стараюсь придерживаться:

  • Исключаю копии чужих работ и делаю только оригинальный продукт, основываясь на своем художественном видении и пожеланиях заказчиков.
  • Стабильно сохраняю качество. Тут мои помощники страдают из-за моего перфекционизма и дотошности. Но перед клиентами я краснеть за косяки не собираюсь. Слишком дорожу их отношением.
  • Обеспечиваю хороший сервис. С самого начала я общаюсь с клиентами как с людьми, которым я благодарна за то, что они заинтересовались моей работой, да еще и готовы заплатить за нее. Так что все мои клиенты — это мои друзья, с которыми мы можем пообщаться и на другие, отвлеченные, темы.
  • Выдерживаю точные сроки. В 99% случаев клиенты получают свое изделие в срок. Перенос сроков, если такое все-таки случается, мы всегда оговариваем.

Платила и тихо плакала…

Наверное, ни один проект не запускался без целого ряда трудностей, которые иногда могут показаться непреодолимыми. Но справиться можно практически с любой задачей. Вот набор проблем, которые мне пришлось решать самостоятельно:

1. Отсутствие информации. Я каждый день искала в интернете хоть что-то, спрашивала всех знакомых мужчин, как можно вырезать слова, не имея станка. Был 2014 год — мало кто понимал, что я вообще хочу.

2. Поиски фрезерного станка и мастера. Помню, как писала всем друзьям: кто знает человека с фрезерным станком под рукой:) Из 100 человек мне ответила только одна знакомая девушка. И посоветовала мастера. Я тут же с ним связалась. Мы встретились, оговорили нюансы и начали сотрудничать. Мастер работал за $ 2−3 за слово — это были копейки. Но при том, что материалы я закупала сама, парень с каждым новым заказом увеличивал цену без предупреждения. Последний забирала за $ 10 за слово. И мы с ним распрощались, конечно.

Фото из личного архива
Фото из личного архива Дианы Паниной

3. Освоение навыков по подготовке макетов для станка. Наверное, только спустя 4 года я в совершенстве этому научилась. Поняла, как делать так, чтобы фреза резала нужные мне детали, а не обрезала края и отверстия. Иногда учили другие мастера, которые не стесняясь ругали за ошибки, за что я, в общем-то, благодарна.

4. Неприятные истории. Я уже упоминала о том, что мастера, с которыми я сотрудничала, постоянно завышали цены без моего ведома. Каждый раз, когда я забирала резку, мне озвучивали новую сумму. Они понимали, что у меня не было выбора. Я платила и тихо плакала. Когда повышение объективно и уместно (например, стоимость материала возросла) — это одно. Но когда это связано с личными амбициями — совсем другое. Это безоговорочное расторжение сотрудничества. Бывало и такое, что клиенты не забирали заказы. Тоже обидно, а ничего не сделаешь. Приходилось сталкиваться с мастерами, которые в точности копируют мои работы. Меня жутко это злит. Я абсолютно убеждена в том, что творческий мир — безграничен. Идей в воздухе витает миллион.

Рассылала приглашения всем подряд

Первое, что я сделала — это создала группу в ВКонтакте. Опять же, по ночам (днем я работала) сама рассылала приглашения всем, кто попадался на моем пути. Очень часто возмущались, что я надоедаю, но меня было не остановить. Загружала чужие фото на свои страницы, пока своих было недостаточно (потом, конечно, перестала). Помню, как мне написала мастер (автор тех самых фото), что я занимаюсь плагиатом. Для меня это было поворотным моментом.

Я пообещала себе, что никогда больше ни у кого ничего не скопирую и буду опираться только на свою фантазию. Это и помогло мне найти свой собственный стиль и путь.

Сейчас многие находят меня сами, хорошо работает сарафанное радио. В Instagram я трижды запускала таргетинг — эффекта не так уж и много. Иногда провожу розыгрыши. Как-то организовала 2 встречи мастеров с хэштегом (#встречамастеров_минск) и благодаря им со многими познакомилась лично. Так мы стали поддерживать друг друга в постах или сторис. Это дополнительная реклама.

И еще мне кажется важным, что я люблю добавлять свои живые или рабочие личные фото. Думаю, людям всегда интересен автор, его образ, характер. Это придает проекту живости и привлекает новую аудиторию.

Фото из личного архива
Фото из личного архива Дианы Паниной

Я никогда не считала кого-то конкурентом, коллегами — да. И даже часто отправляю к ним своих заказчиков, если сама не могу или не хочу делать заказ. А иногда коллеги спрашивают совета, и я по мере возможности делюсь. И не гонялась особо за клиентами, не писала «ну купитееее».

Я никогда не заходила в чужие группы и не писала под фото у другого мастера клиентам: «Я вам сделаю такое же и дешевле». А вот у меня писали — это как-то глупо.

