Личный опыт
18 июня 2019Устроился в колхоз, чтобы собрать денег для бизнеса. Теперь этот парень делает наручные часы из дерева
Витебчанин Роман Черкашин с детства любил создавать что-то своими руками. Пять лет назад увидел на фотографии часы из дерева и попробовал сделать такие, чтобы убедиться, что это невозможно. Оказалось вполне реально - так появился его бренд Cherry Wood Watch. О том, какие сложности есть в работе с деревом, кто покупает такие часы и с кем мастер конкурирует - читайте в материале.
«Экономил на школьных обедах, чтобы покупать пилки для лобзика»
- По образованию я юрист - так хотели родители. Но по профессии я, можно сказать, не работал. В сознательном возрасте я любил что-то создавать своими руками. Мой отец всю жизнь занимался ремонтом автомобилей, а я выбрал деревообработку. С пятого класса ходил в кружок. Экономя на школьных обедах, покупал пилки для лобзика. Я участвовал и побеждал в соревнованиях, работал в нескольких фирмах - производил все, от сувенирной продукции до предметов мебели.
Идея создания наручных часов из дерева пришла случайно. В 2014 году я наткнулся на фотографию часов в интернете, корпус и циферблат которых были выполнены из дерева. Тогда я скептически подумал, что такой материал - не самый удачный. В итоге после бессонной ночи ранним утром я пошел в свою мастерскую (на тот момент у меня был маленький уголок два на два метра), чтобы окончательно убедиться в том, что дерево для производства наручных часов не подходит. Из того, что было под рукой, на коленке, я собрал свои первые часы, которые превзошли мои ожидания и развеяли сомнения. Хотя качество исполнения оставляло желать лучшего.
К тому моменту я занимался деревообработкой уже больше 10 лет, у меня была база знаний, опыта и некоторого инструмента. Но для производства наручных часов нужно очень много специализированного оборудования и инвентаря (к слову, его я докупаю до сих пор). 90% того, что у меня есть сейчас, - самодельное с некоторым количеством комплектующих заводского изготовления. Обрудования много - токарные станки, шлифовальные машины, пресс, пинцеты, плоскогубцы разных сортов, стрелкосниматели, пресс для стрелок и многое другое.
Сложно описать затраты на производство часов, но одной фразой это звучит как «колоссально много». Первоначальные вложения были около € 2000, но эта сумма далека от окончательной, подсчитать которую очень сложно.
Тогда, в 2014, чтобы заработать на часть оборудования, я пошел работать в колхоз.
Меня позвал друг, который трудился там. Я занимался ремонтом и диагностикой доильного оборудования по всей Витебской области. Проработал всего около полугода, но для такой сферы и загрузки - это достаточно много.
«С момента первого прототипа до изделия для продажи прошло 14 месяцев»
Самая большая трудность в начале - обойти слабости древесины к внешним воздействиям (например, она боится перепада температур и влаги) и при этом не потерять в функционале и дизайне. С момента первого прототипа до готового изделия, которое я продал, прошло 14 месяцев! Все делалось методом проб и ошибок. Когда я пытался получить какие-то знания у местных часовых мастеров, мне никто никогда не помог. Кому-то было лень, кто-то считал мои вопросы глупыми. Один мастер, увидев мои часы, назвал меня мудаком.
Я до сих пор постоянно ищу способы улучшить качество. Например, нынешний вариант часов я сделал всего 8 месяцев назад. И не факт, что я не внесу еще какие-то изменения через полгода.
На создание одних часов в обычном режиме уходит до 10 дней. Это кажется, что много, но процесс складывается из множества действий - выбор материала, фрезеровка, подгонка, шлифовка, токарная обработка, работа с циферблатом, сверловка, предварительная сборка, окончательная сборка, установка стрелок, установка стекла. Потом изготовление и подгонка ремешка, сборка ремешка, нанесение покрытия (масло, воск). К тому же иногда нужно время, чтобы исправить, если что-то пошло не так. Но если все идет по плану, то в идеальных условиях определенные модели я могу сделать и по три штуки в день.
Дизайн часов и концепция в целом - сугубо моя разработка, от ширины ремешка до логотипа. Я делаю простой дизайн, поэтому для кого-то мои часы - шедевр минимализма, а кто-то не понимает, как на них время смотреть.
