Личный опыт
5 марта 2018ОМОН заказывали? А партизан? Как зарабатывает экстрим-театр
Из театра тоже может получиться бизнес. А если театр необычный, то и бизнес будет таким. О том, как зарабатывают «омоновцы», «рыцари», «французы» рассказывает Александр Рак - директор агентства событийных проектов «Альтер Эго Групп» и руководитель экстрим-театра «Берсерк».
- Создание театра началось с моего увлечения военно-исторической реконструкцией. Будучи студентом, я записался в рыцарский клуб «Орден Северного храма» - в то время кружок на балансе Дворца детей и молодежи в Минске. Однажды нам фактически в приказном порядке сказали, что раз кружок занимает некоторое помещение в госучреждении, то мы должны организовать что-то интересное на Масленицу.
Так, в 2002 состоялось наше первое выступление. Это была история о том, как два не совсем трезвых разбойника пытались ограбить рыцаря, возвращавшегося с Крестового похода. Но они были настолько пьяны, что лишь травмировали друг друга. Трюковая постановка прошла на ура. Мы сами тогда, наверное, получили большее удовольствие, чем зрители, и поняли, что это то, чем нам бы хотелось заниматься. Так появился наш экстрим-театр «Берсерк».
Берсерки - это особая каста воинов в древнескандинавском обществе, которые в сражении отличались неистовостью, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли.
В начале нашего пути найти источники по технике средневекового боя было непросто. Восстанавливали все по крупицам. На постановку десятиминутного трюкового спектакля уходило несколько недель.
Позже к нам стали присоединяться новые люди. Появились специализации: акробатика, паркур, огненное шоу, фехтование холодным и древковым оружием, рукопашный бой, пиротехника, конные трюки и др. Все получали огромное удовольствие и адреналин от выступлений. Никто и не думал о том, что на этом можно зарабатывать.
Прошло три года после нашего дебюта. Как-то мы выступали на ежегодном народном празднике восточных славян Купалье, который проводится в Беларуси в городе Александрия. После спектакля нам дали какие-то деньги за выступление. И это был переломный момент. Мы все осознали, что можно не только заниматься любимым делом, но и получать за это вознаграждение.
Как мы открыли агентство и создали театр
Я уже окончил университет, работал инженером. Многие другие актеры также имели основную работу. Однако все свободное время мы посвящали театру: тренировались и выступали. И в 2014 решились: зарегистрировали агентство событийных проектов «Альтер Эго», чьим брендом стал экстрим-театр «Берсерк».
Сегодня агентство занимается оказанием полного спектра услуг в области событийного маркетинга. Это организация корпоративов, тимбилдингов, частных праздников, розыгрышей, рекламных игр, фестивалей и др. Одна из фишек нашего агентства - это неограниченные возможности по организации тематических мероприятий: любая историческая эпоха, сюжет кинофильма или компьютерной игры.
Например, тимбилдинг на тему Второй мировой может выглядеть так. Автобусы подъезжают к месту проведения корпоративного мероприятия, а за одним из поворотов дороги их ждет настоящий блокпост времен этой войны: будка часового, шлагбаум, солдаты вермахта с овчарками… Всех выводят из автобуса и выстраивают в шеренги. Лают, надрываются овчарки, звучат немецкие команды.
И в это время из ближайшего леса появляются партизаны. Начинается перестрелка, взрывы. Партизанам удается отбить туристов. Но командир отряда считает, что перед ним шпионы. «Лазутчиков» отводят в партизанский отряд, и их приключения продолжаются дальше…
Что с доходами?
Стоимость услуг и различных шоу-программ формируется и напрямую зависит от количества актеров и каскадеров, принимающих участие в выступлении, продолжительности программы, а также задействованных в выступлении спецэффектов. Смета мероприятия может включать 100 и более пунктов.
Средняя стоимость, к примеру для компании из 50 человек, тимбилдинга - $ 800; шоу каскадеров - от $ 500; розыгрышей от - $ 300; акробатического шоу - от $ 100; корпоративных и частных праздников «под ключ» - от $ 2500. Стоимость последних включает количество участников; место проведения мероприятия; услуги кейтерингровой компании; медийность ведущего; артистов, задействованных в шоу и т.д.
В итоге доход, который получает агентство за масштабное мероприятие, составляет в среднем около 15% от общей сметы.
