Войти
  • 1,94 USD 1,9366 -0,0091
  • 2,32 EUR 2,3198 +0,0058
  • 3,36 100 RUB 3,3604 +0,0164
Личный опыт
«Про бизнес» 7 июля 2017 9

Была топ-менеджером корпорации, а теперь поет на корпоративах. История Берты

Наталья Бертош. Фото из личного архива
Наталья Бертош. Фото из личного архива

Уйти с хорошей работы в собственное дело — смелое решение, особенно если речь о будущей карьере певицы. Два года назад Наталья Бертош променяла должность топ-менеджера группы компаний «Алютех» на творчество — и стала выступать под псевдонимом Берта. Какие перемены произошли за это время и стало ли это дело бизнесом — Наталья рассказывает в своей истории.

— Хотя я училась на журналиста, карьеру по специальности я строить не стала. Я поняла, что серьезная журналистика — не для меня, а всю жизнь писать, как выйти замуж или похудеть, я не смогу.

Я пробовала и искала себя: работала в ночном клубе, организовывала мероприятия, бралась за любые проекты. Пока однажды меня не пригласили в МТС на должность BTL-менеджера. За 6 лет я прошла путь до исполняющего обязанности начальника отдела рекламы. Это был прекрасный опыт. Остальное дополнило образование в Московской бизнес-школе и Британском королевском институте маркетинга.

«Из двух стульев я выбрала свободу»

Именно в МТС я начала петь и пробиваться на профессиональную сцену. Я увидела свободную нишу эдакой роково-джазовой дивы с перчинкой. Руководство всегда поддерживало меня: разрешало петь на корпоративных мероприятиях, отпускало на фестивали и конкурсы. Потом была компания Heineken и почти год работы с пивными брендами. А возглавление отдела рекламы в компании «Алютех» стало моей лебединой маркетинговой песней.

Песни на сцене не давали мне покоя. Моя карьера певицы окончательно ушла в джазовое русло, когда музыкант Андрей Славинский пригласил меня поработать со своим джаз-бендом. Появились заказы на корпоративы, приглашения в клубы, на частные мероприятия. И я поняла, что настал час выбирать. Из двух стульев я выбрала свободу, творчество и фриланc.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Руководство компании отнеслось к моему уходу спокойно. Я до сих пор в хороших отношениях со всеми моими боссами.

Но мне было очень страшно. Я понимала, что не смогу зарабатывать на пении столько, сколько в корпорации. Чтобы не смалодушничать и не вернуться к работе на кого-то, я даже завела в своем блоге рубрику #безкорпораций, где писала о своем состоянии в свободном полете. Это такое социальное обещание, которое позволяет не сорваться и довести начатое до конца, ведь за тобой наблюдают люди.

«Мой бренд — для людей с мозгами и деньгами»

Когда я покинула «Алютех», у меня уже были серьезные наработки в области творчества. Я ездила на конкурсы, записывала песни, работала на мероприятиях. Но мне нужно было серьезно подумать, как это все монетизировать и поставить на правильные маркетинговые рельсы.

Начинала я с авторских песен на английском языке, но быстро поняла, что это здесь никому не нужно, да и денег на качественный авторский материал не было. Cо знакомством с Андреем Славинским и его джаз-бэндом началась моя «кавер-история». А сейчас я возвращаюсь к авторскому творчеству, но уже совершенно в ином формате.

Вначале я соглашалась на любые выступления — чем больше людей меня узнает, тем больше будет заказов. Тем более, у меня такая внешность и голос, что сложно забыть и перепутать. А свой первый гонорар я даже и не помню. Наверняка, это были смешные деньги.

Но я недооценила емкость рынка шоу-бизнеса в нашей стране. Точнее, его практически полное отсутствие и раздел. Также серьезно недооценила конкурентов, особенно «молодую поросль», которые могут испортить все простым демпингом. Пришлось отстраиваться и работать над созданием сильного бренда.

