Войти
Технологии
«Про бизнес.» 22 февраля 2017

Виктор Прокопеня инвестирует в the next big thing — как стартап Banuba намерен выжать из телефона максимум

Скриншот из клипа vimeo.com/101225231
Скриншот из клипа vimeo.com/101225231

Инвестиционная компания VP Capital белорусского ИТ-предпринимателя Виктора Прокопени и фонд Larnabel Ventures семьи Гуцериевых объявили сегодня, что инвестируют в проект в сфере дополненной реальности Banuba. Это новая совместная активность: в начале февраля мы уже писали про первый проект, который будет профинансирован двумя бизнесами — компанию Astro Digital, запускающую в космос собственные спутники для съемки Земли.

Новость о финансировании Banuba привлекла внимание нашей редакции тремя вещами: значительной для белорусской ИТ-сферы суммой инвестиций в $ 5 млн, центром разработки в Минске и комплексным использованием технологий дополненной реальности (AR) и искусственного интеллекта.

Мы узнали у Виктора Прокопени подробности об AR-стартапе Banuba, выслушали мнение о том, что сейчас находится в авангарде технологий, используемых бизнесом. А также о том, что можно назвать «the next big thing» — следующим великим событием, новой культурной, технологической революцией, которая повлияет на бизнес во всем мире. Вот мысли, которыми поделился Виктор Прокопеня, а также полезные цифры и факты о развитии AR-технологий.

Почему Banuba можно считать прорывным ИТ-проектом

Основа AR-технологий Banuba — нейронные сети и алгоритмы машинного обучения, способные выявлять и распознавать объекты, выражения лица и мимику в режиме реального времени с помощью фильтров и видео-эффектов.

Команда Banuba. Фото с сайта dev.by
Команда Banuba. Фото Андрей Давыдчик, dev.by

С помощью технологии можно делать удивительные вещи. Примерно как в этом видео или здесь. Вот еще один пример таких возможностей.

Как технология способна работать с изображениями, показано и на изображении из музыкального клипа:

Фото из клипа Empara Mi, The Come Down х
Фото из клипа Empara Mi, The Come Down х

Как рассказывает Виктор Прокопеня, есть большая разница между дополненной реальностью и просто обработкой изображений — то что делает например meitu или faceapp. Обработка изображений — хоть и прикольная, но примитивная несложная штука. А вот чтобы было видео, нужно чтобы алгоритм обрабатывал хотябы 30 кадров в секунду — это 33 милисекунды на кадр, и это должно быть все в реал-тайме. Реализовать такие вещи в условиях ограниченных мощностей на телефоне очень сложно — ведь он слабее компьютера на два порядка. Banuba работает в т.ч. и над этим.

По словам Виктора, технологию дополненной реальности сегодня можно считать мегатрендом, который подхватили многие крупные компании типа Google, Facebook, Microsoft, Apple, Pinterest, Snapchat и другие. Так появилась идея создать стартап, разрабатывающий мобильные приложения, в основе которых — технологии дополненной реальности (AR — augmented reality).

Фото с сайта www.iguides.ru
Фото с сайта www.iguides.ru

В интервью dev.by Вадим Нехай, CEO и сооснователь Banuba, сказал, что по прогнозам экспертов рынок AR-технологий через несколько лет может превысить рынок VR-технологий (виртуальной реальности) в несколько раз. И это при том, что сейчас все наоборот. Темпы роста AR объяснить очень просто:

  • Для AR достаточно телефона
  • Для VR нужны дополнительные инструменты

С одной стороны, АR и VR родственники. С другой — между ними кардинальное различие. VR отправляет пользователей в убедительный, но искусственный мир. АR, наоборот, дополняет реальный мир полезными или развлекательными компьютерными данными.

Что же прорывного делает стартап? В чем инновации? Дело в том, что проект сконцентрирован на исследовании и разработке именно комплекса технологий компьютерного зрения для обработки видеопотока в реальном времени. При этом сами разработчики называют свои продукты шоукейсами технологий, в основе которых — использование камеры телефона.

