8 ноября
Неделя бизнеса-2023: тренды, VIP-нетворкинг и 4 дня крутых выступлений
5 | 2 | 3 | 2 |
Учредители типографии «Дивимакс», основатели проекта AirPrint.by, друзья и партнеры Виталий Пензин и Дмитрий Данилович в полиграфии оказались случайно: не было ни навыков, ни специального образования — только кредит под «сумасшедшие» проценты. В этом году их компании исполняется 18 лет, а ее годовая выручка составляет более $ 3 млн. Рассказывая свою историю, бизнесмены признаются, что многому научились у немцев, кое-что подсмотрели в Америке. Вот как случай привел их в бизнес, который стал делом всей жизни.
— Мы познакомились в 1998 году, когда работали в небольшой «фирме», печатали мелкую полиграфическую продукцию, а редкие большие заказы перезаказывали в одной частной типографии. Попав однажды на полиграфическое производство, увидев, как вращаются красочные валы, как из печатной машины вылетают яркие печатные листы, мы поняли — вот этим нужно заниматься.
В те времена рынок предложений в полиграфии был весьма скудным, частные типографии можно было пересчитать по пальцам, а государственные были в основном «режимными объектами», куда попасть клиенту с заказом, например, на рекламные листовки, было проблематично из-за пропускных систем да и просто нежелания работать с частными заказами.
Мы загорелись мыслью создать современную, доступную для любого клиента типографию, но, кроме идеи и большого желания запустить собственный бизнес, у нас ничего не было: ни денег, ни опыта.
Название «Дивимакс» родилось у нас как-то быстро. Нас до сих пор спрашивают: почему «ДиВиМакс»? Ди — Дима, Ви — Виталий, кто такой Макс? Нет никакого Максима: для нас это значит — максимальный успех:) В общем, в сентябре 2000 года мы получили первый официальный документ «Дивимакса» — свидетельство о государственной регистрации.
Наш стартовый капитал составлял на тот момент $ 3000 — мы начали искать офис. Почти 3 месяца ходили по центральным улицам Минска, буквально заглядывая в окна, но на рынке аренды недвижимости было совсем глухо. В итоге удалось добиться аренды 60 квадратов за $ 1200 в месяц. Это были невероятные на то время деньги, но мы решились — место удобное, центр города, метро, парковка — отобьем, надо работать.
Практически одновременно с этим событием нам поступило очень выгодное предложение — взять в аренду почти новую однокрасочную печатную машину Adast Dominant 715, и мы, наконец-то, начали печатать. Причем печатали, резали и упаковывали всю продукцию сами — коллектив всего 7 человек, специалистов не хватало, всему учились самостоятельно.
Узнав, что мы собираемся заниматься офсетной печатью (это самый распространенный способ), «старейшины» от полиграфии нас отговаривали: «Ребята, куда вы лезете?! Это сложнейшая отрасль, в ней нужно хорошо разбираться, а вы молодые, пришли с улицы и уже хотите печатать!» Но все же чаще нам везло на хороших людей, и многие опытные полиграфисты, настоящие «аксакалы» этой отрасли, по-доброму нам помогали — кто советом, кто опытом, за что мы им благодарны и сейчас. Зато теперь мы можем сказать, что практически все процессы в нашей типографии — от приема заказов до упаковки и доставки — можем делать сами.
Спрос на продукцию стабильно рос. Через год количество заказов увеличилось настолько, что нам стало не хватать 24 часов в сутки.
Тогда мы приняли очень важное решение — нужны своя, не арендованная, печатная машина и просторное производственное помещение. Нашли машину в Польше через интернет — двухкрасочный Adast Dominant 725 за $ 25 000, и стали искать деньги. Кредиты в банках в то время были неподъемными: просили залог почти вдвое больше суммы, которая нам требовалась. В итоге оформили покупку печатной машины в лизинг, но ставка все равно была космической — 95% годовых!
Помещение под будущий печатный цех нашли на одном из заводов, сделали ремонт, печатную машину привезли своими силами, но столкнулись с очередной проблемой — оборудование не проходит в проем, нужно разбирать стену. Через неделю безуспешных попыток установить оборудование мы отчаялись… И тут нам повезло — предложили удобное производственное помещение как раз под полиграфическое производство. В итоге мы потеряли около $ 3000 на ремонт полов и разборку стены, но зато переехали в удобный цех, где проработали потом 7 лет.
