Личный опыт
20 июня 2019«Сейчас для бренда шьет моя мама». Как архитектор и музыкант продвигают одежду для творческих людей
Про минчанина Андруся Bezdar мы уже писали - вместе со своим студенческим другом Лешей Кораблевым он руководит архитектурной студией. Но это не единственный бизнес парня. Несколько лет назад вместе с музыкантом Владом Громоградским он основал бренд одежды UNDASTAND PRODUCT. О том, как продвигать немассовую одежду и почему работать с ателье оказалось невыгодно - Андрусь рассказал «Про бизнес».
«От проектирования домов я перешел к работе с одеждой»
- Вся моя архитектурная практика строится вокруг человека, его потребностей, вкусов, ценностей. Мы проектируем дома для людей, создаем для них интерьеры, мебель. Бренд одежды - это еще один этап осознания потребностей человека и работы с ними. Основать его я решил вместе с другом, музыкантом Владом Громоградским около трех лет назад. Почему не один?
Я много работаю и редко вижу своих друзей и родных. Поэтому совместное дело - один из предлогов видеться чаще. Плюс к тому я верю в успех музыкальной деятельности моего друга и хочу поддержать это брендом одежды. Наша идея творческой коллаборации уличной музыки и архитектурного мышления нашла выражение в фешен-дизайне.
Наш бренд ориентирован в основном на творческую аудиторию. Мы создаем повседневную городскую одежду для креативных людей - тех, кто хочет немного выделиться из толпы. Начинали с полноценного стрит-направления - брали за основу городскую одежду Нью-Йорка, поэтому первая коллекция получилась местами довольно вызывающей. Постепенно дизайн трансформировался на более широкую аудиторию, но все же он подойдет не каждому. У нас даже слоган бренда образовался - «Гарадское адзенне для тых, хто разумее».
Наши шаги в самом начале были очень простыми - зарегистрировали ИП, нашли ателье, у которого заказывали конструирование и пошив. Правда, сейчас мы отказались от этой схемы - это вышло финансово невыгодно. Теперь для бренда шьет моя мама: ей всегда это нравилось, а сейчас она на пенсии, и у нее много свободного времени. В день она может пошить гораздо больше, чем мы можем продать. Так называемый цех организовали дома. Для этого мы купили простейшие профессиональные швейные машинки. Но если требуется большая партия, то тогда мы отдаем это ателье. Но у них всегда очереди, и работать с ними нам не очень нравится.
Самым первым нашим продуктом были кепки - придумали рисунки вдвоем, а потом нанесли их на кепки.
Уже после появилась коллекция одежды: мы начинали с простого - маек, свитшотов. Ее мы презентовали на Belarus Fashion Week в 2017 году. На отшив первой коллекции, моделей, фото-, видеосъемку и последующее ее продвижение мы потратили около $ 5000.
«Продвижение начали с сотрудничества с музыкантами»
Сложностей было и остается достаточно много. В первую очередь - финансовые. Как оказалось, такой бизнес требует бОльших вложений, чем я думал. В пошиве одежды есть конкретные расходы на ткань, пошив, принты. Например, в сфере услуг (нашей архитектурной студии) таких затрат нет. Кроме того, к этому добавляются стандартные расходы на промоушен, аренду, налоги и прочее.
Также были и профессиональные сложности, связанные с тем, что мы никогда раньше не шили одежду, не учились этому и даже не имели представления о процессе создания эскизов, лекал и производства. Приходилось обращаться за помощью к конструктору и стилисту.
Продвижение своего бренда мы начали с сотрудничества с белорусскими музыкантами - дарили им одежду и наши головные уборы. Таким образом мы создавали аудиторию вокруг бренда и повышали его узнаваемость. Кроме того, у нас есть аккаунты в Instagram и ВК, где мы постим новости из жизни бренда, фотографии нашей одежды. Но все-таки основной способ продвижения - это участие в различных ивентах и показах. Как я говорил выше, свою первую коллекцию мы презентовали на Belarus Fashion Week. На этом мероприятии нас заметили и пригласили принять участие в Odessa Fashion Week. А недавно, например, нас можно было увидеть на Минской неделе дизайна - это фестиваль на 13-ти площадках, в котором участвуют дизайнеры, художники, архитекторы, актеры, музыканты.
«В команде нас всего трое»
В 2018 году у нас появился свой шоу-рум в центре Минска. До этого нашу одежду можно было приобрести в разных магазинах. Например, вторую коллекцию мы создавали совместно с брендинговым агентством и продавали ее в их новом магазине.
Через месяц появится наш второй шоу-рум - у нас уже все готово, но мы ждем, пока официально откроется пространство, в котором он расположен. Кроме нас там будут бутики, салоны, кафе и прочее.
Сейчас в команде нас трое - кроме нас с Владом есть еще один человек, который помогает с продажами в магазине. Дизайн разрабатываем мы с Владом, вдохновляемся городом и музыкой.
Как-то, кстати, у нас был смешной случай. Мы хотели использовать дополненную реальность, экспериментировали с одеждой для показа. Смысл был в том, чтобы напечатать слова из городской урбанистики в нижней части спины, их можно было бы сканировать смартфоном - и переходить на интернет-страницу конкретного вида одежды из этой коллекции. И вышло так, что у одного парня в области попы было написано «уваход». Хорошо, что мы сделали только одну такую вещь.
Кроме дизайна на моих плечах лежит работа с интернет-медиа, а Влад отвечает за участие в выставках и показах.
«Приходится конкурировать с масс-маркетом»
На точку безубыточности мы вышли спустя год, но все вложения пока еще не окупили. Сейчас мы продаем в месяц в среднем 10−20 единиц одежды. Минимальный ценник - $ 20, максимальный - около $ 100.
Конкуренция на этом рынке, безусловно, есть. В первую очередь это белорусские фешен-дизайнеры. Но я также считаю конкурентом и известные международные бренды, так как перед человеком всегда встает выбор: пойти в масс-маркет или обратиться к нам. Наше отличие от всех - в концепции, в сочетании модного западного стрит-направления с темами нашего города и белорусской культуры. Такой микс никто больше не делает.
Кроме открытия шоу-рума мы планируем коллаборации с некоторыми белорусскими художниками и дизайнерами из других брендов. Сейчас мы разрабатываем кое-что совместное с брендом Honar, а также идут переговоры о показе в России, новости об этом будут уже в ближайшее время.
Вместо вывода
За несколько лет существования бренда мы поняли некоторые моменты:
1. Мы отказались от продажи одежды в других магазинах и перенесли все в свой шоу-рум. Несмотря на затраты на его открытие, это оказалось более финансово выгодным, чем работа с чужими точками. С одной вещи мы стали получать больше прибыли.
2. В продвижении немассового продукта помогают личные знакомства. По образованию я архитектор, у меня своя архитектурная студия и бренд мебели, потому вокруг меня очень много дизайнеров, архитекторов, рекламщиков и людей других креативных профессий. Все они - наша целевая аудитория. Например, когда к нам обращается компания с заказом на дизайн офиса, они могут заодно заказать и одежду для своих сотрудников.
3. Изначально мы отшили две коллекции одежды, но после решили выпускать одиночные продукты. Во-первых, так больше инфоповодов. Коллекцию можно презентовать один раз - и потом пропасть на полгода. Во-вторых, так меньше затрат.