Потенциал камеры сегодня настолько велик, что все, что сейчас уже есть на рынке — это только начало.

Камера телефона становится самой важной его частью

Виктор Прокопеня рассказал, как это работает на практике в приложении:

1. Сначала происходит процесс распознавания — приложение должно обнаружить нужные объекты на кадре видеопотока и считать их координаты. С этим функционалом могут работать большинство компаний-разработчиков.

2. Далее идет регулировка изображения до высокого уровня качества. Этот этап посложнее, и компаний в этом сегменте уже меньше.

3. Отслеживание мимики, эмоций, движений объектов — этот этап очень перспективный в плане взаимодействия искусственного интеллекта с человеком (соответственно, и в плане монетизации). «Читая лицо» (распознавая мимику и понимая эмоции) человека, роботы смогут также стать более эмоциональными. Пока специалистов в этой области на так много.

Фото с сайта datareview.info
Фото с сайта datareview.info

Banuba занимается всеми тремя этапами, формируя технологический портфель и планируя в имеющихся разработках многое улучшить. Более того, по словам Виктора Прокопени, стартап имеет несколько патентов в области дополненной реальности и планирует на этой основе создавать много разных продуктов.

«С помощью наших технологий можно менять реальность в зависимости от того, какие объекты сейчас находятся в камере, какие люди и сколько их, какой имеется звуковой фон. Мы видим эмоции, возраст/пол пользователя, количество движений, куда смотрит человек, разные состояния положений глаз, рта и т.д. Можно накладывать разные текстуры. К примеру, технология расширяет возможности компаний при исследовании своей аудитории: в соцсетях позволяет оценивать популярность продуктов анализом эмоций человека от этих продуктов (а не репостами), в машине — следить за состоянием водителя» — отмечает Виктор Прокопеня.

Фото с сайта i-look.net
Фото с сайта i-look.net

Взгляд может заменить работу рук — а ведь не так давно управление силой мысли было разве что в произведениях фантастов. Сегодня мы знаем немало примеров, когда компании пытаются использовать эту технологию, пусть и не всегда отработанную на все 100%.

Еще в 2013 Samsung анонсировал Eye Scroll: технологию, позволяющую листать страницы браузера взглядом — при его перемещении вниз страницы, или набирать номер телефона при взгляде на нужные цифры, а Eye Pause дает возможность не затенять фото, когда на него смотрит пользователь.

Выжать из телефона максимум — один из приоритетов

Второй акцент в своей работе Banuba делает на оптимизации алгоритмов — пока смартфоны обладают низкими вычислительными возможностями, а дополненная реальность требует высокой ресурсоемкости. И в этом направлении — все очень глубоко и сложно для понимания обычного пользователя. Не вдаваясь в технические и математические подробности скажем только, что сотрудники компании обладают очень высокой технической квалификацией — сами они уверены, что могут выжать из мобильных устройств максимум.

Сейчас в компании работает 30 специалистов — каждый занимается тем, что умеет делать хорошо, но при этом получает уникальный опыт в новых для него сферах.

Неограниченные AR-возможности для монетизации

Что касается монетизации продуктов Banuba, то вот некоторые из вариантов, которые привел в качестве примера Виктор Прокопеня :

  • Ориентация на мессенджеры нового поколения при создании приложений «camera first» (ориентированных на камеру)
  • Выдача лицензий на технологии дополненной реальности

Еще один рассматриваемый вариант — предоставить возможность пользователям приложений бесплатно создавать свои фильтры. А с компаний брать деньги — за добавление их специфических AR-фильтров в эту сеть приложений.

Сейчас Snapchat на этом прилично зарабатывает, но делает это только для себя. А можно — для всех: сделать для этих AR-фильтров своего рода AdSense (бесплатный инструмент, позволяющий зарабатывать на показе рекламы). За один инстал фильтров компании, вроде Starbucks и Coca-Cola, готовы хорошо платить.

