Личный опыт
22 ноября 2019Эта айтишница уволилась из Яндекс, чтобы стать флористом. История JUNGLE
Девушка бросила карьеру айтишницы в «Яндекс», чтобы заниматься любимым делом - создавать букеты и украшать интерьеры композициями из экзотических растений и цветов. О том, как это увлечение удалось превратить в бизнес и «вырастить» собственный концептуальный продукт, рассказала основатель Мастерской тропических букетов JUNGLE Маша Дивак.
- Мой бренд - это альтернатива для тех, кому надоели розы и одинаковые букеты. Проект существует недавно - с апреля 2019 года. Я создаю букеты, интерьерные композиции, занимаюсь оформлением камерных мероприятий. Во всех своих креативах я использую живые тропические растения.
Проект пока не слишком доходный, но я в нем счастлива. Расскажу свою историю о том, как я стала предпринимателем и почему вообще ушла с перспективной работы айтишницы в цветочный бизнес.
Работа меня уже не радовала…
Я окончила университет в своем родном городе Владимире. Около 7 лет была разработчиком интерфейсов в ИТ во Владимире, а затем - в Москве. Со временем я заметила у себя такую особенность - наверное, раз в полтора года переживаю какую-то внутреннюю перестройку, начинаю уставать от коллектива, от проекта, и работа перестает приносить такое же удовольствие - исчезает прежний драйв. И я всегда воспринимала это как своего рода звоночек - пора менять работу, что, в общем-то, и делала потом.
Конечно, когда я пришла работать в «Яндекс» - мое последнее место работы в найме, - была на 100% уверена, что останусь в этой компании надолго. Прекрасный офис, захватывающие проекты, много умных и талантливых людей вокруг, которые горят работой и вдохновляют. Казалось бы - о чем еще можно мечтать? Но, поработав какое-то время, я столкнулась с выбором: расти дальше как разработчик или попробовать управлять продуктом и стать, например, менеджером. Это довольно частая практика у разработчиков - когда ты, зная внутреннюю кухню продукта, уходишь в менеджмент. Но менеджерская работа для меня - скучная, и этот вариант я не рассматривала.
К тому времени у меня был уже достаточно большой опыт в ИТ, чтобы смотреть на работу над проектами несколько со стороны и комплексно - и оценивать, походит ли мне это в принципе в жизни. Например, я знаю, что можно по полгода тратить на какой-то проект, копаться в коде и так далее и не видеть при этом никаких быстрых результатов.
А когда проект, наконец, запущен - ты берешься за редизайн или обновление. Результат труда просто пропадает, как будто ты вообще ничего не делал.
Может быть, как раз по этой причине и началось мое профессиональное выгорание. Работа уже не радовала, появлялись разные мысли. И я постоянно спрашивала себя: что же я действительно хочу делать, что могло бы стать делом всей моей жизни, захватить меня целиком и полностью.
Смотрели на меня как на сумасшедшую, но я была очень счастлива
Так совпало, что как раз в это время я начала наблюдать за разными творческими проектами, особенно - цветочными. Мне тоже хотелось заниматься чем-то настоящим и живым, делать что-то своими руками и видеть результат своей работы.
Но мой мир действительно перевернулся, когда я пошла на вечерние курсы флористики. Я просто потеряла голову - учила названия цветов, ночами после работы делала домашние задания - букеты из тех цветов, что давали нам в школе. Все вокруг смотрели на меня как на сумасшедшую - но я была очень счастлива. Подписалась в соцсетях на кучу иностранных флористов и стала изучать тему досконально со всех сторон.
Но курсы скоро закончились, и я осталась наедине со своей новой любовью к цветам и мыслями - что делать дальше. Решение было сложным, но мой муж меня поддержал, и я ушла из Яндекса, чтобы попробовать себя во флористике.
Конечно, мне было очень страшно. Но я думала, что если не сделаю это, то потом буду жалеть всю жизнь. А в офис всегда можно вернуться, если ничего не получится.
