Маркетинг
«Про бизнес» 21 июня 2019

Как сделать хороший логотип и кому он на самом деле не нужен

Фото с сайта zarajsky.org

Практически каждый предприниматель уверен, что его компании нужен логотип. Но очень часто не понимает, зачем. Как определить, нужно ли вам лого, как сделать его «работающим» и каких ошибок стоит избегать, рассказывает Лера Тумаш, графический дизайнер, каллиграф, сo-founder Be visual! Studio.

- Для начала давайте разберемся, что вообще такое логотип и какое отношение он имеет к фирменному стилю.


Лера Тумаш

Co-founder Be visual! Studio

Что такое логотип

Логотип - это элемент фирменного стиля. Фирстиль содержит ряд стилеобразующих элементов, к которым, кроме логотипа, еще относятся цвет, шрифт, фирменная графика, фотостиль (определенное размещение объектов на фото и их обработка), пиктограммы (иконки). Все это выстраивается в одну систему, и в ней элементы не мешают и не спорят, а дополняют друг друга. То есть бренд коммуницирует с нами на разных уровнях: с помощью изображений, фото, графики, типографики.

Пример фирменного стиля. Изображение предоставлено автором

Чаще логотип содержит шрифтовую часть (название компании или сайт) и «знак» - графический элемент логотипа (галочка в логотипе Nike или * в логотипе Bazilik). Чем хорош такой логотип? Знак может использоваться отдельно и быть единицей фирменного стиля. Он небольшой, простой, лаконичный - это позволяет размещать его на любом носителе.

Изображение предоставлено автором

Раньше, когда индустрия брендинга была менее развита, логотип мог быть единственным элементом фирменного стиля и размещался на всех возможных носителях.

Сейчас мы еще можем встречать такие решения. Они выглядят просто и лаконично и больше подходят для личных брендов (например: фотографов, стилистов, ведущих).

Пример фирстиля с одним логотипом. Изображение предоставлено автором

Но мне больше нравится, когда дизайнеры ищут комплексное решение, чтобы рассказать визуальную историю, нежели заполнить все носители одним и тем же элементом. Используя и дублируя элементы логотипа, можно, к примеру, создать фирменный паттерн. Не нужно копировать все элементы, самое главное - передать чувства серийности, общего характера. Что мы получаем в итоге? Каждый носитель фирменного стиля становится уникальным, интересным, его хочется изучать, его интересно рассматривать. Как на примере ниже:

Изображение предоставлено автором
Изображение предоставлено автором

Логотип нужен каждой компании?

Сейчас все чаще - и не только среди специалистов в области рекламы и маркетинга - можно слышать слова «бренд, брендинг». Бренд - это комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте или услуге. Это то, что остается в голове человека. Разработка логотипа без создания общей истории, разработки бренда - это всего лишь создание торговой марки.

Весь ваш визуальный образ должен транслировать характер продукта или услуги, говорить за вас, привлекать и вызывать эмоции.

Иллюстрация Андрея Кожанова

Если ваша цель - создание продукта, то визуал необходим уже при запуске, так как на начальном этапе от этого будут зависеть продажи и формироваться узнаваемость.

Если вы оказываете услуги, то с разработкой визуала можно повременить, особенно если вы предлагаете что-то уникальное для вашего рынка, так как на начальном этапе выбор услуги чаще всего происходит на основе рекомендаций. Соберите данные о потребителях ваших услуг, проведите исследования рынка, выстройте стратегию.

После того как будет составлена описательная часть бренда, можно переходить к визуальной составляющей.

Если вы - владелец малого и среднего бизнеса или развиваете личный бренд, то лучше обращаться к фрилансерам. За логотип для кофейни, салона, студии будьте готовы отдать $ 200−300. Если необходим комплексный подход, и вы решили разработать фирменный стиль для целой компании - лучше рассмотреть брендинговые агентства. Стоимость пакета услуг может составить $ 1500−2000.

Что стоит обсудить с дизайнером? Обязательно подумайте, какие носители вам необходимо забрендировать! Например, для кофейни это могут быть: вывеска (неоновая или деревянная?), стаканчики, меню, фартуки или другой элемент формы (это будет вышивка или печать?), визитки для собственника заведения, блокноты для официантов и так далее. И, конечно, обсудите бюджет, который вы можете заложить на реализацию. Это важно сделать в самом начале, потому что дизайнер может предложить вам оригинальные варианты, необычное исполнение, а вам нужно простое и рабочее решение.

Хороший логотип - это какой?

Для эффективной работы дизайнера (агентства) и заказчика нужно четко определить, что вы (ваш продукт, услуга) предлагаете, в отличие от конкурентов, с учетом потребностей ЦА и возможностей рынка. Хорошие логотип и бренд создаются при условиях грамотной работы на каждом этапе, начиная от анализа рынка и ЦА и заканчивая мониторингом и оценкой эффективности действий. Ну и, конечно, при наличии качественного и востребованного продукта или услуги.

Что происходит, если описательная часть не составлена и нет понимания уникальности бренда? Покажу на примере кейса.

Deti-MBA Belarus - проект, который предлагает бизнес-образование для подростков 5−11 классов. Проект развивался и менял логотипы, но не видел в них «свой».

Изображение предоставлено автором

В процессе работы было сформулировано основное сообщение бренда, которое помогло найти и превратить метафору в визуальную историю. Бренд говорит: «Позвольте своему ребенку отправиться в увлекательное путешествие по миру бизнеса вместе с нами!» Вербальную метафору яркого пути мы превратили в графическую - значок геолокации и линии дороги.

Изображение предоставлено автором

Или, например, для фирменного стиля кафе-мороженого брендинговое агентство нашло отличный понятный знак - снежинку. Его можно сложить в паттерн, нанести на стаканчик, использовать как аватар в соцсетях.

Изображение предоставлено автором

А вот с этими логотипами можно поработать

Хороший и плохой логотип - слишком субъективная оценка. Поэтому я хочу отметить некоторые моменты в лого, которые можно улучшить.

Например, по правилам логотип не рекомендуется трансформировать, а шрифты - сжимать и растягивать. В примере ниже в слове «Беларусь» это явно заметно.

Изображение предоставлено автором

Как и в логотипе Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ)

Изображение предоставлено автором

Также советую уходить от использования градиентов, если логотип наносится на фирменные бланки. При черно-белой печати градиент не будет считываться, и вы получите одноцветую заливку.

О вертикальном расположении текста много говорить не буду, а приведу цитату одного известного дизайнера: «Как относиться к вертикальным заголовкам? Вертикальный текст читать сложнее, чем горизонтальный. Если вы это понимаете, делайте, что хотите».

Но правила все равно есть: все надписи (фразы, слова или отдельные знаки) должны быть расположены так, чтобы легко читались: горизонтальные - слева-направо; вертикальные - снизу-вверх; наклонные - слева-вверх-направо либо слева-вниз-направо и при этом все буквы в строке должны строго держать линию.

Изображение предоставлено автором

Всегда помните о носителях вашего логотипа. Обратите внимание на забавный шрифт ниже. А теперь представьте, что машина такси с таким логотипом проезжает мимо вас. Успеете ли вы прочитать название? А при плохом освещении? А когда на улице дождь?

Изображение предоставлено автором

При разработке логотипа нужно избегать повторений. Должен работать принцип: один логотип - одна идея. На примере ниже получилось масло масляное: остров написали и изобразили, даже дважды. Хотя это, конечно, не мешает магазину быть успешным на рынке.

Изображение предоставлено автором

Читайте также