Личный опыт
20 апреля 2018«Детей хватит на всех». Как создать проект длиною в 20 лет — история Академии мюзикла
20 лет назад педагог-вокалист Наталья Романова воплотила детскую мечту - открыла музыкальный театр РЕВЮ. И он держится на рынке все эти годы. Сейчас ее выпускники - профессиональные артисты, бизнесмены, лауреаты и гран-призеры международных фестивалей. В театре - теперь Академии мюзикла - обучилось более 8000 детей. Наталья рассказывает свою историю: как она начала и ведет этот бизнес, зачем вкладывается в неокупаемые авторские постановки и почему в команде не нужно бояться дилетантов.
- Музыкальный театр - моя детская мечта. И я открыла его в 25 лет. Окончила музыкальное училище по классу хорового дирижирования, БГУКИ по специальности «хоровая музыка», работала руководителем детского творческого коллектива гимназии, создавала авторские методики, пела на сцене, давала частные уроки вокала. Любовь к работе с детьми - это семейное, я продолжатель династии педагогов.
Как начинался бизнес
История началась в 1997 году с открытия хобби-центра «Новое время», который включал фитнес-направление, организацию гастрольной концертной деятельности, детское театральное творчество. Почти сразу я поняла, что первые два не представляют для меня интереса, и отдала их. Они работают с другими руководителями до сих пор. Вскоре детский театр был переименован в РЕВЮ.
Это слово означает «обозрение» и является жанром-синтезом: тут есть элементы пластики, пантомимы, циркового искусства, хореографии. Его еще можно назвать жанром уличных музыкантов. Увидела и подумала: «О, так это же про нас». В то время не рассматривала это как бизнес, просто воодушевлялась работой с детьми, творчеством, идеей. Программы разрабатывала сама - тогда система 3-в-1 (хореография + вокал + актерское мастерство) была в диковинку.
Тогда я также работала при медицинской ассоциации, и пилотные занятия проводила на площадке роскошного конференц-зала Лечкомисии. Чтобы найти клиентов, расклеивали листовки на столбах (тогда это было модно), рекламировались в газете «Ва-банк», работало сарафанное радио. Плюс совместно с медицинской ассоциацией я привозила российских театральных звезд, и выступления наших учеников эти встречи открывали.
Педагоги находились постепенно, в основном по рекомендациям. Вначале нас было четверо: педагог по хореографии, режиссер, педагог по вокалу (это была я) и концертмейстер (и композитор в одном лице). Стартового капитала у меня не было, все начиналось на желании работать и творить.Это было настолько убедительно, что в поиске очередного помещения я без копейки пришла в Парк Горького и сказала: «У меня есть театр». Мне поверили, предоставили помещение в центральном здании, и мы там «прожили» еще 5 лет.
Как бизнес я стала рассматривать РЕВЮ только через 3−4 года после старта.
Из педагога - в предприниматели
В первые годы я много училась сама. Уходило много времени на передачу опыта сотрудникам. Трудно было организовать систему и подчинить ей себя. Задача руководителя - вывести любую ситуацию их хаоса, и я против его во всех проявлениях. Не сяду работать, если за столом или в кабинете не организовано пространство. Я человек эмоциональный, но для порядка обязателен минимальный расход эмоций, холодный расчет, четко прописанные алгоритмы мероприятий и критерии оценки работы. И планирование - не только на работе, но и в личной жизни. Это легко сказать, а по факту - круглосуточный труд и самоконтроль.
За работой я забывала о себе. Только с годами пришло понимание баланса «работа - личная жизнь». Я благодарна мужу за поддержку, это не позволило бизнесу поглотить меня полностью. И поиск золотой середины все еще идет - чтобы бизнес не мешал оставаться собой. Я бы не желала женщинам подобной судьбы.