Мне повезло: почти никто из белорусских артистов не может позволить себе специалиста по маркетингу такого уровня. Следовательно, у меня есть преимущество. Я четко поняла свою нишу, целевую аудиторию и стратегию развития. Мое позиционирование — качественная и стильная музыка для тех, кто понимает в этом толк. У меня особенный, сильный тембр, яркая внешность и стильный репертуар, который ценят люди с мозгами и деньгами.

Свою аудиторию я могу описать «маркетинговым языком»:

  • Первичная целевая аудитория — мужчины и женщины 27−45 в соотношении 30% к 70%, со средним и выше среднего доходом. Творческие, «белые воротнички», малый и средний бизнес
  • Ядро аудитории: мужчины и женщины 30−40 лет, доход выше среднего, малый и средний бизнес, топ-менеджеры
  • Вторичная аудитория: 30+, владельцы и арт-директора заведений, организаторы мероприятий

Я проработала несколько музыкальных продуктов — для разных целевых групп, мероприятий, площадок, бюджетов. К примеру, для мероприятия в посольстве подойдет джазовая или лаунж-программа с Vip Jazz Андрея Славинского, для свадьбы — танцевальная или русская с ними же, для летних террас — дуэтные программы с пианино или баяном, для акустической версии — латинская Berta & Guitar. Разнообразие продуктовых предложений позволило мне охватывать больший рынок и расписывать даты на месяцы вперед.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Я очень активна в работе с различными видами СМИ: интернет-издания с удовольствием публикуют мои релизы, потому что я умею генерировать информационные поводы, печатные СМИ любят меня за красивые фото и интереснее идеи для интервью, телеканалы часто приглашают для съемок в сюжетах и программах — я умею говорить быстро и совершенно на разные темы. Я никогда не платила за то, чтобы мои песни крутились на радио, или за размещение материала о себе.

Но основным инструментом остается Facebook, где у меня почти 8000 подписчиков. Там я продвигаю свои мероприятия, используя таргетированную рекламу. Целевая аудитория Facebook — моя и по возрасту, и по социальному статусу. В других соцсетях у меня есть так называемые «зеркальные» страницы, которые нужно лишь поддерживать. Развиваю и Instagram. А недавно с удивлением узнала, что аудитория Одноклассников в Беларуси значительно больше аудитории Faceboоk, поэтому реанимировала свою страницу еще и там, хотя не пользовалась ею больше 5 лет.

Ценовая политика и политика продвижения следующая: я пою за очень небольшие деньги — в районе 100 рублей на одного музыканта — в заведениях, где меня видит как можно больше людей, там же нарабатываю контакты для более серьезных и денежных заказов, стоимость которых может отличаться в несколько раз. Это корпоративы, свадьбы, дни рождения, посольские приемы. Так клиенту не нужно объяснять на пальцах, кто ты и что ты — он уже видит продукт и готов за него платить. У меня легко запоминаемый сайт, который я всегда озвучиваю, представляясь публике. С собой у меня всегда визитки с узнаваемым логотипом и номером телефона. Таким образом ко мне приходит около 70% заказов.

Остальные 30% приходят через «сарафанное радио» и СМИ. К примеру, в прошлом году очень хорошо сработала поездка в Киев на «Х-Фактор», где меня похвалил Константин Меладзе. Этой поездкой я ставила перед собой две цели: поработать с мнением в музыкальной тусовке «Берта — не профессионал, а значит, не умеет петь», а также повысить узнаваемость и популярность. Я считаю, что отлично отработала этот PR-повод с различными СМИ, получив дополнительную аудиторию и повысив лояльность существующей. А в этом году по приглашению организаторов я собираюсь на «Х-Фактор» в Бухарест.

Бренд действительно получился сильным, потому что в нем есть не только музыкальная составляющая. Это и социально-значимые проекты с ООН и Юнисеф, журналистский проект «Бранч с Бертой» — серия интервью с известными людьми, работа в маркетинге и так далее. В сознании людей я выстраиваю образ яркой и харизматичной женщины, с сильной собственной позицией, умной, готовой делиться знаниями и творчеством с публикой. Люди тянутся к тем, кто открыт. А открытость и искренность — это главные эмоции, которые я транслирую в массы.