После недолгих раздумий я сама себе на эту авантюру дала два года. И если нет - вернусь в офис.
Чтобы понять, как построить собственную бизнес-модель, естественно, мне нужно было оценить, как в принципе может быть устроен этот бизнес. С этой целью я снова решила пойти в найм - стала искать компании, которым нужен флорист без опыта работы. И мне очень повезло попасть в прекрасную творческую мастерскую, где меня всему научили с нуля. Я проработала там почти два года (те самые два года!). За это время у меня появились свое видение, стиль, а самое главное - любовь к тропическим и экзотическим цветам.
Все это варилось в моей голове около года, пока не вырисовалась четкая концепция. В сентябре 2018 в путешествии на тропические острова все, наконец, сложилось в красивый пазл. И название для проекта я придумала там.
Кроме этого, я прошла курс по брендингу и четко определилась со своей нишей, позиционированием и целевой аудиторией, составила ассортиментную матрицу. Поняла, что простое и легкое слово JUNGLE идеально отражает философию и ассоциации, которые я хотела вложить в проект. Вот так и родились мои JUNGLE:)
На старт мне понадобилось около $ 4500. Это затраты на курсы, разработку фирменного стиля и печать полиграфии, аренду и обустройство мастерской, покупку холодильника для хранения цветов, расходников и первую закупку цветов для маркета.
Поскольку стартовали мы в апреле, я решила сразу же поучаствовать со своими работами в Veter Spring Fest - это весенний фестиваль, где представлены интересные локальные бренды и стильные проекты со всей страны. Так я увидела возможность лично познакомиться со своей аудиторией, посмотреть, кто эти люди, чем занимаются, и вообще понять: интересно ли это направление кому-то, кроме меня, или, может, имеет смысл сразу все свернуть, пока еще не потрачены большие деньги. Но все прошло отлично - я получила много приятных отзывов и поняла, что надо продолжать.
Флористы - это не феечки в платьях
Когда я анализировала аудиторию, которой может быть интересен мой проект, сразу решила, что клиенты JUNGLE - это те, кто следит за трендами и модными тенденциями, создает уют в доме, хочет выделиться и произвести впечатление.
Но эксклюзивность является важной особенностью моего продукта не только по этой причине. При заказе по фото я всегда предупреждаю о возможных различиях, потому что чаще всего нереально привезти ровно такой же ассортимент: не всегда именно эти цветы есть в наличии у поставщиков. Кроме того, я всегда учитываю их сезонность.
На данный момент в бизнес-модели два направления:
1. Тропические букеты и интерьерные композиции из экзотических цветов разных размеров в вазах. Для простоты расчета стоимости я разделила на группы:
- S - лаконичный букет в вазе из одного или нескольких цветов или тропических листьев
- M - сборный букет из нескольких видов цветов и листьев, которые образуют интересные сочетания
- L - эксклюзив, масштабные композиции в вазах, на кензане (разновидность флористического крепежа) или с использованием флористической сетки.
Цены на такие изделия стартуют от $ 15−50 за букеты небольших размеров и могут доходить до более чем $ 100 за большие композиции L.
К каждому заказу я даю памятку по уходу за букетом и средство для продления жизни цветов, хотя тропические цветы и так очень стойкие. Например, листья пальм и монстеры стоят в интерьере до месяца и даже дольше. Некоторые экзотические цветы, например протея, долго стоят в вазе и красиво засыхают, а потом могут использоваться для декора как сухоцветы.
Минималистичные вазы, в которые я оформляю букеты, беру из Икеи, H&M Home и других интерьерных магазинов. Продаю их по той же цене, ничего не накручиваю. Ищу сейчас для сотрудничества наши локальные бренды керамики. Но пока с этим сложно - чаще всего цены у них довольно высокие - все это ручная работа, и партии получаются небольшими. Сейчас веду переговоры с несколькими брендами, может, что-то и получится.