8 лет я работала как педагог с каждой группой. Сейчас работаю индивидуально с учениками и продолжаю учиться - беру уроки вокала у белорусских преподавателей, училась у педагога Бейонсе. Недавно с учениками вернулись с мастер-класса Евгения Орлова (продюсер «Голос», «Голос Дети», «Фабрика звезд», «Новая волна», поп-групп «Сливки», «Отпетые мошенники»).
Подбор персонала: внимание на внешность и дилентантизм
В команде уже 25 человек - педагоги-вокалисты, хореографы, концертмейстеры, шесть администраторов, из них четыре куратора и два личных помощника. Это действующие исполнители, композиторы, авторы концертных программ в оперном искусстве, джазовом, поп-, фолк-направлениях.
Зарплаты у них выше рыночных. Коллектив стабильный, у многих стаж десять и более лет. Я могу спокойно уезжать, решать вопросы на расстоянии. Стараюсь создать атмосферу, в которой уважаем труд коллеги. Перекрыть инициативу - такого быть не может. А настроение команды - это мотивация и заряд руководителя. Если я начну гибнуть и засыхать, то же произойдет и с остальными. Перезаряжаюсь хорошей музыкой, красивыми фильмами и картинками, общаюсь с умными людьми, люблю скорость, путешествую.
При подборе сотрудников смотрю на внешность, оцениваю харизму, искренность. Дети любят работать с открытыми, внешне привлекательными людьми. Оцениваю амбициозность, а еще снисходительно отношусь к дилетантам. Люблю молодежь - они еще не знают, что их ожидает.Молодые дилетанты сражают желанием работать и учиться. Говорят: не бойся профессионалов, бойся дилетантов. Если они поставят задачу, то зажгутся и достигнут ее любой ценой. А профессионал все взвесит, просчитает и может перегореть.
«Работа с детьми - самая благодарная в мире»
У нас постоянно обучается 500 ребят от 3 до 16 лет. 50 из них - концертный состав. За количественным ростом не гонимся: мюзикл - не популярный жанр среди молодежи в Беларуси. В отличие от современных танцев, филиалы которых есть почти при каждой школе. Наши цены составляют 100−140 рублей в месяц, за исключением индивидуальных занятий.
Есть 2 основных направления: проект «Маленький Бродвей» для 3−5 лет, и «Школа Мюзикла» для 6−15 лет. В «Маленький Бродвей +» встроено обучение английскому (разучиваем слова, поем на английском) и изобразительному искусству.
У малышей занятия проходят 2 раза в неделю и длятся час, где 20 минут - актерское мастерство, 20 минут - хореография и 20 минут - вокал. С каждой группой в этот момент работает 4−5 специалистов. Природа детей этого возраста такова, что они не могут фокусировать внимание надолго. В «Школу мюзикла» ребенок переходит в 6 лет, где с ним работают профессиональные артисты-тренеры. Занятия проходят 3 часа в неделю: актерское мастерство, хореография и вокал по часу в каждый из дней. В концертном составе иная история - количество занятий в неделю от 6 до 8 часов
Мы каждый семестр адаптируем учебную программу. «Секрет успеха» в том, что каждый сценарий или авторский проект подстраивается под учеников. «Академики» творят и сами - недавно самостоятельно организовали концерт для своих мам. Концертный состав много гастролирует по зарубежным фестивалям.
Учусь у коллег из Киева, Москвы, Питера, мы обмениваемся опытом. Из европейских же конкурсов можно вынести только технику, инструменты, но не мастерство работы с детьми - у них другой менталитет, там к ребенку иные требования. Поэтому в Европе мы звезды. Были случаи, когда преграждали автобус, организовали стихийные автограф-сессии. Проводим много благотворительных выступлений - на своем примере учим детей добрым делам.
РЕВЮ также работает как профессиональная взрослая театральная группа. Афиши спектакля мы размещаем в городе и зритель приходит к нам, покупая билеты. Все авторские проекты основываются на социально значимых вопросах - например, «Легенды и мифы Минска», ежегодные Рождественские балы.
