21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
9 | 3 | 2 | 4 |
В последнее время мы часто пишем про бизнесы, связанные с творчеством и увлечениями, переросшими в дело жизни. Большинство из них — женские. И очень многие создаются молодыми мамами — ради детей и для них. Эта история тоже об этом. Как рождаются оригинальные куклы и платья ручной работы, и как потом они попадают на международные выставки — нам рассказала их автор, Ирина Сазанович.
— Свою первую куклу я создала 7 лет назад. Как и многие творческие мамы, пришла к этому, находясь в декретном отпуске. До этого более 10 лет работала в судебно-медицинской экспертизе медрегистратором. Простыми словами — секретарем. Я устроилась туда практически через год после окончания школы. Это была очень интересная работа. Сначала трудоустройство было временным, а потом, из-за хороших показателей в работе, меня перевели на постоянную работу. Потом я заочно поступила и окончила БГПУ им. М.Танка. По образованию я психолог.
Еще в детстве я получила опыт продаж: часто ходила с бабушкой на базар и помогала ей с продажей картофеля, ягод и цветов, выращенных ею. А было время — продавала арбузы на рынке. Еще работала в сетевой компании, где получила хорошую практику в плане рекламы и продаж.
Однажды, листая вкладки в интернете, наткнулась на интересный кукольный образ. Я сразу же поняла, что хочу сделать своим дочкам куклу такого плана и что она станет для них оберегом.
Вопрос в выборе материала не стоял. Решила, что детские куклы должны быть именно текстильными, так как это натуральный материал, с ним работали веками. Вначале это было просто увлечение, азарт, хотелось придумывать новые образы. Но с четвертой куклы это переросло в доход: первыми стали покупать подруги, позже начала выходить на выставки и мероприятия.
Это увлечение активно поддержала моя семья, за что я им очень благодарна: ведь мне постоянно приходится отвлекаться от семейных хлопот. Но муж всегда помогает и является для меня главным критиком.
Среди моих работ не только куклы, но и мишки Тедди и их друзья — птицы, зайцы и т.д. Они создаются по старинной технологии, с подвижными ручками, ножками, головой. Все части тела соединяются между собой шплинтовым креплением. Набиваются работы опилками и очень приятно пахнут древесиной. Работаю я в смешанной технике. Помимо текстиля, использую еще полимерную глину, вискозу, шерсть. На мой взгляд, эти материалы хорошо дополняют друг друга.
Сложно охарактеризовать моих покупателей в целом, это совершенно разная публика. Есть люди с большим достатком, есть со средним.
Почему покупают моих кукол?
Всегда приятно наблюдать за эмоциями клиентов, которые получают свою куклу со схожими с ними чертами.
Ведь это так интересно, когда цвет волос, цвет глаз, любимый цвет одежды совпадают с пожеланиями заказчика в кукольном образе.
Все эти детали учитываются при создании такой куклы. Нет, я не делаю копии. Кукла не имеет фотографическое сходство, считаю, что это не совсем правильно. Кукла — это кукла. Она имеет лишь легкую схожесть со своей хозяйкой. Но именно весь образ в целом походит на будущую владелицу.
Мои работы живут и в коллекциях известных людей Беларуси — телеведущие, певицы, спортсмены, успешные бизнес-вумен. Очень горжусь этим.
В продвижении у меня прекрасно работает сарафанное радио. Думаю, что у многих так: кому-то понравилось — рассказали друзьям. Большое место занимают соцсети — вначале моего творческого пути это были Одноклассники. Сейчас же основные заказы приходят через Инстаграм (там у меня более 6000 подписчиков) и Фейсбук.
Кукол я почти всегда фотографирую сама. Люблю снимать процесс «рождения» куклы, момент появления улыбки на ее личике. Мне кажется, что фото таких процессов интересны зрителю, и я делюсь этим со своими подписчиками в ленте.
Я очень нетерпеливая: как только кукла полностью готова, мне сразу же хочется ее сфотографировать и показать всему миру.
Есть сайт, где покупатели могут посмотреть мои работы. Если кто-то хочет купить куклу — пишет запрос мне на e-mail. Покупают и из Минска, и из других городов и стран. Мои куклы уже поселились в семьях из стран ближнего зарубежья, Европы (Италия, Германия), в Эмиратах, Китае, Литве и Латвии и т.д.
Раньше большее количество продаж шло за пределы Беларуси. Сейчас в нашей стране остается около 80% работ — их просто раскупают быстрее здесь.
