Личный опыт
Диана Каленик, «Про бизнес» 15 декабря 2021

«За первые заказы со мной расплатились платьем и туфлями». Смотрите, как девушка зарабатывает на дизайне магазинов

Фото предоставлено героиней материала
Александра Назаркина. Фото предоставлено героиней материала

«Приходишь на стройку, и тебе говорят: „Я мужчина, я разбираюсь в этом лучше!“ Часто не видят моей экспертизы, начинают кокетничать и заигрывать. Но, простите, причем тут пол к профессиональному опыту?..» — делится опытом работы над проектами Александра Назаркина, CEO и арт-директор компании NZR (или «Новые Законы Ритейла»). Девушке удалось найти нишу для своего бизнеса, совместив услуги по созданию дизайна помещений с мерчандайзингом. О том, как появилась такая идея, как развивается бизнес и с какими сложностями приходится сталкиваться, Александра рассказала в материале.

— По первому образованию я инженер-технолог. Но уже на последнем курсе начала работать в сфере FMCG как помощник супервайзера — это было мое первое знакомство с мерчандайзингом. Позже получила степень Master of Art в Литве. А спустя еще несколько лет пополнила свое образование как экономист-менеджер.

Пару лет работала в Киеве дизайнером интерьеров. Там все по-другому: нет рамок, ты можешь свободно творить. Потом вернулась в Минск в дизайн-студию. Пробовала себя в разных сферах: запуск новых коллекций в мебельном производстве, sales-менеджер в «айтишке», в должности руководителя запустила «кухни под ключ»… Как-то увидела вакансию заместителя директора по развитию в косметической компании, которая искала специалиста по открытию новых магазинов. Рассматривали кандидатов-мужчин, но в итоге я обошла всех претендентов и получила эту должность. В этой компании я проработала достаточно долго, увеличив количество магазинов в два раза (когда уходила, их было два десятка). Успела запустить еще интернет-магазин, а потом мне стало скучно:)

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

«Дизайнеры, которые не знают мерчандайзинга, не умеют делать дизайн магазинов»: обучение и свой бизнес

Меня пригласили поучаствовать в конкурсе одной бизнес-школы. Нужно было записать видео и рассказать, почему я хочу выиграть это обучение. Мое видео было достаточно провокационным — ирония на тему маркетинга и PR с эпатажным сниманием розовой кофточки под музыку группы «Ляпис Трубецкой». Победа — я получила у них полугодовое обучение стоимостью € 3500. Финалом обучения должен был стать проект, который будет реализован в жизнь.

И все эти 6 месяцев я думала: чем же я хочу заниматься?

У меня уже был интересный опыт: для своей компании привлекла стороннего дизайнера для проекта магазина. Я увидела итог и осознала: то, что он сделал - полная ерунда! Дизайнер ничего не понимал в мерчандайзинге, для него были пустым звуком слова «фокус-зона», «золотые полки», «товарный запас». Получился красивый и совершенно неэргономичный и нефункциональный магазин. И я предложила своим руководителям сделать проект лучше и дешевле при последующем масштабировании.

Поняла: дизайнеры, которые не знают мерчандайзинга, не умеют делать дизайн магазинов! А мерчандайзинг не преподают тем, кто изучает архитектуру.

Из этого и сформировалось мое УТП: я буду проектировать магазины. Компанию назвала NZR. Это расшифровывается как «Новые Законы Ритейла» и одновременно это сокращение моей фамилии для многих клиентов: так им легче запомнить.

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

«Первые проекты выжимали из меня все соки»: как ушла из найма в свой проект

Понимала, что нельзя совмещать свой бизнес и работу на руководящей должности, поэтому уволилась. И с этим проектом я вышла на рынок в 2015 году: оформила ИП, заказала сайт за $ 50 на WordPress.

Первым клиентом был детский книжный магазин, про меня они узнали по рекомендации. Этот проект я сделала за $ 500, работа заняла месяц. Параллельно мне заказали проект магазина по продаже одежды и обуви. Кроме этого, я сделала им нейминг, визуализацию, разработала логотип, легенду бренда — это было мое первое поползновение в создании брендбука. Еще помогла им открыть интернет-магазин и разработала электропроект — все это за те же $ 500.

Было и так, что заказчица плакала и требовала, чтобы я сделала проект магазина за $ 200: мол, как это $ 500?! Вы же раньше делали за $ 200! При том что ценник на платье у нее был не меньше этих пресловутых $ 500… Первые проекты выжимали из меня все соки. Заказывали только чертежи, а потом оказывалось: «Ой, я тут ничего не понимаю… А сделайте еще и визуализацию». Я терпела и делала: «Ну, ради портфолио…»

Были и интересные случаи. Однажды заказчик рассчитался со мной за проект платьем из первой линии Calvin Klein. А был клиент, который подарил мне в качестве гонорара туфли Кристиан Лабутен (хотя не уверена, что настоящие). Моя команда до сих пор весело вспоминает эти истории.