Я вижу, как завоевывают мир мои ученики. Далеко не все стали профессиональными артистами - это айтишники, экономисты, руководители, собственники. Hо они с детства научились творчески подходить к задачам.
Не этого ли я добивалась, организовывая театр?
И без всякой лести скажу, что работа с детьми - самая благодарная в мире. Дети гораздо умнее взрослых. Не все становятся звездами, да это и не нужно. Дети просто должны уметь выражать индивидуальность, мечтать, действовать и реализовывать мечты во взрослой жизни. Сколько задач люди не решили из-за скромности, стеснения и неуверенности в себе!
«Авторские постановки - неокупаемые»
Большая часть наших расходов связана с авторскими постановками: написание музыки, аранжировок, текстов, сценариев, костюмы, декорации, аренда зала. Все они дорогие и неокупаемые, стартуют от $ 10 000. Затраты несет Академия и я лично. Это подарок театру, городу, зрителю.
На подготовку авторского проекта уходит 1−2 года. Стоимость билетов составляет 20−40 рублей. В зале всегда аншлаг. Как-то мы ставили авторский спектакль и ради интереса я решила посчитать, сколько человек в нем занято.Выяснилось - более 100 человек (в том числе на аутсорсе) для проекта по продолжительности не более двух-трех часов. Другие расходы - это аренда помещения, зарплаты сотрудникам, налоги, маркетинг (это сезонные затраты во время набора на новый учебный год). В остальном - на поддерживающие активности (социальные сети, отчетные мероприятия, конкурсы и т.д.).
Инструменты продвижения - рекомендации, SMM, публикации в СМИ, отчетные мероприятия, участие в конкурсах. Во многих вопросах, связанных с продвижением, я пытаюсь пока разобраться самостоятельно. На протяжении 6 лет пытаюсь найти штатного маркетолога, но безуспешно, потому что пока нет специалистов, которые понимают эту нишу. Но у меня есть постоянные консультанты, которые много лет знакомы с деятельностью Академии. Плюс так сложилось, что среди моих друзей и родственников много маркетинг-специалистов, у которых я в том числе учусь.
В прошлом году мы провели ребрендинг: изменили визуальную часть, логотип, концепцию, из детского музыкального театра стали Академией, появился гимн, немного обновили традиции, сделали новый сайт, фирменный стиль для педагогов и концертного состава.
«Детей хватит на всех»: выводы
В конце 90-ых, когда бизнес только начинался, а занятия в детском театре были не частым явлением, это было нечто сродни частной школе. Желающих попасть было много.
Бывало, что среди года мест не было. Конкурентов тоже было мало. Но спрос был тогда и есть сейчас. В Минске огромное количество детей, а школ гораздо меньше. Поэтому при хорошей маркетинговой стратегии и репутации каждая школа может иметь то количество учеников, которое способна принять. Все зависит от школы. Детей хватит на всех.
Как создать успешный на много лет детский образовательный проект, а не курс-однодневку? Я сделала несколько выводов:
1. Начинать ради заработка - безуспешно. Ключ - в искренней отдаче и любви к детям.
2. Оцените свои возможности и силы. Разработайте грамотную стратегию - для чего делаете, с какой целью, почему это будет востребовано, какую пользу приносит.
3. Философски относитесь к отзывам (но учитывайте их!). Люди редко скажут лишний раз «спасибо», но если что-то не так, то будет много негатива. В отрицательных отзывах ищите здравый смысл - дыма без огня не бывает.
4. Сдерживайте излишние эмоции - они мешают работе и занимают много ценного времени. Не проявляйте негатив - вы зарядите им команду, и его по цепочке получат клиенты, а затем бумерангом вы.
5. Успех все понимают по-разному. Для кого-то это в космос полететь, а кому-то к концу жизни квартиру построить. Ориентируйтесь только на себя, никому ничего не доказывайте, а просто делайте свое дело с честью и любовью и ищите единомышленников.