В маркетах в Минске я участвую редко, хоть и люблю их. Чаще принимаю участие в международных кукольных выставках. Я единственная из нашей страны, кто 3 раза представлял Беларусь на международном кукольном салоне Doll Rendez-Vous in Paris в Париже. Как я на него попала? Хозяйка мероприятия увидела мои работы на Facebook, написала мне письмо на e-mail и пригласила к участию. Приятно, когда тебя выбирают из множества достойных мастеров.
Также моими любимые кукольные мероприятия — «Искусство кукол» и «Салон кукол» в Москве, «Время кукол» в Санкт-Петербурге, «Модна лялька» в Киеве. На днях меня пригласили выставить свои работы в кукольной галерее в Барселоне. Но из-за того, что мало времени на подготовку, была вынуждена отказаться. Надеюсь, мне ничего не помешает принять приглашение галереи в следующем году.
К мероприятиям международного масштаба нужно, конечно, готовиться заранее. Например, в Париж заявка подается за год.
Создается коллекция кукол — и к конкретной дате мы летим и выступаем. То же самое и с мероприятиями в сфере моды.
Летом буду просто творить для души и подготавливаться к выставочному сезону осень-зима. В декабре по плану у меня снова Париж Doll Rendez-Vous in Paris и «Искусство куклы». До декабря буду участвовать в маркетах, которые ежемесячно проходят в нашем городе.
Если много работать, посещать кукольные выставки международного масштаба, постоянно придумывать что-то новое, то куклы могут стать прибыльным бизнесом. К слову, после декретного отпуска я так и не вышла на основную работу.
В кукольное дело я всегда вкладывала свои средства, ни у кого не занимала. Сначала в ход шли те материалы, что были в наличии и в продаже в Беларуси. Это упрощало работу и удешевляло их стоимость. К сожалению, в нашей стране для кукольного дела очень мало материалов, которыми можно воспользоваться. А мне хотелось развиваться и не стоять на месте. Сейчас у меня есть возможность покупать ткани, кружева, полимерную глину и т.д. за пределами нашей страны — на кукольных выставках, тематических салонах — там есть все.
Размер моих кукол 28−30 см. Стоят они от $ 250. Цена зависит от образа, использованных материалов и их стоимости. Определенного количества продаж нет: в один месяц могу продать 5 кукол, в следующем — ни одной.
Это случай, везение, работа над собой и своим именем.
С творческой работой важно не «выгореть». Творчество — оно такое: чтобы творить, нужно вдохновение.
Первая одежда у кукол была несъемной. Спустя некоторое время мне захотелось сделать ее более функциональной, и сейчас это уже совершенно другие наряды. Каждая хозяйка своей куколки теперь может смело переодевать ее.
А 2 года назад я решила, что наверняка справлюсь с детскими моделями платьев.
И стала делать выкройки не только для кукол, но и для детей. Первые платья были, конечно же, сшиты для моих дочерей. Но потом я решила представить их на суд публики. На сегодняшний день в «свет» вышло уже 5 коллекций моих платьев.
Они участвовали в нескольких сезонах BelarusFashionWeek в Минске, в показах Mercedes-BenzFashionWeek в Москве и на Мальте в Российском центре науки и культуры. На конкурсе в Литве моя коллекция платьев «Суфле» получила гран-при фестиваля. А в Санкт-Петербурге в конкурсе «Золотой наперсток» мы получили диплом 1-й степени. Также коллекция «Суфле» получила диплом 1 степени в конкурсе «Скрыжаванне».
Основным направлением при создании платьев я выбрала этно, усадебный стиль, так сказать, «ближе к простому народу». В нарядах использую ручную вышивку, разрабатываю и ищу в интернете историю народных костюмов. Конечно, это не полностью «народные» наряды — хочется, чтобы платья были «носибельными» и в наше время. Поэтому стараюсь совместить современность и веяние прошлого. Вышивку на платьях делаю в той технике, которой меня много лет назад обучила моя бабушка. Считаю, что мои платья отличаются от остальных их простотой и наличием «изюминки».
Я очень люблю белорусский лен, шерсть — их я использую для создания своих нарядов и считаю, что не стоит за них переплачивать за границей. С этими тканями гармонично смотрится моя вышивка и декоративные элементы.
Помимо платьев в этно-стиле, я создаю лимитированные коллекции платьев из материалов, которые на порядок дороже, к примеру, белорусского льна. Их стоимость, конечно, выше. В среднем детское платье стоит от $ 150.
Платья сначала выставляла в том же профиле Инстаграм, что и кукол. Но заметила, что активность подписчиков, которые были подписаны на кукол, стала уменьшаться — у каждого направления своя аудитория. Теперь у платьев отдельный профиль. Веду и продвигаю оба аккаунта сама — помогает то, что изучала в университете психологию предпринимательской деятельности.
