29 марта
«Белье и украшения, белье как украшение». Посмотрите, какая экспозиция открылась в фирменном магазине «Милавица»
Как построить успешную карьеру до 30 лет? Мы решили спросить об этом у специалистов, которым в молодом возрасте это удалось. Первый герой: Евгений Адамович эксперт в области связей с общественностью, диджитал-коммуникаций, брендинга и SMM. Начинал Женя карьеру в Министерстве культуры и туризма княжества Монако, где отвечал за продвижение как туристического, так и инвестиционного направления княжества. Затем реализовал проекты для крупных международных брендов (Danone, Skoda, Volkswagen, Альфа-Банк), открыл свой бизнес. Читайте историю, которая раскрывает подробности работы в сфере интернет-маркетинга, неизвестные не посвященным000.
— Более 2 лет я проработал в представительстве Управления по Туризму и Конгрессам Монако в СНГ, начинал в качестве специалиста по PR и диджитал-коммуникациям. Этот опыт был как открытая дверь, которую всю жизнь держали запертой. Еще с университетских лет хотел заниматься PR и когда прошел ряд собеседований и попал на работу в Управление, мои самые смелые фантазии стали сбываться. Московское представительство — это такая PR-база княжества в странах постсоветского пространства. Мы занимались пиаром всех важных мероприятий, которые проходили в Монако: Формула 1, Яхт-шоу, Международный цирковой фестиваль, ралли «Монте-Карло». Работали с туроператорами, консьерж-службами, VIP-клиентами, СМИ. Возили в пресс-туры десятки журналистов, водили экскурсии по Княжеству для туроператоров, организовывали десятки мероприятий в Москве, Питере, Баку, Минске. Да по всему СНГ.
У нас не было как такового креативного отдела, все необычные PR-кампании придумывали и реализовывали сами. Спустя чуть меньше года работы меня повысили до должности руководителя пресс-департамента. Основной моей задачей было сделать так, чтобы о всех значимых событиях, которые пройдут в Монако, написали все важные СМИ. Вот несколько особенностей работы:
1. В российском PR-е, как и везде, очень важны знакомства и личный контакт с журналистом. Но не только потому, что если ты лично не знаешь человека, то он не ответит на твое письмо. Но и потому, что, к примеру, если ты хочешь пригласить журналистов на гонку Формулы 1, это должны быть главные редакторы, такие правила были у нас. И вот звонишь ты ассистенту главного редактора SNC (а тогда ей была Ксения Собчак) и понимаешь: Ксения и сама, вероятно, собиралась на гонку. Однако если ты ей подсобишь с этим и сделаешь пару-тройку интервью или хорошую съемку в каком-нибудь VIP-паддоке гонки, то выйдет хороший материал в светской хронике.
2. У нас были очень четкие инструкции внутри компании. Такой системы я после Монако нигде и не встречал: прописано было все, начиная от шрифта писем и допустимых форм обращения, до цвета носков на мероприятии. Поскольку Управление является государственной организацией и относится к Министерству туризма и культуры, выполнение стандартов было крайне важным. В первый рабочий день мне выдали этот свод, выглядел он примерно, как том «Война и мир». Помимо очевидных правил этики были и неочевидные и необычные правила. Например, нельзя было не пить алкоголь на мероприятиях с журналистами. Т.е. не употреблять алкоголь фактически было можно, но нужно было держать в руках бокал с таким же напитком, с которым стоит твой собеседник. В командировках нельзя было останавливаться в отелях ниже 4 звезд, это объяснялось имиджевостью работы. Если ты живешь в хорошем отеле, то и настроение у тебя лучше и нос, как говорится, по ветру. Еще были бюджеты на обеды и ужины с журналистами. Разглашать сумму не буду, но в общем-то за бюджет одного обеда в Беларуси неделю живет среднестатистическая семья. Были и забавные правила, например, нельзя было появляться на мероприятиях в светлых костюмах и открытых туфлях и пометка: кроме мероприятий, которые проходят на яхтах. В общем для меня это все казалось каким-то космосом, но я быстро привык и понял, что эти правила и правда нужны.
3. Каждый год, перед началом туристического сезона мы проводили ряд мероприятий в городах, которые считали наиболее перспективным рынком в грядущем сезоне. Это такая гонка, у тебя есть 2 недели и 6 городов, это так и называлось: «Road show». Ты смотришь экономические показатели региона, изучаешь рынки и выбираешь города, затем организовываешь там мероприятия для туристической индустрии, VIP клиентов и СМИ, а потом летишь, на один город 1−2 дня, далее второй, третий и так далее. Через две недели возвращаешься в Москву и начинаешь разгребать тысячи визиток, которые привез ото всюду, со всеми что-то обсуждали, о чем-то договорились, в общем работы еще месяца на три.
