Личный опыт
13 марта 2019«Нам сказали съехать за 3 дня, потому что здание сносят». Что сделала семейная пара для спасения своего бизнеса
Юлия Руцкая, как и многие девушки, нашла свое предназначение, пока была в декрете. Причем совершенно случайно: пришла в фотостудию снимать подругу, разочаровалась и… решила вместе с мужем Артемием открыть свою под названием «Молоко». О том, как развивается этот бизнес, что делать, если арендатор неожиданно выгоняет тебя, и какая реклама лучше всего работает, Юлия рассказала «Про бизнес».
- По образованию я маркетолог и визажист-парикмахер, но кем только ни работала: официантом, продавцом сумок, обуви, парикмахером, - и это далеко не полный список. А сейчас у нас с мужем есть собственная фотостудия.
«Все началось с того, что я хотела творить»
Идея фотостудии родилась абсолютно спонтанно. Примерно три с половиной года назад я привыкала к своему новому статусу - мамы. Была полна энергии и сил, хотела творить и начала заниматься фотографией. Снимала знакомых и почему-то боялась идти в студию. Мне казалось, что надо быть чертовски подкованной и там будут злые тети, которые посмеются над моими, тогда еще слабыми, знаниями. Но все равно одна из подруг попросила пофотографировать ее именно в студии. Когда мы пришли на съемку, я разочаровалась. Сервис был ужасный, пренебрежительный, комнаты заполнены разными деталями из «Икеи», которые разбросаны в хаотическом беспорядке. В этот момент подключилось мое воображение, и я начала представлять такую студию, в которой мне было бы приятно работать. И решила поделиться идеей с мужем - тогда он работал администратором в одном из минских отелей.
На тот момент мы копили деньги на участок за городом, это была наша общая мечта. Постоянно участвовали в аукционах, но дело не шло.
Когда я рассказала Артему о том, что можно открыть фотостудию, мы решили повременить с покупкой земли и вложиться в бизнес.
Близкие с огромным сомнением отнеслись к нашей идее. Вместо слов поддержки мы выслушивали демотивирующие комментарии. Но это нас не смутило. Студию решили назвать «Молоко». Я шучу, что это все потому, что я тогда была кормящей мамой. Но на самом деле мы искали что-то простое, то, что будет вызывать у людей чувство уюта. Молоко все видят каждый день, открывая холодильник, вот и хотелось, чтобы о нас вспоминали чаще.
Ни о каком бизнес-плане речи не шло, мы делали все интуитивно, опираясь лишь на свой бюджет. Не знали даже, какие студии есть в городе, что вообще должно быть в залах. Мне кажется, если бы начали все считать и изучать, то ничего бы не открыли. Единственное, что мы понимали, - в студии людям должно быть уютно, нужно много света, воздуха, лаконичный интерьер и удобное расположение.
Подобрать подходящее помещение в Минске оказалось довольно сложно. За три месяца мы отсмотрели заводы, офисные здания и просто сомнительные строения. И уже готовы были опустить руки. Но в последний момент нашли то самое и готовы были заехать немедленно. Правда, в аренду сдавались 200 квадратных метров, из которых на 120 не было ни одного окна. В итоге мы уговорили арендодателя разделить помещение. Через неделю напряженных переговоров, подписания актов, изучения Налогового кодекса, регистрации юридического лица мы стали обладателями 88 квадратных метров.
На ремонт мы отвели полтора месяца. Нанимать рабочих не было возможности, поэтому пришлось справляться своими силами. Помогали родные и друзья: на тот момент мы сами ничего в этом не понимали и не могли отличить штукатурку от шпатлевки. Когда закончили с отделкой, встал вопрос о заполнении студии предметами интерьера. Но нам повезло: мы познакомились с профессиональным декоратором, которая в то время подсказывала и давала дельные советы.
Полтора месяца умудрялись сочетать работу в студии, основную работу, личную жизнь, воспитание ребенка и даже съездили в Польшу, чтобы купить импульсный свет и недостающие детали интерьера. Все сошлось, открытие прошло идеально.
В итоге в том помещении мы пробыли год, а потом узнали, что здание сносят, а нас выселяют. Покинуть помещение, в которое мы вложили столько сил и денег, нужно было в течение трех дней. Но мы не собирались сдаваться и нашли другое место. До сих пор удивляюсь, как мы решились: в новом помещении была жуткая разруха. Мы возводили стены, делали коридор, меняли окна, пол - все.