Для того чтобы доходы покрывали расходы, 30% проводимых нами мероприятий составляют ивенты, которые мы делаем «под ключ». На втором месте - мероприятия, где мы реализуем часть программы: занимаемся букингом артистов (букинг - система взаимоотношений между артистами и организаторами развлекательных мероприятий, вечеринок и концертов - прим. «Про бизнес»), постановкой шоу, организуем съемку мероприятия и т.д. Еще одна существенная часть мероприятий, которые приносят прибыль - это розыгрыши.
Вот, к примеру, один из таких розыгрышей:
This browser does not support the video element.
Кроме того, в течение года мы проводим несколько крупных фестивалей - «Наш Грюнвальд», «Свята Сонца», «Путь Викингов» и др.
О команде
В штате агентства работает 15 человек - креативщики, постановщики, сценаристы, менеджеры по продажам и рекламе, координаторы и т.д.
Мы работаем 24/7 и о выходных уже давно забыли. Ведь основная работа выпадает именно на эти дни.
Пул актеров и каскадеров театра - это еще около 70 «внештатных» человек в команде. Многие из них развивают свои проекты, снимаются сами и снимают кино или работают в театре.
Также у нас есть партнерские мастерские, которые занимаются производством реквизита любой сложности для наших мероприятий. Они шьют для нас костюмы, делают деревообработку для создания интерьера, изготавливают доспехи. Например, наши хорошие друзья «по реквизиту» - мастерская средневековых доспехов Steel Legacy. Сегодня их работы находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
О клиентах и продвижении
С большей частью наших постоянных клиентов мы работаем на протяжении многих лет. Знаем, когда и какие мероприятия у них будут, иногда даже раньше их самих. Учитываем опыт проведения прошлых корпоративов, их предпочтения, вкусы, постоянно поддерживаем контакт.
Для привлечения новых клиентов активно используем интернет. 80% новых клиентов приходят по контекстно-медийной рекламе и рекламе в соцсетях. Используем видеорекламу, а также у нас есть свой канал на YouTube. Кроме того, в офлайн отслеживаем информацию по тендерам на проведение мероприятий.
О развитии и освоении новых рынков
Сегодня мы можем организовать ивент в любой стране. Так, в нашем активе частные и корпоративные мероприятия, проведенные в Италии, Франции, Египте, России.
95% наших клиентов - это белорусы. Но есть стратегия по развитию MICE-направления (сегмент делового туризма, корпоративные встречи, презентации, переговоры), привлечения корпоративных клиентов в Беларусь. А для этого нужны креативные идеи и нетривиальные предложения.
Например, несколько лет назад мы провели тимбилдинг для крупной российской компании. Она разослала запросы в агентства Чехии, Франции, Грузии, но в итоге они приехали в Беларусь, так как им понравилась наша идея с шоу-квестом.
Сложность для нас была в том, что заказчик выбрал сценарий, изначально рассчитанный на 50 человек, а в итоге на последних этапах согласования выяснилось, что компания приняла решение об увеличении количества участников до 150. Нашим сценаристам пришлось потрудиться, чтобы эта толпа как бы случайно разбилась на группы, и каждая из групп попала в сложные ситуации.
Всю группу встретили в аэропорту и отвезли в гостиницу Логойска. Утром участников посадили в автобусы. Экскурсоводы рассказали легенду об ушедшем под воду городе на озере Свитязь. Сообщили, что сейчас все выдвигаются в сторону озера, чтобы пройти квест и разгадать древнюю легенду.
Пока ехали на Свитязь (на самом деле полигон Беларусфильма в Смолевичах), автобусы «ломались», а наши водители-актеры их чинили. Так мы разделили участников на более мелкие группы.
В какой-то момент радиовещание в салоне автобуса прервалось и ведущий сообщил, что в Беларуси произошло чрезвычайное происшествие, республиканские трассы перекрыты и крайне не рекомендуется покидать свои населенные пункты.
На следующем повороте автобус встретили машины с мигалками, грузовики, спецназ. Всех вывели из автобуса, начали проверять документы. Автобус конфисковали.
Люди в поисках транспорта пошли в ближайшие деревушки. Одна группа, к примеру, на поле нашла съемочную площадку, встретила режиссера, который метался и рвал на себе волосы - оборудование оплачено, но актеры не могут приехать, поскольку выезды из Минска перекрыты. Он обещал отвезти всех в Логойск, если только они помогут ему снять клип. В результате наши туристы полдня бегали, танцевали, учили текст, переснимали дубли, лишь бы попасть обратно в гостиницу.
