Управление персоналом
«Про бизнес» 9 ноября 2017

Не «лучший продавец», а сражение «ситхов» и «джедаев». Как мотивировать сотрудников с помощью игры

Фото с сайта mashable.com

Конкурсы на лучшего специалиста и прочие «соцсоревнования» изжили себя. Хотя сам принцип геймификации, который и лежит в их основе, сегодня однозначно в тренде. Только в новом формате и по новым правилам. С помощью игр компании успешно вовлекают сотрудников и повышают эффективность бизнеса. Как геймификация помогает мотивировать персонал - своим опытом делится Алена Шипош, управляющий партнер компании «Высоцкий Консалтинг».

- Сегодня геймификация приобретает все большую популярность. Но играми в стиле «Лучший сотрудник» или «Рекорд по продажам» уже давно никого не удивишь. Кроме того, такие игры не включают воображение, а мотивацией в них в основном служат амбиции либо приз. По сути они подразумевают то же, что и ежедневная работа - рост KPI, повышение эффективности. Если сотрудник работает на процент и имеет высокий уровень личностной мотивации на успех, получается, что игра для него - это та же конфета, только в другом фантике.


Алена Шипош

Управляющий партнер компании «Высоцкий Консалтинг»

Основными же целями игры в компании должны быть:

  • Повышение уровня вовлеченности сотрудника
  • Мотивация к устранению узких мест.

К примеру, если в компании плохо с пиаром - можно сделать игру на количество постов в Фейсбуке с упоминанием компании. Сотрудника такая игра должна развивать, мотивировать решать проблему больше, чем в рамках его компетентности и возможностей. По-настоящему интересная и эффективная игра обязательно выходит за рамки рабочего процесса.

Как сделать игру эффективной

Для того чтобы сделать игру интересной и вовлекающей, сделайте интересным сам процесс, а не только результат. Игра «Лучший сотрудник» с количеством продаж ради дополнительной премии хороша в первый раз. Во второй, третий, четвертый - звонить в колокольчик и писать имя на доске становится таким же атрибутом работы, как и сама продажа. Игра уже не приносит тех эмоций, радости, азарта, ради которых она создавалась.

Проявите креатив. В нашем московском филиале в преддверии выхода новых «Звездных войн» отдел продаж был разделен на два «лагеря»: лагерь «ситхов» и лагерь «джедаев». Одни условно представляли добро, другие - зло. При этом задача у обеих команд была одинаковой - получение большего количества заказов. Даже для тех, кто не был «в тренде», игра стала интересным интерактивом: противостояние, наличие современных образов создало уникальный микроклимат в коллективе, который действительно положительно повлиял на результат.

Кадр из фильма «Звёздные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи», реж. Райан Джонсон

Выходите за рамки. Даже если цели касаются исключительно рабочего процесса, игра должна выходить за его рамки, и создавать новые правила поведения, взаимодействия. Так игра усиливается за счет самого процесса - он становится интереснее и увлекательнее. Результаты любой игры должны быть измеримыми, в примере выше это увеличение объема продаж. Но помимо самой победы должны прилагаться ценные призы. Об этом - в примере ниже.

Заботьтесь о сотрудниках. Результат, который вы ожидаете от игры, необязательно должен быть связан с уровнем дохода, или выполненными на работе действиями. Поощряйте развитие сотрудников - это станет приятным бонусом и для них, и для вас. А игра здесь может помочь как ничто другое.

Недавно мы в компании заметили, что наши сотрудники мало читают. А для руководства это важно - много читать. Ведь в интервью и книгах по-настоящему сильных управленцев, предпринимателей, специалистов можно найти очень много полезного для любого бизнеса - вне зависимости от его масштабов.

Билл Гейтс и Илон Маск, например, читают примерно по 100 книг в год. При этом раньше Маск читал еще больше: 2 книги в день (60 книг в месяц, 720 в год). Главная ценность книги - в формировании точки зрения и перенятии успешного опыта.

Фото с сайта startupitalia.eu

В итоге в нашей компании появилась игра по прочитанным книгам. Сотрудник компании, прочитавший наибольшее количество книг, получает приз - новую электронную книгу. Правила достаточно простые:

  • Прочитанная книга должна быть «по специальности» или относиться к категории «бизнес-литература»
  • После прочтения нужно написать эссе о трех основных идеях в книге, и о том как можно эти идеи применить в работе, - и расшарить это эссе
  • Приклеить наклейку с названием книги и оценкой на специальную доску.

В результате сотрудники, приходя на работу из отпуска, первым делом идут к доске с набором разноцветных стикеров. За два месяца игры у лидеров - по 7 прочитанных книг, то есть почти по книге в неделю. При этом они получают не только информацию и практические навыки, но и новые идеи, которые можно реализовать прямо тут, в компании, где они работают.

Правила игры

Игры, могут быть разных форматов: конкуренция, сотрудничество, достижение общей цели. Но основные принципы ее создания не меняются:

  • Игра должна быть интересной и давать положительные эмоции
  • Правила должны быть простыми, но жесткими
  • Результат должен быть полезен и применим
  • В игру должны играть все. Включая всех руководителей и директора

Сроки игры должны быть продолжительными: от шести месяцев до года. Бывают случаи, когда результат нужен здесь и сейчас. Но даже в таком случае игра должна длиться дольше месяца, т.к. в нее должны успеть включиться все.

1. Не стоит одновременно начинать несколько игр, лучше ограничиться одной, но для всех. Например, сейчас у нас проходит игра «Ни дня без дохода». Так как компания консалтинговая и не подразумевает активные продажи каждый день, в игру включились все - и каждый увидел, как он может влиять на результат.

2. Между играми желательно делать перерыв 1−2 месяца, чем дольше игра - тем дольше перерыв. Это необходимо для того, чтобы сотрудники успели насладиться победой и собственными достижениями. И «нагуляли аппетит» к новой игре.

Фото с сайта trackracedays.ru

3. Лучший способ вовлечь персонал - личный пример. Не важно, насколько усердно сотрудники демонстрируют неинтерес к игре, личный пример и постоянные разговоры о результатах и собственных инсайтах повышают их вовлеченность.

Если вы как топ-менеджер или владелец не играете, можете быть уверены - другие тоже не будут. И никакой «обязаловки» - игра дело добровольное. Взаимодействуйте с неформальными лидерами коллектива, не переставайте общаться - и даже самые холодные сердца растают, а глаза загорятся.

4. Ну и, конечно, - без фанатизма. Любая игра должна быть уместной. Игра по продажам в похоронном бюро вряд ли приведет в восторг ваших сотрудников. Поэтому создавать игру нужно исходя из здравого смысла и уместности.

Если вы хотите создать классную игру, которая будет мотивировать ваших сотрудников на выполнение регулярных задач - у вас ничего не получится. Задача геймификации в том, чтобы мотивировать на большие успехи и достижения (как свои, так и компании), иначе будет неинтересно в нее выигрывать. Чем масштабнее игра, тем больше мотивация в нее выигрывать.