По аудитории ориентировалась больше на девушек (даже не знаю, почему, ведь заказов и от парней хватало тоже). Могу сказать, что прицел за время существования проекта значительно сместился в детскую сферу. Теперь заказы приходят в основном от мамочек, пап, крестных, подруг и так далее. Думаю, для них самое важное — это мое умение слышать, помогать в выборе, отговаривать от нелепых сочетаний цветов. Не все ведь умеют компоновать цвета, поэтому я стараюсь объяснить, почему тот или иной выбор будет более правильным. Для меня все это важно, потому что удовлетворенность своей работой — главный для меня результат.

Чувствую себя реализованной

Я работаю как ремесленник. Изначально вся команда состояла из меня и мастера по резке. Позже, когда заказы были расписаны на месяцы вперед, я подключила сестру. Папа помогал по технической части. Мой молодой человек покупал фанеру, отвозил на резку и забирал заказы. Помощь была всегда. Я все успевала. У меня была четкая системность, никакого хаоса. Я всегда знала, в какой день какой заказ будет сделан. За это, кстати, я очень благодарна своей работе в магазине обоев. Весь опыт в ведении заказов был приобретен именно там.

Сегодня моя команда — это два мастера, которые сами пришли ко мне в проект. Как раз тогда, когда случилась история с неожиданным повышением стоимости за резку у предыдущих мастеров, и мне нужны были надежные люди. Поэтому я рискнула попробовать работать с этими настойчивыми ребятами. И это было одним из самых удачных моих решений. За годы сотрудничества с ними я обрела крепкий и надежный тыл. Каждая резка — точно в срок. Перебоя в работе не было. Иногда мы целыми днями — на телефоне, обсуждаем все технические моменты. Я очень ценю их честность и ответственность. Повышение цен с ними мы тоже прошли, но это всегда было обосновано и заранее оговорено. Моя сестра так и осталась моей помощницей, участвуя в процессе время от времени. Остальное я делаю сама.

На протяжении двух лет я снимала помещение под мастерскую: 16 м² за $ 150 вместе с коммуналкой. Сейчас я работю дома, где оборудована комната под мастерскую.

Могу сказать, что на рентабельность я вышла сразу. Точно я никогда не считала, но в первые годы мой доход был практически равен зарплате. Сейчас цифры другие: доход упал вдвое. И вот почему. Цены на изделия я назначала в белорусских рублях и почти не меняла, а вот стоимость материалов выросла в 2−3 раза. Так вот и получилось, что если в 2014 году одно слово стоило $ 25, то сейчас, с учетом инфляции, это $ 12. На дворе 2019 год — редко кто заплатит за слово из фанеры больше $ 15. При себестоимости в $ 8 слово нужно нарисовать, вырезать, отшлифовать, покрасить, еще раз отшлифовать, покрасить, упаковать и отдать. Так что выхлоп получается небольшой.

С коробочками дело обстоит по-другому. В зависимости от сложности прибыль составляет $ 17−25 за изделие. Но, например, в один день не могу сделать даже 2 штуки, как бы ни хотелось.

Фото из личного архива Дианы
Фото из личного архива Дианы Паниной

Сейчас АртБуква — проект, узнаваемый в сфере декора из дерева, пусть и без огромных оборотов, но я в нем полностью реализована. Я очень довольна тем, что занимаюсь любимым делом. У меня даже есть целый список личных достижений и радостей:

  • У меня не было ни одной недели без заказов
  • Иногда клиенты пишут просто невероятные отзывы
  • У меня есть возможность постоянно придумывать что-то новое, фантазировать
  • Я обрела много талантливых знакомых
  • Я не хожу на работу с жестким графиком, хотя могу по 2−3 дня вовсе не выходить из дома из-за большого количества заказов
  • Меня радует, когда клиенты пишут: «Ничего не будем обсуждать — я вам полностью доверяю».

А недовольна я в основном тем, что цены на фанеру растут с сумасшедшей скоростью, а ее качество не всегда соответствует. Приходится часто перерезать заготовки. Недовольна и тем, что объективно не ценю свой труд и иногда выставляю цену исходя не из затраченных усилий и времени, а судя по платежеспособности людей. Такова реальность. Я не жалуюсь:) Потому что все остальное — решаемо.

Планы

Мне мечтается, что мои работы будут узнаваемы. Поэтому я перестала браться за все подряд. Хотя очень хочу, чтобы АртБуква росла. Основной план — продолжить продавать на площадке Etsy по всему миру. Именно там я смогу брать объективные деньги за свои изделия. Пусть это будут точечные заказы, но в разы дороже.

Есть план запустить новую линейку авторских изделий: например, миниатюрные города. Сейчас в копилке уже есть Лондон и Амстердам. В этом направлении и буду работать.

Сейчас на главной

Платный контент

0066863