«У меня не было иллюзий, что завтра меня завалят заказами»

Я понимала, что предстоит огромная и кропотливая работа по созданию бренда «Берта». Нужно было думать, как добывать деньги на жизнь, и бороться с постоянным страхом, что завтра нечего будет кушать. Этот страх — главное, что удерживает людей от предпринимательства. И я прекрасно понимаю тех, кто не выдерживает и снова возвращается к стабильной работе.

Мне повезло: на рынке достаточно большой спрос на маркетинговые услуги на фрилансе. Я никогда не искала проекты — проекты находили меня. Я всегда старалась браться за один проект, который будет для меня основным источником дохода, чтобы не распыляться на много мелких проектиков. Так за это время я поработала в качестве арт-директора ресторана, PR-менеджером концертного агентства и PR-менеджером Академии детского мюзикла.

Появлялись и проекты разовые, но денежные. Консультации, помощь по построению бренда, разработке PR-кампании. Но я уже тогда понимала, что мне нужно делать что-то свое. Что-то, что будет работать отдельно от пения и приносить стабильный доход, который я могла бы тратить на творческие эксперименты в том числе. Так во мне родилась идея школы селфбрендинга и мотивации, которую я вынашивала целых полтора года.

Все мои социальные сети, сайт, блог я веду сама — мне это нравится, да и вряд ли кто-то сможет сделать это лучше меня. Сейчас наконец-то в моей жизни появился человек, с которым мне комфортно работать, который разделяет мои идеи и которому не нужно объяснять по сто раз. Думаю, скоро мы развернем бурную деятельность в сфере обучения персональному брендингу, рекламе и PR.

Меня часто спрашивают, как я все успеваю. Честно говоря — я не успеваю делать многое. Наверное, пришел момент для делегирования части полномочий. Чем я сейчас активно занимаюсь.

«Приходится выбирать — вложиться в костюм или новую песню»

Денежный вопрос — самый болезненный для наших артистов. В нашем шоу-бизнесе артисты зарабатывают, в основном, на корпоративах и частных мероприятиях. До больших сольных концертов я все-таки пока не доросла — для этого нужен авторский материал и работа слаженной команды. К сожалению, я считаю, что в нашей стране сложно зарабатывать на творчестве, так что я рассматриваю смежные рынки: Грузию, Польшу, Литву, Россию.

Мои доходы пока не сравнялись с докризисным уровнем зарплат, который в моем случае был достаточно высоким. Но качество моей жизни и удовольствие от происходящего значительно увеличились. Доход от маркетинговой деятельности незначительно превышает доход от пения и ведения мероприятий. Но меня это не пугает. Я одинаково люблю оба эти направления, и даже приятно переключаться с одного на другое. Многие люди, кстати, до сих пор могут не осознавать, что Наталья Бертош и Берта — это один тот же персонаж.

Я часто задумываюсь — хочу ли я работать только как певица. Это ведь мечта любого творческого человека. Но я знаю, что многие музыканты, артисты и другие творческие люди параллельно занимаются еще и другими проектами не потому, что они мало зарабатывают, а потому что хотят реализовываться и в других сферах. Уверена, я тоже буду продолжать генерировать идеи в других областях, даже когда мое творчество станет приносить доход, который будет полностью обеспечивать мои потребности.

С развитием и запуском онлайн-школы, я уверена, доход от нее значительно превысит доход от творчества. Но именно поэтому я это и затеваю: мне нужно финансирование моих творческих экспериментов.

«Сейчас моя цель — работа над авторским проектом»

У меня есть план развития моей школы и, возможно, PR-агентства, план развития творческого бренда «Берта» и план личного развития. С осени я хочу возобновить свой журналистский проект «Бранч с Бертой», который был очень успешным. С сентября также запустится новый сезон «Караоке бизнес-баттлов»… Кроме того, сейчас есть несколько серьезных партнерских бизнес-предложений.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Мне комфортно существовать в нише, в которой я сейчас нахожусь. Это некий премиальный сегмент, который ограждает меня от участия в «Дожинках» и создает качественное окружение.