Сформировать хорошие цены на продукцию мы старались за счет снижения ее себестоимости, и добиться этого нам позволило следующее:
1. Круглосуточная работа типографии (7/24/364). Мы останавливали производство на сутки только 31 декабря. Ежемесячные затраты типографии высоки, но чем больше в месяце рабочих часов, тем меньше стоимость производственного часа типографии, что в итоге отражается на себестоимости продукции.
2. Печать «сборных монтажей». Эту идею мы позаимствовали у наших американских коллег еще в 1998 году — вычитали, как один парень благодаря такому подходу буквально спас типографию от банкротства. Смысл в том, что печать маленьких тиражей (до 1000 экз.) офсетным способом экономически невыгодна — слишком много подготовительных и сопроводительных процессов. Сократить затраты можно только, если печатать «сборные монтажи», когда на одном большом листе располагается сразу несколько макетов.
Мы начали делать это одними из первых в стране. Заказов было столько, что вскоре (в 2005 году) отдел «сборных монтажей» трансформировался в юридически самостоятельное предприятие «Сервис срочной печати».
Во многом понимание, как правильно вести полиграфический бизнес, к нам начало приходить после поездок в Германию.
С 2005 года наш немецкий партнер приглашает нас в туры по типографиям в Германии. Честно говоря, впечатления от их производства — иногда шоковые. Например, на типографии в Западной Германии поинтересовались, сколько здесь работает персонала: на большом производстве в двухэтажном здании — почти пусто. Пожилой немец ответил, что у него всего 15 человек, и этого достаточно: печатник, резчик и упаковщик работают в одиночку на автоматизированном оборудовании. При этом зарплата у сотрудников высокая, но и срок исполнения максимально сжат. Тогда для нас это было нереально. Но со временем мы начали понимать, что автоматизация большинства процессов на производстве необходима.
Мы видели, какие шедевры создаются в немецких типографиях: яркая четкая печать, стабильность цвета в тираже, точность в мелочах, — и поняли, что нам нужно тоже стремиться к этому. В итоге мы объездили всю Германию и привезли оттуда две шикарные печатные машины-брошюровщика, резальные машины, фальцовки и многое другое. Это позволило автоматизировать значительную часть процессов, повысить качество, сократить сроки изготовления и себестоимость продукции.
За время существования нашей компании пришлось пережить несколько кризисов, внешних и внутренних. Финансовый кризис в 2009 сильно ударил по объемам заказов. Цены на бумагу у поставщиков менялись несколько раз в день. Это вынудило нас наладить собственные поставки бумаги и расходных материалов из Европы под заказы клиентов, что в итоге оказалась нам на руку, потому что позволило снизить себестоимость продукции. В это тяжелое для многих время приходилось принимать много непростых решений, но мы старались быть гибкими, шли на уступки.
Пришлось сократить половину сотрудников, урезать бюджеты на расходы, максимально уменьшить арендные площади и принять много других мер, чтобы выжить.
Когда рынок стабилизировался, мы рефинансировали все свои кредиты с валютных на рублевые, что очень помогло нам в будущем. А в 2010 году за счет гибкой политики ценообразования нам удалось привлечь много крупных сетевых клиентов — это помогло встать на ноги. Так, через год мы купили еще одну печатную машину Heidelberg CD 74, которая дала толчок для дальнейшего развития.
В первые годы работы нашей компании годовая выручка составляла около $ 100 000, а сегодня она превышает $ 3 000 000.
В самом начале, как я уже говорил, у нас было всего 7 сотрудников, и нам всегда как-то очень везло с людьми.
Я хорошо помню и первого директора, и первого «компьютерного гения», который и монтажи верстал, и водителем был, и даже управлял производством. Типография до сих пор работает по его «Графику загрузки».
Помню, как взяли на работу первого печатника. По телефону спрашиваем: «Полноцвет печатаешь?» «Да, — говорит, — конечно». Принес наутро образцы, мол, сам печатал, ночь не спал, а там — «приладочные листы», краски страшно не совмещены, изображения двоятся и троятся, фон грязный — в общем, с таким на собеседования не ходят. А мы переглянулись — честный! Берем.
В итоге этот парень не только научился работать на многих видах печатных машин, но и не раз «спасал» нас в, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Конечно, мы переживали и внутренние кризисы, связанные с производством, с людьми. Все эти сложности заставляли постоянно переосмысливать и принимать важные и не всегда простые решения. В итоге можно сказать, что с нами остались сильнейшие.
