Репортаж
«Про бизнес» 8 июня 2018

Совсем не страшные (разве что некоторые): как в Беларуси делают динозавров для Голливуда

Фото: Вадим Куделко, probusiness.io

В центре Минска одна скромная компания делает… динозавров. И отправляет их в Америку, Европу, Азию, а также в собственные семейно-развлекательные центры в Минске. Один из них - «Динозаврия» - в прошлом году был признан лучшим развлекательным центром в мире. Наш журналист Анастасия Бондарович побывала в цехах «Восточно-Европейской компании» (ВЕК) и узнала, как здесь создаются динозавры и аниматронные (движущиеся) изделия и декорации.

- По меркам наших широт эта компания - ветеран. Прошло уже 28 лет, как трое знакомых, и среди них Алексей Кузнецов, решили делать совместный бизнес. Приятели-предприниматели взялись за много дел сразу: стали делать медицинскую технику, потом мягкую мебель, и даже шампиньоны растили…

А идея попробовать себя в индустрии развлечений пришла Алексею еще в студенчестве. Он оказался на учебе в Америке, где довелось побывать в парке аттракционов. И настолько впечатлился идеей, что домой вернулся с желанием повторить ее здесь. «Парижский Диснейленд по сравнению с ними - это минский Парк Горького», - рассказывает предприниматель.

Алексей Кузнецов. Фото из личного архива

В 1996 было в парке Челюскинцев был открыт их первый центр семейного досуга Q-ZAR, компания стала производить декорации и аниматронные фигуры. Заказы были разные - от театров до мини-гольфа.

Фото: Анастасия Бондарович, probusiness.io

Однажды потребовался и динозавр. «В Киеве создавался огромный развлекательный центр, и к нам обратился заказчик, когда был только заложен фундамент здания. Он провел социологическое исследование о том, какие развлекательные тематики наиболее интересны людям. Предлагалось несколько вариантов - и пираты, и жуки, и космос… Что угодно! Но большинство интересовали динозавры. Второе место в тематике заняли пираты, а третье - одежда (королев, принцесс)», - рассказывает предприниматель.

Так динозавры стали пополнять портфолио компании.

Фото: Анастасия Бондарович, probusiness.io

В 1998 году партнеры разошлись, забрав каждый по направлению бизнеса. Декорациями стал заниматься Алексей. Вступил в международную ассоциацию IAAPA, стал участвовать в выставках за рубежом, в том числе в Америке. Сначала в большей степени компания там закупала комплектацию, а в 2000 году привезла свои изделия. Но американцы все равно не спешили обращаться с заказами - неудобно заказывать физический товар у компании, которая находится далеко. Ремонт и гарантийное обслуживание через океан все же были проблематичны. Проблема решилась, когда компания нашла себе региональных представителей.

Так и начала налаживаться работа по производству динозавров и других декораций для заказчиков со всего мира.

Заказы и клиенты

Производство здесь не серийное - к компании обращаются, когда нужно произвести много разных декораций. Бывает, что ни одна не повторяется. Приходят за год, а то и за два до начала строительства объекта. Есть и заказы на центры «под ключ». За объемы стоимостью меньше $ 10 000 компания не берется, так как деньги это небольшие - только в подготовку производства для одной «двигающейся куклы» и можно уложиться. «Но, например, американцы никогда не спрашивают, сколько это стоит. Если их интересует идея, бюджеты могут быть любые. Есть аттракционы, которые стоят более $ 1 млрд. И это только за один!», - делится Алексей.

Фото: Анастасия Бондарович, probusiness.io

В компании работает около 100 человек, есть представительства в Америке, Европе и Азии. Некоторые сотрудники могут быть не задействованы месяцами, пока заказов нет, но компания все равно держит их в штате, выдает зарплату. Так выгоднее, потому что за любой срочный заказ он берутся сразу.

Заказать можно все, что угодно. Сотрудники до сих пор вспоминают петуха в 6 метров, который упирался в потолок цеха, - его заказывали для Голливуда.А как-то сделали обезьяну, похожую на Обаму, - улыбка выдавала явное сходство. Сделали, забыли исправить- и отправили американскому заказчику, не заметили! Пришлось выкручиваться - прикрыли ей рот рукой. До сих пор эта история веселит сотрудников.

«Один из постоянных заказчиков - отель-казино "Пекин" в Лас-Вегасе. В прошлом году мы отправляли им слона, который сам ездил на велосипеде по канату и лестнице и еще держал равновесие, как сегвей», - рассказывает Алексей. Есть заказы и не «из этой оперы» - например, статуи голых мужчин в минском Blackhall Bar. Один из самых крупных заказов - оборудование московского развлекательного центра под ключ площадью 18 000 м2.

Фото из архива компании

А изучать конкурентов в этой сфере особенно приятно - куда бы ни приехал топ-менеджмент компании, они везде идут в развлекательный центр. Впрочем, это про центры, а в нише производства конкурентов мало. «Штучные заказы особо никто не выполняет. Если их делают китайцы, то дешево и некачественно, если европейцы, японцы или американцы - то безумно дорого. Вот и есть ниша для нас».

Смотрите далее в видео - как же выглядит производство таких динозавров

А кроме производства…

На сегодня спрос на продукцию в СНГ упал - хорошо если в год есть хотя бы один крупный заказ. Чтобы остаться на рынке, компания стала активнее создавать развлекательные центры сама. Первой стала «Динозаврия» в 2015 году. В разработке еще несколько крупных развлекательных комплексов.

«Динозаврия». Фото с сайта rebenok.by

Самая грубая ошибка в создании развлекательного центра, делится Алексей, - «не делать ничего». Поставить игрушки и все. Или не позаботиться о безопасности - если мамы видят в аттракционе потенциальную опасность для ребенка, то конечно, его туда не поведут.

Есть центры, в которых оборудование окупается в течение 6 месяцев, есть - за 2−5 лет. Зависит от места, темы и способа финансирования - в основном компания берет кредиты у банков и старается приобретать недвижимость. Так, «Динозаврия» стоила около $ 6 млн, из них $ 4 млн - недвижимость. Окупить развлекательный центр планируют за 5 лет. На вопрос, что более прибыльно, Алексей отвечает: «Эксплуатация центра во всяком случае дает стабильный доход»