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

«Назаркина, возьми одноклассника на работу!»: как расти и нанимать сотрудников

Когда я открыла ИП, впервые сделала свою печать и похвасталась ею в Facebook, одноклассник попросил взять его на работу. Мне нужен был маркетолог, но я решила дать шанс… историку. И его узкое знание в области истории искусства, визуальной истории нам очень пригодилось и в сфере дизайна, и в маркетинге. Поэтому если хотите стать классным специалистом, развивайтесь в гуманитарной сфере и тренируйте насмотренность.

За последние несколько месяцев я провела собеседования с десятками дизайнеров на открытую новую вакансию, но место до сих пор свободно.

Освоить графическую программу несложно — гораздо сложнее придумать и выдать идею.

Сейчас у нас в команде основной бренд-дизайнер и два младших, архитектор, маркетолог, продажник. Не хочу раздувать штат, чтобы самой участвовать в проектах, а не отдавать их стажерам. Важным сотрудником «основного состава» является Юлия, архитектор с 12-летним стажем. Мне удалось ее «схантить» с интерьеров квартир. Проекты, связанные с жилыми помещениями, долгоиграющие и могут тянуться годами. А в ритейле через 1−2 месяца ты уже видишь результат. Классно иметь в штате человека, который умеет рисовать от руки и сразу воплощать свою идею — скетчи помогают продать, потому что клиент покупает глазами. Есть и постоянные специалисты на аутсорсе: бухгалтер, дизайнер-иллюстратор, веб-дизайнер, программист, копирайтер, преподаватели в V-school. Я — CEO и арт-директор, но сама себя считаю мерчандайзером.

Сотрудники компании работают не только на проекты клиента, но и на наш собственный проект. Мы распределяем свое время так, чтобы помогать маркетологу в продвижении компании. К примеру, дизайнеры сдали проект, но они должны выложить его на сайт, подготовить картинки для соцсетей, написать тезисы и статьи.

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

«Чаще всего о нас узнают по сарафанному радио»: кто и зачем к нам обращается

У нас обычно заказывают магазиностроение и брендинг. Есть еще веб-направление, но мы его никак не пиарим. Сначала это была дополнительная услуга для наших клиентов, а потом к нам стали приходить и другие клиенты по сарафанному радио. Мы не берем много таких проектов, смотрим по загрузке своих программистов.

Когда кто-то решает открыть магазин, то нужны дизайн-проект, разработка мерчандайзинга. Часто у компании нет даже брендбука — мы также делаем его «под ключ», создаем фирменный стиль. Чаще всего о нас узнают по сарафанному радио, приходят и после публикаций в СМИ, и из Instagram.

В основном наши клиенты из Беларуси, есть постоянные клиенты из России, Казахстана — с одними из них делаем дизайн-проект магазинов по продаже полуфабрикатов. До пандемии у нас было больше международных проектов: запуск нового продукта в Израиле и ребрендинг салонов-магазинов светового оборудования в России, разработка витрины мужского магазина премиум-класса в Москве. Все эти проекты были поставлены на паузу во время пандемии.

Средняя стоимость разработки дизайна магазина на нашем рынке — от $ 20 до $ 70 за квадратный метр. Мы не считаем до квадратного метра, а оцениваем объем. Поэтому разделили свою услугу на 3 пакета в диапазоне от 0 до 250 «квадратов». В среднем ритейл-бук, который включает дизайн-проект магазина, брендообразующие элементы, фокус-зоны, брендволл, макеты и навигацию, стоит у нас € 5000.

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

«Моя мечта — витринистика»

Есть еще одно направление, которое я нежно люблю и за которое моя команда меня тихо ненавидит — витринистика. На нее потрачена куча времени и денег: изучала иностранный опыт и то, как его можно внедрить у нас, купила домен vitrinistika.by и организовала Школу витринистики V-school для ритейлеров, регулярно пишу про это в СМИ. С моей подачи в одном из колледжей Беларуси сейчас преподается предмет «Визуальный мерчандайзинг».

Витрина — это вообще не про красоту, она должна продавать! Про это есть целые дисциплины:

  • Тrolleyology (от англ. trolley — «тачка, тележка») — искусство создания магазинов, их функциональной части
  • Трейд-маркетинг: у витрины должны быть коэффициенты продаж товаров, т.е. средний чек, количество посетителей, пенетрация (проникновение товара с витрины в чек)
  • Каталог торговой активности: оформление и мерчандайзинг в целом.
Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

Проблем витринистики в Беларуси несколько:

  • Например, в Европе витринистика развивается давно, у них рынок достаточно сформирован. Крупные сети разрабатывают там свои новогодние витрины за 2 года, чтобы успеть их просчитать, согласовать и подготовить по всему миру в едином стиле. В нашей стране мало кто разрабатывает профессиональный дизайн, в основном занимаются украшательством
  • Бренды не готовы платить не то что за дизайн, даже за материал. А грамотная витрина — это 3 концепции, полная визуализация, чертежи, подсчет, производство, монтаж и оформление. Это сложнее, чем сделать дизайн магазина
  • Сложно выставлять цену за работу, когда дизайн и реализация отдельно. Люди не готовы платить за идею. Идея стоит дороже реализации и в плане ресурсов, и в плане экспертизы задействованных высокооплачиваемых специалистов
  • Оформление витрин в нашей стране в основном «вешают» на продавцов или маркетологов
  • Даже если нанимают специалиста в штат (как в крупных универмагах), то на минимальный оклад. Понятно, что туда идут люди сразу после колледжа без всякого опыта. Кроме оформления нескольких витрин, такой специалист разрабатывает еще баннеры, зону манекенов, дисплей, фокус-зоны… и все это за зарплату в $ 250.

