«Если родители хотят быстрый результат — отправляю к конкурентам». История изостудии «Каляки-Маляки»
Открывая свою детскую студию рисования, Наталья Неборская сразу решила, что не будет «как все». Ее методика не предполагает быстрого результата и «вау-эффекта», поэтому не всем родителям это нравилось. Но Наталья смело рекомендовала таким клиентам конкурентов, а сама продолжала развивать собственную методику. Сегодня у нее одна из самых крупных художественных студий в Беларуси, в планах дальнейшее расширение и создание франшизы. Своей историей Наталья Неборская, руководитель изостудии «Каляки-Маляки», поделилась с «Про бизнес».
- Мне всегда нравилось рисовать, заниматься творческими проектами, работать с детьми. Идея создания места, где дети смогут быть самими собой, давно была у меня в голове. Но о том, что это выльется в почти полтысячи учеников и 6 филиалов я, конечно, и подумать не могла!
У меня высшее образование по специальности «социальная работа», еще художественная школа и множество семинаров и тренингов по «художке» у нас и за рубежом. Работала в центре социального обслуживания населения, вела творческие занятия для людей с особенностями. А когда пришло время отдавать своего ребенка в детский сад, я устроилась туда работать воспитателем - с этим условием дочку гарантированно приняли туда. Из садика я ушла во второй декрет - и уже не вышла на работу. Работала репетитором, брала учеников и занималась с ними дома, вела занятия по арт-терапии.
В 2014 году мне позвонили родители одной моей ученицы и сказали, что в Каменной Горке достраивается дом, в котором можно снять помещение. Мы быстро нашли общий язык с председателем товарищества, к которому оно относилось, я сняла это помещение и открыла ИП. Для меня все произошло довольно неожиданно.
Наши первые «Каляки-Маляки»
Открывали первую студию с минимальным бюджетом. Ремонт, фанера для стен, закупка столов и стульев, бумаги, кистей и прочего - все обошлось в $ 2000. Договорились, что за аренду заплатим в конце месяца (около $ 400).
Для тех, кто любит сказать: «Ну, понятно, ей муж бизнес спонсировал», сразу отмечу - муж работает в литейном цеху на тракторном заводе.
Название «Каляки-Маляки» придумала моя старшая дочь - ей тогда было 7 или 8 лет. Многие курсы берут пафосные названия типа «Академия» или «Институт», но для меня есть только одна академия - Академия искусств, остальное просто маркетинговые ходы. А еще модно добавлять слова «европейская» или «международная».
В Минске довольно много курсов по рисованию для детей. Мы проанализировали практически все и увидели - они работают по «поэтапной системе». Что это такое? Педагог говорит: «Дети, рисуем котика. Все нарисовали шарик - это голова. Теперь все нарисовали эллипс - это тело, хвостик - колбаска…» И у всех получились очень красивые, качественные, но одинаковые котики. Считаю, что в таком подходе творческой составляющей мало. И если следовать поэтапному рисованию, у ребенка никогда не выработаются свой стиль в живописи и какие-то пристрастия.
Когда мы открывались, решили отойти от тактики «поэтапного рисования». Наша программа построена на изучении истории искусства и времени, когда дети могут рисовать сами. И сейчас, насколько знаю, мы единственные работаем по такой программе. Есть несколько дружественных нам студий, где дети также могут рисовать сами, без указания «свыше», только у них нет изучения творчества художников и истории искусств.
Мой подход - не для всех. Если родители хотят «быстрый результат», это не ко мне. Нельзя посадить ребенка и за час обучить его бегло читать. С рисованием так же.
Например, когда мы рисуем горы, то сначала смотрим с детьми на картины с репродукциями гор, фотографии. Обсуждаем, какими горы могут быть. И затем каждый рисует их так, как себе представляет. А если вдруг кто-то скажет: «Я не хочу рисовать горы, хочу Спайдермена!» - без проблем! Спайдермен же может лететь над горной долиной, и это будет уже вид сверху! Важно, чтобы каждый смог проявить себя.
Дети сами выбирают цвета и стиль, в котором хотят рисовать.
У нас нет конкретных направлений, мы показываем, какими материалами можно пользоваться, как их комбинировать, какие возможности в творчестве бывают, чтобы потом ребенок сам смог это применить. Часто дети приходят к нам и начинают рисовать руками, брызгать краской на стены, одним словом - экспериментировать. Поэтому просим родителей одевать детей на занятия в специальный «рисовальный костюм» - то, что не жалко и легко стирается.
Если родители хотят, чтобы их пятилетка рисовал «как художник», мы сразу отказываем и рекомендуем места, где это возможно. Никогда не пыталась удержать людей насильно и не понимаю, когда говорят про другие студии: «Ой, да у них там дорого, и вообще учителя так себе». Считаю - сходите, посмотрите там, посмотрите тут. Детей хватит на всех, и у родителей должен быть выбор. Не люблю плевать в чужие огороды, предпочитаю поливать свой.
К слову, в 2017 году наша студия была признана лучшей среди стран СНГ на конкурсе «Скрыжаванне» в жанре «Живопись».
Как мы расширялись
Изначально я имела в виду, что мои «Каляки» будут таким уникальным местом в городе, куда будут приезжать все, кому такой формат нужен. Но помещение в Каменной Горке не могло быть одним - это окраина, да еще не у самого метро. Хоть и были люди, которые привозили туда детей аж из Уручья. Но параллельно я начала арендовать почасовое помещение в школе в Малиновке. Все делала сама.