Свои куклы и платья я создаю дома. Мастерской у меня пока нет, только мой рабочий уголок. Все материалы под рукой — это удобно. Могу работать по своему графику и уделять большое количество времени любимой семье.
Учитывая, что куклы и платья — это мой бизнес, мой рабочий день начинается утром, как у многих. Дети уходят в школу, а я, разобравшись с домашними хлопотами, иду «к станку». Творческий процесс очень захватывающий: порой мне приходится заставлять себя вставать и уходить из рабочей комнаты. Но когда твоя работа доставляет неимоверное удовольствие — работаешь взапой, сложно контролировать время.
Порой от рабочего стола уходишь за полночь. Но сейчас я научилась следить за временем и заканчивать вовремя. Такой режим дня не выбивает из рабочего ритма. Я заметила, что стала меньше уставать и на следующий день берусь за свою работу с новым настроением и вдохновением.
Для себя поняла, что в первую очередь я — мастер-кукольник и только потом дизайнер одежды. Возможно, поэтому я пока не готова делегировать никому свою работу.
Кукол создаю самостоятельно, у меня нет тиражирования. Каждая из них уникальна и неповторима, с частичкой души.
Платья — это дополнение к моему основному кукольному бизнесу, они в единичных экземплярах. Если я готовлю коллекцию к конкретной дате и вижу, что не справляюсь, подруга помогает отшить то или иное платье, а я уже занимаюсь отделкой. Делает она это в свободное от основной работы время, за что я ей безмерно благодарна. Ее труд, конечно, оплачивается на договорных условиях.
Тем не менее, я уже несколько лет воплощаю те или иные проекты в жизнь с помощью команды. Ее состав может меняться в зависимости от идеи. Но почти всегда это визажист, фотограф, иногда декоратор (оформляет локацию для съемочного процесса). Я часто приглашаю не только профессиональных детей-моделей, но и своих подруг выступить моделями в съемочном процессе. Несколько лет сотрудничаю с детским театром мод, мои коллекции часто берут в показы — на Неделю мод, различные конкурсы.
Фотографы очень любят работать с нарядами того стиля, в котором я создаю свои. Они периодически обращаются за одеждой для фотосессий и тематических съемок. Для меня это и дополнительное упоминание в их ленте, и платья не залеживаются, а живут интересной жизнью.
Моя команда — мои друзья, на которых я могу положиться. Иногда в работе люди показывают свое «второе я», снимают маски. Конечно, все мы не идеальны. Но я стараюсь выбирать тех людей, с которыми мне комфортно, которые поддерживают и дополняют мои идеи своими, вместе мы создаем наш общий проект. Если вижу, что человек пользуется мной, ленится, «тянет меня вниз», я прекращаю сотрудничество. Все мы вправе ошибаться, а такие ситуации я воспринимаю как опыт.
Каждый автор уникален, и работу каждого мастера я ценю и уважаю. Но не люблю плагиат. Такие люди не создают свое, а только копируют — и, по моему мнению, всегда остаются далеко позади.
Главное в любом деле — разработать для себя тот стиль и почерк, по которому твои работы станут отличать от работ других мастеров. Текстильных кукол не так много. И я нормально отношусь к тому, что мои куклы могут нравиться не всем. Свои работы никогда не навязываю. Я твердо убеждена в том, что человек сам способен сделать свой выбор, почувствовав внутренний импульс, встретившись взглядом с моими куклами, либо не имея желания снимать примеренное платье. Это ли не счастье?
Развивать поточно направление кукол я не готова: за 7 лет все были разные, не было ни одного повтора. Это важно: когда клиент четко знает, что в его коллекции такая кукла только одна и подобной нет ни у кого.
Возможно, в дальнейшем я буду уделять больше внимания продвижению на международных порталах хенд-мейд товаров — например, Etsy.
Направления платьев тоже планирую развивать, готова рассматривать предложения о сотрудничестве.
21 ноября
«Создать успешное агентство — как выиграть в казино», сооснователь WakeApp Эдуард Лебедев
19 ноября
Особое признание: Betera с двумя наградами престижной премии ADMA
19 ноября
Республиканский DemoDay – победители «Стартап-марафона» определятся в ближайшее время
19 ноября
3Х-кратный рост мясоперерабатывающего предприятия благодаря внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2» компанией Академ и К
19 ноября
Бесплатные БелВЭБ-Кассы от Банка БелВЭБ!
18 ноября
Специальная партия SERES | AITO M5 уже в Минске: ваш рациональный выбор здесь и сейчас!
18 ноября
Международный форум ЭДО в Москве 2024: Взгляд на будущее электронного документооборота
18 ноября
Вторая жизнь рекламных баннеров: компания МТС презентовала уникальный мерч