Кроме трудностей с древесиной, конечно, были и финансовые сложности. У меня нет зарегистрированного юридического лица - я оформлен как ремесленник. И целенаправленно отказался от помощи государства - мог получить субсидию (около $ 1000) и помещение в безвозмездное пользование. Такую выплату дает белорусское государство безработным, которые хотят организовать агротуризм, предпринимательскую или ремесленническую деятельность. Для этого нужно подать документы в исполком. Но коммунальные платежи там превышали 200 белорусских рублей в месяц (около $ 97), а это было для меня неприемлемым. Для сравнения - сейчас я снимаю помещение в черте города и плачу в месяц около 250 рублей (около $ 120). От субсидии отказался, потому что эти деньги - капля в море. К тому же не хотелось быть от кого-то зависимым.
«Я зарекся делать розыгрыши в соцсетях»
Как обычно это бывает, моими первыми клиентами были друзья и знакомые. Изначально товар не был нацелен на конкретную аудиторию и только со временем появился портрет покупателя. В основном это люди в возрасте от 25 до 40 лет, любящие пробовать что-то новое. Основная часть клиентов - из Беларуси. Но были заказы из России, Украины, Польши, Германии, США.
С покупателями случаи бывают разные. Например, миниатюрные девушки заказывают для себя максимально брутальные часы - большого диаметра, с широким ремешком. А как-то был мужчина, похожий на скандинавского викинга, который при примерке часов с кристаллами просил сделать такие же, но только чтобы кристаллы были побольше.
В продвижении мне помогают сами часы - мой товар сам себя и «продает». У меня есть аккаунты в социальных сетях - ВКонтакте и Instagram, но я не очень активно там рекламируюсь. От розыгрышей, например, я отказался в первый же год. Во-первых, когда я проводил один такой, было много недовольных - они были не согласны с выбором победителей, хотя я выложил скрин рандома. После этого я зарекся. Во-вторых, их нужно регистрировать, иначе это незаконно. Да и в целом розыгрыши - не самый продуктивный для меня способ продвижения.
Наибольший эффект дают сарафанное радио и выставки - я часто принимаю участие в разных. На ярмарках получаешь не самую большую выручку (около 1000 рублей ($ 485), но это отличная реклама, которая дает о себе знать очень быстро. Стоимость участия в таких мероприятиях очень разная - от абсолютно бесплатно до 200 рублей (около $ 97) за один день.
«Некоторые часы я делаю не для выгоды, а для удовольствия»
Моя команда, как в самом начале, так и сейчас, состоит из одного человека. Я пытался привлечь своих друзей к совместной работе, но все заканчивалось на этапе обучения. Производство деревянных часов - трудоемкий процесс, и в итоге все отказывались.
Материал я закупаю в России. Часть заготавливаю сам - например, рога лося, древесину вишни. Сейчас у меня огромный выбор пород дерева для изготовления часов - от уже ставших банальными (зебрано, венге, падук, амарант) до суперэкзотических (лунный эбен, железное дерево и мореный дуб возрастом 4850 лет).
Стоимость часов начинается от 98 рублей (около $ 47), самые дорогие на сегодняшний день - 398 рублей (около $ 193). Но не все модели я делаю, чтобы заработать. Например, одни часы я продал за $ 185. Сапфировое стекло для них обошлось мне в $ 50, кусочек дерева - тоже в $ 50, механизм - $ 10. И еще всякая мелочь вроде кожи для ремешка, бакли, переводной головки, стрелок, кристаллов Swarovski. В итоге я не получил с этого экземпляра никакой выгоды, кроме удовлетворения от проделанной работы.
Конкуренции большой на местном рынке нет - есть любители, которые тоже пробуют делать часы из дерева. А кто-то, например, заказывает часы из Китая, но выдает их за сделанные своими руками. И есть еще коллекция у белорусского завода «Луч». Я знаю больше десятка производителей за рубежом, от мелких до очень крупных. Отличие моего продукта в том, что я не использую металлическую фурнитуру в креплении задней крышки. Все крепят ее на 4 болтика, но так теряется сама концепция. Часы вроде бы и из дерева, но в то же время скручены железными болтами. Я ведь использую этот материал не потому, что другого нет, а потому, что это другая философия, переосмысление обыденного, взгляд с другой стороны.
Сейчас в плане производства у меня все оптимизировано и я ни от кого не завишу. Но у меня до сих пор нет своего помещения. Поэтому в планах - своя мастерская, где я буду чувствовать себя комфортно.