Фото с сайта snapchat-download.net
Фото с сайта snapchat-download.net

Выглядеть это может таким образом: вы пересылаете видео другу с помощью приложения — и у вас, к примеру, голова превращается в кружку кофе, а вокруг летают логотипы Starbucks на заднем плане.

Технологии уже изменили мир. Что будет дальше

Согласно отчету корпорации Digi-Capital, в технологии дополненной и виртуальной реальности в 2016 было инвестировано $ 2,3 млрд — это на 300% больше, чем в 2015. Среди крупнейших инвесторов, которые уже понимают всю важность этого направления технологий: Alibaba, Warner Bros., Google, Qualcomm, Fidelity, J.P. Morgan, Morgan Stanley, T. Rowe Price, Wellington, CIC, Intel, Amazon, CITIC, NetEase, Softbank, 21st Century Fox, MGM, Lenovo, Tencent, Comcast, Samsung, HTC и другие компании.

А к 2021 эта сумма может составлять $ 108 млрд, причем три четверти — именно на дополненную реальность. Так что AR-технари сегодня в ожидании быстрого роста огромного нового рынка.

Примеры реализованных AR-технологий уже говорят об их популярности сами за себя:

  • В прошлом году игра Pokemon GO имела бешеный успех — а всего-то нужно было собирать виртуальных монстров по всему миру через приложение в телефоне
  • Google-переводчик может переводить тексты с картинки
  • Google официально запустила пользовательскую версию системы дополненной реальности Tango — можно отслеживать перемещение любого объекта, строить трехмерную карту окружающего мира в режиме реального времени, а также привязывать к этой карте различные виртуальные объекты
  • Немецкая компания UBiMAX считает, что может на 25% повысить эффективность работы производственных компаний благодаря использованию AR-технологий, например, на складах, когда датчики отслеживают рабочие маршруты и подсказывают оптимальные и т.д.
  • Pinterest представила приложение, которое использует камеру телефона, чтобы распознавать физические объекты и подтянуть связанные элементы из Pinterest
  • Apple продолжает интересоваться дополненной реальностью. Никто за пределами Apple не знает, каким будет следующий продукт, но генеральный директор Apple Тим Кук продолжает намекать, что компания видит огромный потенциал в дополненной реальности
  • Приложения Snapchat и MSQRD позволяют пользователям менять свои изображения через графические фильтры

При этом инвесторы оценивают Snapchat — компанию, которая ничего не зарабатывает ($ 200 млн убытков в год) — в $ 25 млрд, а выход компании на IPO для привлечения $ 3 млрд может действительно стать одним из крупнейших среди технологических компаний за последние годы. IPO — это значит, что купить акции Snapchat сможет любой желающий.

Фото с сайта cdn0.vox-cdn.com
Фото с сайта cdn0. vox-cdn.com

Конечно, примеров реализованных AR-проектов можно приводить очень много и с каждым годом их становится все больше. Это говорит о том, что возможность доступа к этим технологиям меняет представление людей о жизни и делает ее удобнее, комфортнее, разнообразнее и интереснее, а работу компаний — эффективнее. И это будет существенным фактором, влияющим на рост рынка в ближайшие годы, — следующей культурной революцией, the next big thing.

Виктор Прокопеня, доктор экономических наук Swiss Business School, основатель VP Capital

Виктор Прокопеня

Доктор экономических наук Swiss Business School, основатель VP Capital

Предыдущие инвестиции Виктора включают компании Viaden Media и exp (capital). Компания также занимается инвестициями в недвижимость посредством подразделения VP Capital Real Estate.

Трижды удостоен награды «Предприниматель года Беларуси»

13 апреля на арене Falcon Club в Минске «Про бизнес.» организует крупнейшее бизнес-событие: Деловой форум-2017. Тема форума: «Под знаком непредсказуемости». На форуме вместе с Нассимом Талебом выступят известные белорусские предприниматели и топ-менеджеры, среди которых будет и Виктор Прокопеня.

Читайте также

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент