21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
2 |
«Про бизнес.» и компания Itransition продолжают серию совместных материалов о том, как устроен бизнес в ИТ. Мы рассказываем об особенностях работы в ИТ-отрасли, интересных задачах, которые решают специалисты, менеджеры и топ-менеджеры Itransition, а также изменениях, которые происходят внутри компании в связи с ростом бизнеса. Полагаем, что материалы могут быть полезными не только читателям-айтишникам, но и тем, кто работает в традиционных секторах и интересуются современными подходами в управлении персоналом, проектном менеджменте, маркетинге, продажах etc.
О том, что компании может дать свой отдел R&D и как он устроен в Itransition, мы поговорили с ее техническим директором Владиславом Никитиным.
— R&D для Itransition — это инвестиция в саморазвитие, в исследование новых технологий, новых предметных областей.
Для чего это нужно компании:
Мы всегда смотрели вперед, так что, фактически, мы занимались исследовательской деятельностью с момента основания компании. Где-то в рамках проектной работы, где-то по запросу клиентов, где-то по инициативе самих разработчиков либо их руководителей.
В последнее время связанные с этим процессы стали немного формальнее.
Это нужно нам для того, чтобы упорядочить задачи и контролировать процесс в рамках всей организации, а также отделить исследовательские задачи в областях с высокой для нас неопределенностью и риском от основной нашей деятельности.
Думаю, что на определенном этапе эволюции к этому приходит любая компания.
На данный момент в работу вовлекаются сотрудники практически всех подразделений компании, причем состав участников постоянно расширяется.
У нас есть список направлений, которые интересны компании, но мы всегда открыты к идеям, которые выдвигают сами сотрудники. Практика показывает: ключевым аспектом того, что исследовательская деятельность будет эффективной и завершенной, является максимальная заинтересованность сотрудника, который занимается реализацией идеи. Назначение (я бы даже сказал, «насаждение») подобных задач случайным людям не приводит к желаемому результату. Формально мы можем поставить задачу любому разработчику, и он даже может формально ее выполнить, но это всегда хуже, чем если человек приходит с собственной идеей сам, горит ей, получает от компании поддержку и начинает ее развивать.
Общаясь с сотрудниками, мы всегда спрашиваем, есть ли у них какие-то интересные идеи, которые они хотели бы реализовать внутри компании. Также озвучиваем направления, интересные компании и предлагаем присоединиться к нашей деятельности. Если видим отклик, понимаем, что люди «горят», привлекаем их к процессу.
В принципе, любой может прийти ко мне со своей инициативой. Мы поддержим, поможем оформить идею, придать ей законченный вид, и начать реализовывать.
Таким образом, мы даем нашему R&D развиваться в «управляемом хаосе», контролируя и направляя этот процесс.
Часть идей мы генерируем сами, анализируя наиболее активно развивающиеся предметные области и технологии и примеряя их на наши проекты.
Некоторые, черпаются из проектных задач, когда ребята видят, где и что можно было бы сделать лучше. Также, участвуя в конференциях и семинарах, можно получить приток идей, которые хочется проверить и развить. Услышал, увидел – сработало ассоциативное мышление.
Здесь стоит сказать, что кроме R&D в компании есть и другие способы это сделать. Например, у нас проводятся митапы и внутренние конференции, где сотрудники могут обмениваться интересными идеями, знаниями и навыками. Сейчас мы проводим одно мероприятие в месяц и планируем их заранее – как правило, на два месяца вперед, чтобы не возникало пауз. Каждый желающий может предложить тему, которую он хотел бы послушать. Мы, в свою очередь, ищем людей, которые могут поучаствовать в проработке и достойно ее осветить. Многие приходят и предлагают поделиться знаниями по той теме, в которой они являются экспертами. В компании есть инициативная группа, которая занимается подготовкой и проведением подобных мероприятий.
Есть и задачи, которые приходят извне. Случается, что идея рождается из текущих проектов или запросов – когда общаясь с клиентами мы понимаем, что в проекте не хватает какого-то дополнительного аспекта, изюминки, которую мы могли бы предложить.
Например, делая систему 3D-моделирования помещений для одного из наших клиентов, мы подумали, что было бы интересно поместить модель в виртуальную реальность. Поговорив с клиентом, мы узнали, что он сам давно обдумывает эту идею, но не знает, как к ней подступиться. У нас же были люди, активно интересовавшиеся этим направлением.
Первый прототип мы сделали на Google Cardboard, затем пошли дальше и портировали его на HTC Vive. В итоге у нас получился рабочий прототип, который мы продемонстрировали клиенту. Сейчас мы уже работаем над реализацией полноценно работающей системы.
В другом случае, видя интерес клиента к идее реализации автоматической обработки голосовых заказов, мы заранее изучили платформы, позволяющие это реализовать и смогли предложить подходящий вариант реализации.
Несмотря на то, что R&D – это во многом инициатива и творчество, в первую очередь любая идея оценивается с точки зрения практической применимости. Возможно, не сейчас, а в среднесрочной или долгосрочной перспективе, но она должна иметь прикладной смысл. Идеями ради идей мы не занимаемся.
У задачи должен быть видимый результат, который можно продемонстрировать.
Иногда бывают предложения вроде «давайте мы разберемся в этой интересной области». А как мы это сделаем? Почитаем что-нибудь... Нет, так не пойдет.
Критерием оценки того, насколько хорошо мы в этой области разобрались, может быть только применение этих знаний к какой-то конкретной практической задаче. То есть не просто почитали, разобрались, но и сделали в итоге что-то реальное. Полученные знания и опыт, должны быть достаточно универсальными и масштабируемыми, чтобы быть применимыми для других подобных задач в этой же или смежных областях.
Если говорить о материальной части исследований: мы, конечно, хотим контролировать процесс, чтобы понимать, как расходуется бюджет компании и что мы за это получаем. Но на деле это сложный компромисс… Если человека, который занимается исследовательской деятельностью, поставить в рамки строгого бюджета или времени, это сильно ограничит полет его мыслей и сузит возможности работы в этом направлении. Поэтому на данный момент мы сошлись на том, что бюджет на исследования открыт. Есть рамки, которые мы не стараемся не переходить, но в целом строгих ограничений нет.
В первую очередь люди, которые занимаются R&D, выделяются инициативностью и явным интересом к исследованиям. У них горят глаза. Для них работа – это не просто работа, это их хобби, их интерес, их жизнь. Исследовательская деятельность для таких сотрудников – это развитие собственных навыков, получение дополнительного опыта, знаний. Плюс участие в подобных активностях — это хорошая отдушина от типовой проектной работы.
Хорошо, когда над идеей работает больше одного человека. Как правило, у нас это 2-3 сотрудника. Во-первых, когда с задачей работает несколько человек, у них всегда есть возможность обменяться мыслями, обсудить, посоветоваться, услышать альтернативное мнение. Нет состояния вакуума. Во-вторых, когда ты работаешь над задачей один, от нее очень легко отказаться. Ответственности меньше – на тебя никто не давит, ты ни от кого не зависишь. Ты никому ничего не должен, поэтому сказать «надоело», «нет времени» или «ай, не получилось» гораздо проще. Когда работает группа – сделать это намного сложнее. Да и мысли такие приходят реже.
Ты чувствуешь поддержку и вовлеченность. От тебя кто-то зависит и чего-то ждет от тебя. Это мотивирует идти до конца.
Основные горячие темы на сегодняшний день – Интернет вещей, машинное обучение, компьютерное зрение, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности. Одна из наших основных задач – понять, что из этих общих тем можно превратить в простые, понятные, прикладные проекты, и как это делать уже сейчас.
Эти технологии пока в самом начале своего пути. Та же виртуальная реальность отлично смотрится на демонстрационных образцах в магазинах. Когда же дело доходит до применения технологии в реальных проектах, вскрывается целый пласт проблем, которые не видны в специально подготовленных роликах и приложениях.
Та же идея поместить человека в виртуальный дизайн интерьера не нова и лежит на поверхности. Но когда мы ее реализовали, оказалось, что виртуальная реальность выглядит совсем не так, как можно было бы подумать. Да, есть картинка, она красивая, но чувства полного погружения нет. Технологии еще не дошли до того уровня, когда виртуальную реальность не отличить от настоящей. Поэтому пока это скорее приятный бонус, красивая игрушка, нежели полноценный инструмент. Думаю, должно пройти еще не менее 3-5 лет, чтобы технологии и оборудование позволили сделать виртуальную реальность максимально приближенной к действительности.
Заниматься R&D можно бесконечно. Любую задачу можно раскручивать до тех пор, пока хватает воображения. Поэтому мы стараемся этот процесс ограничивать искусственно – разбивать на более мелкие подзадачи и идти небольшими шагами для того, чтобы контролировать процесс и видеть четкую цель, к которой мы хотим прийти. Потому что самое сложное и неприятное в такой деятельности – это отсутствие видимого результата. Ты занимаешься какими-то задачами, у тебя что-то получается, но ты не понимаешь, к чему ты хочешь прийти. Мы пытаемся ставить конкретные цели.
Мы работаем, используя гибкие методологии, используя подход, очень похожий на Канбан.
Поскольку вовлечение людей у нас плавающее, мы не можем точно планировать итерации и сроки поставки, как это делается на реальных проектах. Нельзя сказать, что в течение двух недель, например, мы достигнем определенной цели. Вместо этого мы формируем список задач, структурируем и приоритизируем его, а затем реализуем задачи одну за другой.
Некоторые атрибуты проектных подходов присутствуют: по итогам каждой выполненной задачи мы проводим внутреннюю демонстрацию, проводим ретроспективы. Но это нельзя назвать использованием конкретного Agile фреймворка в чистом виде. Это, скорее, работа по гибким методологиям, без привязки к четким срокам.
Через несколько лет я вижу наш R&D все тем же управляемым хаосом, но из него выделятся несколько ярких направлений, например, IoT, которые станут независимыми, отдельными юнитами в рамках компании. Для каждого такого юнита эта деятельность станет основной.
Думаю, что и через 5 лет актуальны будут все те же технологии, которые активно развиваются сегодня, становясь более зрелыми, еще больше «прорастая» друг в друга, создавая единое цифровое пространство, в котором нам предстоит жить. Нам есть с чем работать.
Как в ИТ-компании управляют проектами – рассказывает Project Manager Itransition
Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
19 ноября
Особое признание: Betera с двумя наградами престижной премии ADMA
19 ноября
Республиканский DemoDay – победители «Стартап-марафона» определятся в ближайшее время
19 ноября
3Х-кратный рост мясоперерабатывающего предприятия благодаря внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2» компанией Академ и К
19 ноября
Бесплатные БелВЭБ-Кассы от Банка БелВЭБ!
18 ноября
Специальная партия SERES | AITO M5 уже в Минске: ваш рациональный выбор здесь и сейчас!
18 ноября
Международный форум ЭДО в Москве 2024: Взгляд на будущее электронного документооборота
18 ноября
Вторая жизнь рекламных баннеров: компания МТС презентовала уникальный мерч