2. Оформление камерных и концептуальных мероприятий, имиджевых брендовых съемок и разных творческих проектов - я делаю инсталляции из современных материалов и тропических цветов. Например, при оформлении одной из свадеб у меня родилась идея соединить тропики и городские фактуры - металл, стекло, пленку. Ребятам идея понравилась и все получилось очень здорово.
Сейчас услуги по обоим этим направлениям находятся в пропорции 50×50. И я так и хочу это оставить.
Цветы заказываю через московских поставщиков, которые привозят их из
Голландии. Делаю предзаказ за неделю или две - когда сама получаю заказ от клиента. Ведь если заказать какой-то большой объем, а потом не продать - будет списание. Когда цветы приезжают в мастерскую - в основном храню их в специальном холодильнике при +5°C. При низкой температуре жизненные процессы в них замедляются, и они дольше живут - до месяца. Но есть цветы, которые не терпят холода - некоторые сорта орхидей, антуриумы нужно хранить при комнатной температуре.
Затраты на проект пока не окупились, но вложения понемногу возвращаются. Оборот меняется от месяца к месяцу, но все это нормально для старта. Может, я пока развиваюсь медленно, но мне так комфортнее.
Пока я работаю одна, сама выполняю все функции в проекте, учусь абсолютно новому для меня делу. Мне кажется очень важным вникнуть лично во все процессы: закупки, заказы, общение с клиентами, поставки, соцсети, чтобы потом при необходимости начать правильно делегировать и грамотно осуществлять контроль. Очень помогает мой муж Денис - с логистикой, доставками, техническими моментами на монтажах. Например, он лучше знает, как закрепить ту или иную флористическую конструкцию.
Есть стереотип, что флористы - это феечки в платьях, которые порхают как бабочки и собирают букетики. Но почему-то многие забывают, что это очень тяжелая физическая работа: холодный холодильник, тяжелые ведра, поставки и многое другое, что остается за кадром.И все-таки есть во всем этом какая-то магия… Как только берешь в руки цветы и начинаешь собирать букет - все трудности забываются, и ты своими руками создаешь нечто прекрасное и особенное. Вот ради этих моментов и счастливых улыбок получателей цветов я и стала флористом.
Продвижение продукта - это философия
Пока все мои заказы приходят по сарафанному радио и из Instagram. В этой соцсети я большое внимание уделяю визуальному представлению бренда. Фирменный стиль, заботливый сервис, строгое соответствие гайдлайну и концепции - это то, что отличает JUNGLE от многих цветочных проектов, которые копируют друг друга и делают все и для всех.
После Veter Spring Fest я познакомилась с фотографом - с ней мы придумали фотопроект «Цветы и люди». Суть в том, что я подбираю для человека необычный экзотический цветок, а потом вместе с фотографом и визажистом/стилистом мы придумываем несколько образов, делаем макияж и укладку, подбираем локацию и организуем съемку. И стараемся подчеркнуть какую-то интересную особенность или природную красоту человека, передать с помощью цветов эмоции и настроение, делаем что-то близкое к fashion-фотографии. Каждая съемка получается особенной и личной - меня это очень вдохновляет.
В какой-то момент это переросло в отдельный вид услуг на проекте - концептуальный продукт для людей, которые хотят необычные запоминающиеся фотографии и эмоции. Стоимость таких услуг стартует от $ 300.
Сейчас у меня по плану - запуск рекламы и раскрутка проекта. Буду делать таргетированную рекламу на цветочные съемки и свободные букеты, также будет имиджевая реклама в Instagram, чтобы привлекать свою аудиторию. Бюджет на это, думаю, составит около $ 150 в месяц. Но для начала я и в этот процесс хочу вникнуть сама, чтобы понять, как все работает. Возможно, потом я отдам эту часть на аутсорс.
В ближайшие планы входит разработка предложения на цветочную подписку для дома, офисных пространств/шоурумов.