У нас было несколько проектов по витринистике, которыми я горжусь: для мебельного бренда, сети мясных магазинов, спортивного бренда. Один из проектов — разработка витрин для крупной сети женского белья. Совместная работа длилась год, мы оформляли все сезонные витрины. Каждый проект со всеми согласованиями длился в среднем 2−3 месяца. Основным достижением я считаю, что после нас этот бренд привел все свои витрины в 300 магазинах в единый стиль и придерживается его до сих пор.

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

«Исправлять и „давать пенделя“ — это уже не авторский надзор»: о сложностях бизнеса

1. Гендерное неравенство. Приходишь на стройку, и тебе говорят: «Я мужчина, я разбираюсь в этом лучше!» Часто не видят моей экспертизы, начинают кокетничать и заигрывать. Но, простите, причем тут пол к профессиональному опыту?..

2. Нарушение деловой этики. Если ты работаешь с клиентом больше полугода, он воспринимает тебя как штатного сотрудника. А это соответствующее отношение: «Алечка, доработайте вот это…» Сейчас мы работаем с айтишниками, и мне очень нравится, какие они системные: отвечают по пунктам и им не надо объяснять, что такое прописанное в договоре количество правок. А чаще можно встретить: «А давайте попробуем вот это…» или классическое: «Давайте поиграем со шрифтами!»

3. Смешение понятий «авторский» и «бригадирский надзор». Если клиент видит в договоре «авторский надзор», то считает, что ты делаешь все. Но авторский надзор — это соблюдение требований дизайна. Исправлять и «давать пенделя» строителям должен бригадир, а это уже технический надзор. Закупка материалов в авторский надзор также не входит. Да, мы можем что-то привезти и показать. Но закупать, оформлять накладные, договариваться о покупке — это не авторский надзор. Все это нужно обязательно прописывать в договоре отдельно.

4. Привязанность дизайнера к проекту и «навешивание» чужой работы. Всем нравится, когда предложенная идея воплощается в жизнь. Бывает, что из-за этого мы начинаем брать на себя часть обязанностей, которая не входит в договор: «Ой, нас подвел подрядчик по вывескам, помогите найти!» Или: «Изготовители не прочитали чертежи, изготовили вывеску на метр больше, что делать?..»

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

5. Сроки. Некоторые моменты от нас не зависят. Например, рендеринг. Несмотря на то, что у нас крутая техника, визуализации не делаются мгновенно, даже если дизайнер будет работать сверхурочно. Например, дизайнер рисует чертежи 3−4 дня, день нужен на перепроверку и день — на оформление. То есть почти неделя, и это минимум. Но для кого-то это слишком долго.

6. Трудность в подборе кадров. Люди идут на курсы, и им там говорят, что графический дизайнер получает $ 1000 в месяц. По моей логике, человек после курсов должен несколько месяцев работать практически даром, учиться у опытных сотрудников. А у нас начинающий дизайнер, который не отличает растр от кривых и не знает, что такое брендбук, хочет от $ 600 на испытательный срок. Поэтому вариант — взять начинающего и растить под себя.

7. Тонкая грань между экспертизой и реализацией «хотелок» заказчика. Некоторые заказчики стараются диктовать свое мнение в ущерб качеству проекта, сделать из дизайнера просто «графическую руку», а из самого дизайна — нечто сродни декору собственной квартиры. Решение — приводить доводы, если заказчик не прав. Иногда приходится визуализировать его и свою идею, объяснять, почему предложенная нами лучше.

8. Нарушение личных границ. Часто клиенты проникаются ко мне симпатией, а это чревато нарушениями личных границ: звонки после 7 вечера, в выходные, длинные послания в личных мессенджерах и пр.

Планы

  • Собираюсь возобновить работу на других рынках: очень люблю Украину, возможно, и в других европейских странах. Это dream scenario — выйти с проектом по витринистике на Европу, там это востребовано и хорошо оплачивается
  • Планирую начать работу в США с магазиностроением и брендингом. Там дизайн стоит столько же, как и услуги программиста, то есть почасовая оплата. Это намного выгоднее, чем проекты. Мы уже готовим сайт и строим планы по открытию филиала
  • Хочу выиграть в каком-то международном конкурсе по витринистике. В 2020 году мы подавались на 3 конкурса, но все они были поставлены на паузу из-за пандемии.

Надеюсь, те вызовы, с которыми мы сталкиваемся в Беларуси и в мире, нестабильная экономическая ситуация не станут мощным препятствием для осуществления этих планов.

Читайте также