Сейчас моя цель — работа над авторским проектом. Недавно я записала и презентовала свою первую авторскую песню. Мои стихи пользуются популярностью у аудитории социальных сетей — я даже провела несколько творческих вечеров. Надеюсь, в дальнейшем у меня хватит сил и средств, чтобы «раскрутить» бренд Берта еще и в авторском творчестве. Хотя, конечно, это большие денежные вложения и невероятный труд. Некоторые считают, что без пары сотен тысяч долларов — никак не обойтись. Поэтому приходится работать другими способами — создавать хорошую музыку, пробиваться, придумывать PR-способы. Ведь в идеале хороший пиар должен быть не просто дешевым, а бесплатным!

И не спрашивайте меня, как я все успеваю, я сама не знаю. Оглядываясь назад, могу сказать, что ни капли не жалею о том, что ушла в свободное плавание. Этот рисковый для многих шаг вышвырнул меня из зоны комфорта, но и открыл такие горизонты, о которых я и мечтать не могла. Почувствуйте разницу — между фотографиями разница примерно год.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Я серьезно считаю, что для человека нет ничего невозможного. Нужно только найти в себе силы быть смелым. И честным с самим собой.

Подпишитесь и читайте нас в Facebook!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
telegram.me/probusiness_io

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Milaотредактирован 13.07.2017

Очень жаль, что обрезано самое важное в моем комментарии. Суть не разбомбить, а направить. Берте удачи и развития. Но творчество должно идти изнутри, деньги тогда подтянутся. И держите фокус, это важно;) Если вы музыкант, только о музыке, во всяком случае в единицу времени и пока не отстроитесь там хорошо.

Milaотредактирован 13.07.2017

Ну вот смотрите. Интервью выглядит очень высокомерно, кроме Я (яркая, умная, стильная...) и нечеткого понимания своей ниши, я не увидела ничего. Творчество описано как бизнес - это очень не хорошо. Во всяком случае об этом нельзя говорить аудитории, героиня только что возможно потеряла ее часть. Творчество - правополушарная история, а тут сегментирование по уровню дохода. Разве можно сказать, что рок слушают богачи, а рэп - студенты? Нет. Это большое заблуждение: описанная аудитория - это аудитория заведения, не Берты, не нужно путать. Аудиторию Берты нужно сегментировать по психотипу или архетипу: именно так отличаются приверженцы того или иного направления творчества. Оттуда должно вырасти позиционирование. Проблема в том, что собственного стиля музыкального нет, это обычный кавер-исполнитель, маркетолог, кто? На чем основано такое позиционирование? Я яркая, стильная, умная, для тех, кто знает толк. Во-первых, яркая, стильная - это ни о чем: нет ни уникальности, ни ценностей (вы про что? как это линкуется с аудиторией? какой инсайт взят за основу?) и вообще, яркая вы или умная - только аудитория решает, кричать об этом бессмысленно и это не имеет отношения к музыке. Во-вторых, толк в чем? В качественной музыке, полагаю, считает исполнитель. То есть все, кто не со мной, имеют плохой вкус. Стоит дальше объяснять?

Boris Guitline10.07.2017

2Ivanov: a mnie ponravilos na Youtube. Posle vashih skorazhonkov - prosto svezhaya struya.

Иванов10.07.2017

Слышал ее творчество ... наверное для пивных сойдет но не более.. Говорят очень скверная высокомерная личность как человек.

Boris Guitline10.07.2017

2Andrew Stephanoff:https://www.youtube.com/watch?v=P3Mpxhd2iyI

Boris Guitline10.07.2017

Good luck, Berta! Vsio pravilno delaesh. Glavnoye, chtoby rabota dostavliala radost!

Andrew Stephanoffотредактирован 9.07.2017

Я - тот самый "белый воротничек", любяящий хорошую музыку, её ЦА, но о данной даме слышу впервые. YouTube по поиску "Berta её не находит.
На самом деле я написал большой комментарий негодованием, но форма всё обрезала :(

Sergey Suholsky7.07.2017

Минская Собчак. Что внешность, что манера поведения, что цели... Все тоже самое... В общем, хочется быть известной и выйти замуж...Только Виторган уже занят...)

Платный контент

20170626