Личный опыт
«Про бизнес» 22 февраля 2019

«Я ушла из айти в искусство — и назад не вернусь». История театральной лаборатории

Фото из личного архива. Фотограф Анна Рыжковская

Пока многие думают, как «войти в айти», Вика Егорова променяла эту сферу на собственную театральную лабораторию SHAKE. Вложив всего 100 долларов для старта, сейчас она расширяет программу курсов и планирует нанимать больше преподавателей. Можно ли заработать на творчестве - читайте в материале.

- Больше 10 лет я проработала преподавателем английского языка, и наступил момент, когда поняла - больше не могу. Устала, выгорела, не видела для себя перспектив. Это было в 2017 году. Я решила попробовать себя в другой области - в ИТ и параллельно реализовать давнюю мечту - заниматься театром. У меня были опыт любительского и студенческого театра и успешная постановка танго-спектакля весной 2017.

ИТ променяла на театр

Летом 2017 я устроилась на работу бизнес-аналитиком в небольшую ИТ-компанию и поступила в академию искусств на режиссуру театра. Через год поняла, что физически не потяну и учебу, и работу в ИТ. В основном из-за того, что в академии три сессии, две из которых длятся три недели и во время которых я занята с девяти утра до девяти вечера. Несмотря на то что мне очень нравился бизнес-анализ, у меня были успешные проекты и прекрасная команда, выбор я сделала в пользу творчества. Осталась учиться в академии и ушла из ИТ. Рутинную работу я выдерживаю с трудом и если не нахожу лазейки для творчества, начинаю болеть.

Осенью 2018 я открыла театральную лабораторию SHAKE. Дополнительно взяла языковую подработку (репетиторство и переводы): такой режим оставляет достаточно много свободного времени для занятий в лаборатории и в то же время я не остаюсь без гроша в кармане, пока бизнес развивается. Лаборатория отличается от студии тем, что это не только обучение, но еще и эксперимент, свобода творчества и больше возможностей для сотрудничества и самовыражения участников. Название появилось не просто так.

Слово SHAKE в переводе с английского означает «трясти», это метафора активного, целеустремленного человека, который готов постараться и поработать над собой. Это также первые пять букв фамилии любимого мной Шекспира - SHAKESPEARE.

Для запуска мне понадобились подходящее помещение, оформленное ИП, работающие соцсети и деньги на таргетированную рекламу. В сумме я потратила примерно 100 долларов.

С помещением повезло: моя знакомая, руководитель студии танца BALANCÉ, предложила мне вести занятия в своем танцевальном зале. Для этих занятий важно пространство, даже на курсе по технике речи мы не сидим, а много двигаемся, некоторые упражнения нужно выполнять лежа на полу, есть упражнения, где мы используем зеркала, поэтому танцевальный зал с зеркалами - идеальный вариант. За аренду я плачу по часам.

Фото из личного архива. Фотограф Анна Рыжковская

После этого я занялась составлением программы занятий. Использовала свой преподавательский опыт, программы академии искусств, теоретические работы Станиславского, материалы тех тренингов и семинаров, которые я посещала. Каждое занятие - это 90% практики и совсем немного теории, которая вытекает из практических упражнений.

Сейчас у меня два краткосрочных курса из 10 занятий: Plast (курс пластической импровизации) и Speak (курс по технике речи). С марта я запускаю два долгосрочных курса: курс актерского мастерства для детей и тематический курс актерского мастерства для взрослых Etude-ник.

Сейчас курс из 10 занятий по 90 минут стоит 120 белорусских рублей (55 долларов), абонемент на 8 занятий детской группы - 75 белорусских рублей (35 долларов), абонемент на долгосрочный курс по актерскому мастерству - 90 белорусский рублей (45 долларов) за 8 занятий по 120 минут.

Лаборатория существует полгода и сейчас у меня есть два источника дохода: обучающие курсы и спектакли, на которые продаются билеты. Пока я вкладываю в развитие бизнеса все, что зарабатываю в лаборатории. Выйти на рентабельность, по моим подсчетам, смогу к концу осени 2019.

Бесплатные занятия и дружба с конкурентами

Первых клиентов я искала через рекламу в тематических группах в ВК. ЦА изучала тщательно, несколько раз переписывала портрет клиента. Теперь он выглядит так: молодой человек или девушка, 25−35 лет, работает в сфере ИТ, здравоохранения или образования, испытывает трудности в коммуникации, самопрезентации, самовыражении, нуждается в развитии гибких навыков, в основном это связано с работой (смена работы, командировки, переход на другую должность) или хобби.

Для привлечения клиентов я даю рекламу в Facebook, посты в тематических группах в ВК. Моя сестра заставила меня завести блог в Instagram.

Если я не выкладывала новый пост, она звонила мне вечером и страшным голосом спрашивала: «Где пост?»

Приходилось писать, хотя мне до сих пор это сложно дается.

Фото из личного архива. Фото Станислава Никоненко

Перед каждым набором я делаю открытые бесплатные занятия, чтобы все могли посмотреть и попробовать, чем мы будем заниматься. Первая группа была очень маленькой - три человека. Но с каждым набором количество людей увеличивалось. В декабрьской группе было 7 человек. Наборы проходят примерно раз в полтора-два месяца.

Начинала я одна, только с фотографиями помогала сестра. Теперь у меня есть два помощника: один из них занимается сайтом и техническими вопросами, второй помогает с продвижением. Занятия пока веду тоже сама, но в будущем планирую нанять двух педагогов.

Конкуренция достаточно большая, хватает и крупных школ, и мелких. В лаборатории есть три «конька», которые нас выделяют: практические занятия, которые очень быстро дают эффект, возможность самореализации (в каждом курсе есть творческие задания), методически точно составленные курсы на основе программ ведущих театральных школ.

Фото из личного архива. Фото Станислава Никоненко

С конкурентами я стараюсь дружить, потому что мы делаем одно полезное и нужное дело. В результате такой дружбы получился пластический спектакль «Было ли, не было». Спектакль показали в начале января в Нацинальном центре современных искусств, собрали полный зал.

Сейчас я работаю над тем, чтобы у лаборатории были свое помещение и, конечно же, новые спектакли.