Я считаю, что этот опыт заложил во мне очень сильный и правильный фундамент для дальнейшей работы в сфере коммуникаци.
После Монако я начал заниматься диджитал-коммуникациями. Время менялось, все больше брендов заводили себе странички в Facebook и нужно было понимать, как это все работает, зачем, почему и как.
Диджитал-агенства уже тогда предлагали достаточно неплохие услуги, но эта сфера по сей день меняется быстрее, чем можно в ней разобраться. Что говорить о первой половине 2010-х, тогда каждый день что-то новое появлялось и нужно было быть в тренде.
На гребне диджитализации PR я стал практиковать самостоятельные проекты: у меня была хорошая база дружественных СМИ и экспертиза в диджитал-коммуникациях. Она позволяла значительно увеличить эффект от любой PR-кампании без увеличения ее бюджета. Меня стали приглашать работать с крупными международными брендами: Danone, Skoda, Volkswagen, Альфа-Банк, модные шоу в Милане.
Наиболее яркий опыт слияния PR и диджитал-коммуникации я получил на проекте Минский Polo-марафон для бренда Volkswagen и на Московском Гастрономическом фестивале. Несмотря на то, что это две совершенно разные сферы и аудитории, проекты чем-то похожи: для того, чтобы побудить человека сделать что-нибудь непривычное, нужно сперва рассказать ему об этом и заставить интересоваться:
Вывод: нет большой разницы ы в проектах для автомобильного бренда и для ресторана, или для бренда одежды. Нужно только в самом начале правильно определить стратегию, а как начнешь, то уже и не остановиться. Работают одни и те же инструменты ибо цели мероприятий совпадают:
И в первом и во втором случае культуры и популярности бега и гастрономии изначально нет, значит нужно сперва рассказать людям, что же это такое, а затем дать попробовать. Разница лишь в том, что в случае с Polo-марафоном есть одно главное мероприятие, а в Московском Гастрономическом Фестивале его нет и он идет целый месяц и нужно поддерживать интерес весь месяц.
В обоих случаях сперва были «поданы» онлайн-статьи, где рассказывалось о том, как же здорово бегать и пробовать интересные блюда, затем мы знакомили людей с доселе неизвестными, но важными людьми, а именно: белорусскими чемпионами, московскими шеф-поварами, которые выигрывают международные конкурсы. Т.е. в обоих случаях создавался интерес к объекту, затем появлялись потенциальные кумиры, а затем мы давали возможность стать похожим на кумира и вживую познакомиться с его творениями.
Несколько лет назад я стал соучредителем одного из самых ярких и успешных PR-агенств — Sette Studio, которое работает с самыми крупными клиентами в Беларуси: «Боржоми», Velcom, Альфа-Банк, Майкрософт, Danone, Skoda, Volkswagen.
Многие мои друзья, да и коллеги по сфере часто говорят о том, что хотят открыть собственный бизнес. Ведь всю жизнь работать на кого-то — утомительное и неблагодарное занятие. В чем-то я согласен с этим мнением, ведь когда у тебя есть собственный бизнес, ты становишься как бы на ступеньку ближе к какому-то глобальному счасть. Можешь реализовывать самые рисковые стратегии, пробовать новые инструменты, техники, и никто не скажет тебе «Нет». Ты можешь поспать подольше, взять дополнительные выходные, в общем может показаться, что собственный бизнес — это и есть счастье.
Однако, могу сказать, что когда я пришел в Sette, я был очень удивлен, что мое представление о собственном бизнесе сильно отличается от действительности. Оно вообще не имело ничего общего с действительностью! Да, ты действительно можешь реализовывать самые смелые стратегии, креативить, пробовать новое, но! Теперь ты работаешь на другого «дядю» и это твой клиент. Теперь ты защищаешь перед ним не свои стратегии и амбиции, а имидж своей компании, свою экспертизу бизнесмена, своих сотрудников и так далее и так далее. Скажем так: самым большим открытием для меня был тот факт, что если ты PR-специалист и ты открываешь агентство, то на какое-то время тебе точно нужно забыть о том, что такое PR, каким крутым ты бы ни был.
1. Тебе нужно найти сотрудников, придумать для них систему мотивации, отсмотреть сотни резюме, постоянно следить за тем, чтобы все занимались своей работой и не забывать о том, что единственный человек, для которого результат действительно важен — это ты. Т.е. ты совершенно вылетаешь из зоны комфорта в которой был успешным и известным специалистом-фрилансером.