Для клиентов всегда важны цена, срок, качество. Чтобы быть конкурентоспособными, мы всегда стремимся к тому, чтобы поддерживать разумный баланс этих «трех китов»:
1. Ищем пути снижения себестоимости продукции.
2. Стремимся к максимальной автоматизации процессов, чтобы сократить время исполнения заказов.
3. Качество. Вообще-то, к нашей печати сложно придраться. Но путь к высокому качеству был долгим… В самом начале был, например, один случай — из ряда вон, конечно, ситуация, но от этого никто не застрахован. Мы получили огромный заказ — всю ночь печатали. Утром, придя на работу, пытаюсь взять в руку листы, а они склеены между собой, — все стопки, от низа до верха. Несколько тонн бумаги превратились в кирпичи формата А2, потому что не было «пудры» в машине. Пришлось срочно искать деньги, покупать бумагу и перепечатывать весь тираж, чтобы клиенты остались довольны. Это дело принципа.
Впервые мы увидели, как успешно работает интернет-типография, опять-таки в Германии в 2006 году. Находящаяся в глухой деревне, в удалении от крупных городов типография среднего размера была загружена работой на несколько суток вперед. Заказы поступали к ним онлайн со всей страны, а готовую продукцию они отправляли через DHL.
Так что идею создать онлайн-сервис мы, можно сказать, подсмотрели. И начали собирать информацию по онлайн-платформам Web-to-print в общении с интернет-компаниями, с коллегами из России и Западной Европы. В итоге пришли к выводу, что создавать такую платформу с функционалом приема, трекинга заказов и прочими функциями даже с помощью ИТ-компании для нас весьма затратно как по времени, так и по финансам. Поэтому после долгих размышлений, изучения предложений по готовым решениям остановили свой выбор на облачной платформе Web-to-Print Pixlpark.ru, стоимость первичного запуска которой обошлась около $ 5000. Также понадобились вложения в разработку дизайна ($ 1000), настройку функционала, прописку онлайн-продуктов и много других тогда еще незнакомых для нас вещей. Нам пришлось узнать, что такое SEO, HTML, CSS, как работает контекстная реклама, но без этого современный сайт не сможет работать и приносить прибыль.
На создание полноценно функционирующего онлайн-сервиса ушло больше года, по финансовым затратам — не менее $ 10 000.
И вот в середине 2015 года мы запустили «Сервис срочной печати» с полным функционалом управления заказами на платформе Pixlpark. В самом начале АirРrint.by принимал всего-то 2−3 заказа в неделю, а сегодня общее количество выданных заказов превысило 10 000. Одних только визиток в ноябре этого года мы напечатали 1,2 млн экземпляров.
Весной этого года мы, наконец-то, осуществили многолетнюю мечту — типография переехала в собственное помещение.
Важная цель на будущий год — установить еще одну 4-цветную печатную машину формата B2, это позволит увеличить общую производительность на 50%. Дополнительные печатные офсетные и цифровые машины, допечатное и послепечатное оборудование — тоже в планах на самое ближайшее будущее.
Еще хотим вывести для заказа онлайн максимальное количество продуктов, обдумываем и планируем создание сети автоматических пунктов выдачи заказов в крупных торговых центрах Минска, а впоследствии, возможно, и в других городах Беларуси.
В 2018 году нашей компании исполнилось 18 лет, типография достигла совершеннолетия, и мы понимаем, что все еще находимся в начале нашего пути. Мы полны идей, энергии и готовы к решению новых интересных задач.
8 ноября
Неделя бизнеса-2023: тренды, VIP-нетворкинг и 4 дня крутых выступлений
6 ноября
Конкурс стартапов SU&IT-2024: Новая волна инноваций в Беларуси
6 ноября
«Безопасное будущее»: в Минске состоится третья конференция A1 Tech Day
6 ноября
Депозиты Белагропромбанка – новый уровень вашего бизнеса
4 ноября
Это AMACON: в Минске проведут профильную конференцию для маркетологов
4 ноября
Завершился первый ночной хакатон в Беларуси “Startup Boom Hackathon&Accelerator”! Как это было?
1 ноября
Бесплатный аудит кадровых и бухгалтерских процессов – спецпредложение от ООО «СМАР ЛИГАЛ»
1 ноября
Запускаем акцию — «Заяви о себе с Про бизнес»!