Другая группа столкнулась с археологами. Они тоже находились в унынии: завтра сюда приезжает стройтехника, а к ним не могут доехать студенты-практиканты, чтобы обследовать территорию. Археологи готовы были отвезти туристов в отель, если те им помогут. В результате люди несколько часов участвовали в самых настоящих раскопках. Бегали по полю с металлоискателями и лопатками, выкапывали артефакты.
У каждой группы были свои испытания. Те из них, кому все-таки удалось добраться до деревни, сталкивались с другой проблемой. Есть автобус, но хозяин с перепоя не может найти ключи…
То, что это розыгрыш, гости начали понимать лишь под конец дня. Для меня самый жаркий момент был, когда по рации передали, что россияне начали звонить своему консулу.Это был отличный и нестандартный опыт, который позволил не ограничивать географию клиентов Беларусью. После него у нас были мероприятия для китайских компаний, совместный проект для детей из Сирии, которые находились на оздоровлении в Беларуси, также мы знакомили с историей нашей страны туристов из Турции, Казахстана и т.д.
Препятствия вне сценария
Таких сложностей, которые бы ставили крест на каком-то мероприятии, у нас практически нет. С чем-то мы смирились, что-то научились преодолевать. Но два момента все-таки отмечу.
Во-первых, процедура проведения тендеров существует давно, но почему-то в event-сфере она находится в стадии каменного века. Так, компания может объявить тендер на проведение мероприятия. Наша команда всю неделю продумывает сценарий и занимается креативом, готовит конкурсные документы. А компания, объявившая тендер, собирает лучшие идеи от всех игроков на рынке, а потом объявляет, что мероприятие будет проводить своими силами. У нас есть много примеров, когда наши сценарии корпоративов и тимбилдингов полностью реализуются, но без нашего участия. Защититься от этого мы не можем.
Во-вторых, если говорить о фестивалях, есть некоторые моменты, связанные с получением гастрольных удостоверений, согласованием участников концертов и т.д.
Есть опыт, когда заявления на «гастрольку» разворачивали из-за кого-то из участников концертной программы. Программа корректируется, заявление подается снова, лежит несколько недель, его не рассматривают. В итоге на рекламу фестиваля у нас остается дней 10. Понятно, что для коммерческого проекта - это провал. Поэтому мы стараемся подстроиться под ситуацию и планируем масштабные мероприятия на годы вперед. Сейчас, например, идет согласование с музыкальными группами об участии в одном из наших фестивалей в 2020.
Несмотря на существующие сложности, мы увлечены тем, что делаем. У нас специфический бизнес. Здесь, если ты не получаешь удовольствия от своего дела, то тебе просто запрещено этим заниматься.
Наши планы
В ближайшее время мы запустим еще один уникальный сценарий, посвященный битве и переправе через реку Березина в 1812. Будем продвигать этот проект в Польше и Франции.
Слово «Березина» для французов давно стало нарицательным оно означает ужас, отчаяние. Это масштабное событие в Наполеоновской кампании оставило сильный отпечаток в общественном сознании.
Наш хороший знакомый посвятил 20 лет своей жизни сбору документов и изучению сражения. Теперь у нас есть маршрут, который разобран по сантиметрам: где шла французская армия, где они останавливались, где жгли знамена, где Наполеон шел впереди гвардии.
Сейчас мы ищем точки соприкосновения с туристическими компаниями. Пытаемся объединить усилия по увеличению потока въездного туризма.
Как нам бы еще хотелось сотрудничать с турфирмами? Например, транснациональная компания ищет место для проведения семинара с партнерами. Они выбирают страну. И получают приглашение из Беларуси. В нем говорится, что в Минске есть отличные гостиницы, современные конференц-залы, а после деловой части мы отвозим участников на VIP-площадку фестиваля «Свята Сонца», который посвящен белорусской культуре и традициям. Таким образом, рабочая поездка может оказаться приятным отдыхом, совмещенным со знакомством с национальным колоритом и белорусскими традициями.
Не стоит ждать, что если у нас появился безвиз, то теперь все поедут в Беларусь смотреть на замок в Мире. Нужно больше привлекательных идей. А вот если организовать грамотную анимацию и использовать имеющиеся у нас исторические объекты - это действительно может вызвать интерес даже у самого искушенного туриста. В этом плане можно эксплуатировать темы наследия Советского Союза, Второй мировой, национальные традиции и 1812.