После переезда денег у нас катастрофически не хватало, ведь мы только недавно вложили все в другое помещение. Новое было еще и бóльшим - 240 квадратов. Даже несмотря на максимальную экономию, мы все равно влезли в долги. Но за два месяца сделали ремонт и еще одно шумное открытие.
«Мы не даем никакую рекламу»
На открытие первой студии мы позвали людей, у которых было много подписчиков в социальных сетях и лояльная аудитория. Это сыграло нам на руку в начале. Мы, конечно же, тоже завели страницы в Instagram и ВК. Нас стали отмечать на снимках, и дело пошло: фотостудию встретили очень тепло. После переезда постоянные клиенты остались с нами.
Раньше самой активной платформой для продвижения у нас был ВК, сейчас - Instagram, у нас около 10 тысяч подписчиков. Именно в последней соцсети мы показываем жизнь нашей студии. Никакую рекламу мы не даем. Как оказалось, лучшая реклама - это довольные клиенты, которые делятся потом с друзьями. Иногда, правда, мы проводим конкурсы.
В начале мы еще сотрудничали с теми, у кого много подписчиков, но это не приносило много заинтересованной аудитории, потому от такого канала продвижения отказались.
Как-то мы устроили акцию «Moloko разам з вамi»: делали дни в студии, где вся выручка уходила на лечение больных детей. Было столько радости от такого посыла, что люди могут сфотографироваться и одновременно помочь детям! И все шло хорошо, пока нас не завалили просьбами о помощи. Мы не в силах были помочь всем, а люди просто с обидой на это реагировали. Поэтому решили приостановить акцию.
Наши клиенты - это семьи, большие и маленькие, которые приходят к нам за свадебными фотографиями, съемками «в ожидании чуда», семейными фото.
Конкуренция на этом рынке довольно высокая. Особенно остро мы ее ощутили после переезда в новое здание. Если до этого студий было не так много и каждая уходила в свою тематику, то потом они стали расти как грибы после дождя. Клиентов было очень мало, мы еле концы с концами сводили. Из-за нехватки денег мы не могли как следует обставить интерьер, смотрим сейчас старые фотографии и удивляемся. Осознание того, что мы на нуле, не давало нам возможности расслабиться, ведь два зала в центре города - весьма дорогое удовольствие. Спустя год после второго открытия мы решились на очередной шаг и переделали все снова. Теперь у нас три зала, хорошая гримерка и уникальный интерьер.
«Фотостудия - это сезонный бизнес»
Начинали мы с мужем вдвоем, первое время он даже совмещал работу в отеле и студию, но через полгода уволился. Я сначала работала администратором сама, но, поскольку продолжала фотографировать, совмещать было сложно. Сейчас у нас есть два администратора и декоратор, с которым мы работаем в предновогоднее время.
Студия - это все-таки сезонный бизнес. Летом клиентов не так много: все больше предпочитают снимать на улице. В студию приходят, если есть какая-то определенная концепция съемки либо если боятся неожиданных погодных условий. Потому в летние месяцы хорошим показателем считается работа в ноль или с минимальным плюсом. А вот осенне-зимний период надо отработать на отлично, иначе лето не пережить. В принципе, большинство новых студий закрываются именно в феврале, когда становится понятно, что после не вытянут. Мы окупались около двух лет.
Мы сдаем залы не только для фотосъемок. Например, раньше у нас в студии проводили вечеринки для фотографов - MSP (#milkspotparty). Делали мы их совместно с фотошколой. Но со временем мы отошли от этого формата. Сейчас у нас проводятся мастер-классы, дни рождения и другие праздники, на которых не больше 30 человек.
Аренда зала на час стоит 40 белорусских рублей (около $ 19) в будние дни и 45 рублей (около $ 21) в выходные. Если приходит больше семи человек, то за каждого доплата 3 рубля. Летом у нас около 6 человек в день, зимой - около 30.
Ниша фотостудий постоянно меняется, и сложно планировать далеко наперед. Иногда мы создаем тренды, а иногда идем за ними. Сейчас большая часть дохода идет на развитие: по сравнению с первой студией площадь второй увеличилась в четыре раза. Это не только залы, но и кладовые, гримерная и даже собственная мастерская для изготовления предметов интерьера. Мы не строим конкретных планов на развитие, но используем любую возможность.