Фрилансером, который точно знал как продать стратегию, что сделать, чтобы добиться результата для клиента. Ты в общем-то суперспециалист, но вдруг ты осознаешь, что тебе некогда заниматься тем, что ты умеешь. Потому, что ты должен нанять бухгалтера, обсудить с уборщицей список ее обязанностей, заказать ноутбуки новым сотрудникам, подписать журнал о технике безопасности, провести инструктаж по ней с сотрудниками.
В общем, ты начинаешь заниматься вообще другим и задумываешься о том, какого черта ты вообще в это влез! Сидел бы себе дальше на фрилансах, получал заказы и деньги и был бы счастливым человеком.
2. Помимо того, что ты не занимаешься тем, что умеешь, ты еще и находишься в постоянном стрессе. Если проект провалится, то наемные сотрудники в самом худшем случае потеряют премию, ну или работу, а бизнесмен рискует потерять свой бизнес. Особенно это актуально на первых этапах создания компании, когда у тебя не 20 клиентов, а 1 или 2, когда каждый из них является для тебя «несущим» твой бизнес.
3. Еще один вывод, который я сделал — если хочешь, чтобы твой бизнес был успешным, умей делегировать и доверяй людям, которых ты нанял. Поначалу кажется, что ты и сам-то в общем-то успеваешь вести 10 проектов, общаться с клиентом, писать ТЗ дизайнеру, копирайтеру, настраивать рекламные кампании, делать аналитику и прочие миллион задач. Но для того чтобы бизнес был успешным, он должен постоянно расти, каждый день. А для этого нужны люди, талантливые и влюбленные в свою работу и задача бизнесмена найти таких людей и влюбить их в свое дело. Сейчас у меня есть несколько бизнесов в совершенно разных сферах, это диджитал-агентство, франшиза проекта «МозгоБойня». Также я запускаю небольшой онлайн проект. Сферы совершенно разные, работы очень много, но если делегировать задачи и доверять тому, кого ты нанял, то в общем-то можно управлять миром :)
Я не считаю себя каким-то сверх успешным специалистом, поэтому сложно ответить на вопрос, в чем же секрет. Я считаю, что имею определенный вес на рынке, могу работать с топ-клиентами, экспертизы хватает. Важно, конечно же, не только обладать высоким уровнем экспертизы, но и постоянно совершенствоваться, причем не только в рамках своей сферы работы. Очень важным является то, с чего начинается любой проект — то есть коммуникация с клиентом. Если вы хотите продать кому-либо продукт своего клиента, сперва вам нужно продать себя этому клиенту. Это и неплохо: это правда и так должно быть. Поэтому нельзя быть успешным, если ты просто хороший исполнительно или технарь, успешными становятся люди, которые умеют говорить и умеют продавать, в том числе себя, свою экспертизу. Мне нравится то, чем я занимаюсь, нравится видеть результат, нравится пробовать и рисковать. Когда я понимаю, что мы одними из первых опробовали новую технологию и получили отличный результат, тогда я понимаю, что впереди у всех у нас огромное будущее. Я хочу продолжить расти, изучать новое и создавать супер-интересные и результативные проекты. Хочу делать мир лучше, если хотите.
Евгений Адамович
Эксперт в области digital-маркетинга и связей с общественностью. Партнер проекта «МозгоБойня»
Работал в Министерстве культуры и туризма Монако, где занимался популяризацией Княжества, как туристического и инвестиционного направления на рынки СНГ.
Сотрудничает с мировыми брендами: Danone, Альфа-Банк, Skoda, Билайн и др., популярными ресторанными сетями в Москве, международными ИТ-стартапами. За плечами у Евгения проекты, которые собирают тысячи людей: Московский Гастрономический Фестиваль, Минский Polo-марафон, модные шоу в Милане, гонка Формулы-1 в Монако.
Является членом Российской ассоциации по связям с общественностью РАСО
29 марта
«Белье и украшения, белье как украшение». Посмотрите, какая экспозиция открылась в фирменном магазине «Милавица»
28 марта
Лучшее качество связи А1: результаты подтверждены независимым регулятором
27 марта
Betera взяла четыре медали на конкурсе "Бренд года"!
27 марта
Премьера фильма, концерт в темноте и наблюдение за звездами! МТС и Минский Планетарий приглашают всех желающих на открытие «космического» сезона
26 марта
«Разморозьте» ваши средства, вложенные в недвижимость или автомобиль. Есть альтернатива банковским кредитам — рассказываем, как быстро получить необходимую сумму
25 марта
10 апреля «Про бизнес» приглашает на конференцию «БЕРИ И ДЕЛАЙ!: BIG START»
22 марта
Ставка на природу: зачем букмекер Betera превращает “мусор” в стильный экомерч?
21 марта
Центр кибербезопасности компании A1 получил аттестацию ОАЦ