Проводила занятия каждый день на Каменной Горке и два раза в неделю в Малиновке - по 5 часов, вела бухгалтерию и была администратором. Тот год был очень напряженным - не знаю, как я выжила:)
Через год, в 2015, я увидела объявление, что сдается помещение около метро Малиновка, как раз возле нашего дома. Цена была приемлемой - и мы его арендовали, открылись в ноябре. Но сама я уже не могла успеть везде, поэтому наняла сотрудника. Было опасение, что в середине года набрать группу будет не так-то просто, а на деле набрали ее очень быстро. После этого взяли в субаренду помещения в нескольких школах в районах, где особенно просили.
Дальше решили открыть филиал где-то «поцентрее». Нашли помещение в полуцоколе старого дома около парка Челюскинцев. Мне не все там нравилось (например, низковатые потолки), но расположение подкупало. С этим филиалом когда выходили в ноль, когда в небольшой плюс. Но через год решили, что бытовые условия нас не устраивают, и стали искать что-то получше. Переехали в помещение в «Маяке Минска». Туда приезжают клиенты из Уручья, Боровлян, из центра по линии метро. К слову, в Боровлянах тоже пробовали открыться - по просьбе жителей района, но через год этот филиал пришлось закрыть. Возможно, помещение было не очень удачным по расположению - далеко от школ и садов.
Недавно поступил запрос от нового жилого комплекса на проспекте Победителей - просят организовать студию специально для детей жильцов, даже готовы предоставить помещение и оплатить ремонт.
На сегодня у нас 3 стационарных филиала (в каждом обучаются по 100 человек) и 3 - на базе общеобразовательных школ (по 45 учеников). Всего мы обучаем сейчас около 450 учеников.
О больших и маленьких клиентах
Обычно детей к нам приводят мамы - молодые, креативные, у многих есть свое дело. Есть те, кто пришел случайно - понравилось и остались, а есть те, кто целенаправленно ездит к нам издалека.
У нас есть разные уровни обучения:
- Нулевой - там занимаются малыши с мамами
- Первый - 4−6 лет
- Второй - 6−8 лет или те, кто отходил на первый уровень
- Третий - академический рисунок и станковая живопись. Там дети каждый месяц создают свой композиционный проект, рисуют его на холстах.
В первую студию приезжали родители, которые хотят, чтобы их дети занимались именно по этой концепции - часто ездили из другого конца города. Когда студий стало больше, стали приходить с детьми мамы, живущие по соседству. И вот тогда началась некоторая текучесть клиентов: кто-то уходил, кто-то оставался.
Помимо обучения рисованию в этом году мы открыли направление детских творческих дней рождения на разный возраст. Его просят провести нечасто, но мы особо и не рекламируем эту услугу, так как пока есть только 4 программы. Стоимость такого мероприятия (до 10 человек) - $ 60.
Для старших детей проводим мастер-классы по живописи акриловыми красками - в среднем около 30 рублей ($ 15). И есть планы разработать программы для взрослых, их уже несколько раз заказывали.
Недавно делали детский день рождения по мотивам творчества американского художника-экспрессиониста Джексона Поллока. Раскатали в студии огромный лист, на нем разложили небольшие холсты, и дети брызгали туда из шприцев краску. Каждый ребенок смог забрать с собой свою собственную абстрактную картину.
Думаем и над другими проектами. Хотим сделать формат «мама + малыш», название еще придумываем. Мамам тоже хочется посидеть, порисовать. Но когда ребенок крутится под ногами - это проблематично. А как мама я понимаю, что дети должны быть выгуляны при любой погоде. Если бы я могла пару часов посидеть порисовать, а мои дети в это время будут гулять с доброй тетей на улице - для меня это было бы очень ценно. Думаю, будем делать группки по 6−8 человек, найдем профессиональную няню и запустим это направление.
Как мы привлекаем клиентов? Когда открыли первую студию в Каменной Горке, подружились с торговым центром, который находится рядом, и стали проводить там промоакции. Я в костюме феи, с кудрями ставила там мольберт, и все желающие дети могли бесплатно рисовать и забирать с собой картинку. Мы и сейчас так делаем, только реже.
Группы в Каменной Горке и Малиновке набираются практически без рекламы, благодаря сарафанному радио. В прошлом году попробовали рекламу в переходе метро.
У нас есть Instagram, но он больше для родителей тех детей, которые уже ходят к нам. Им интересно, что делали на занятиях, поэтому педагоги фотографируют и выкладывают моменты обучения. Еще у нас там есть рубрики «Каляки-Маляки Советы», «Каляки-Маляки Методики».
Кроме того, мы ставим штендеры и вывески по дороге к студиям. Участвуем во всех детских фестивалях (Мамслет, БуКидФест и так далее), различных благотворительных проектах.
Есть сайт, в прошлом году делали его оптимизацию, но сейчас от нее отказались, чтобы не создавать ажиотаж: в некоторых группах «список ожидания» уже в 2 раза больше, чем основной, и практически все хотят ходить к нам в вечернее время и на выходных.
Летом мы проводим арт-лагеря, куда приезжают и дети, живущие за границей. Это те, кто навещает бабушек в Минске. В этом году были дети из Лондона, Нью-Йорка, Дубая - многие не первый год.
Команда
У нас сейчас 5 педагогов, администратор и директор-управляющий (он появился недавно, так как я собираюсь в третий декрет). И бухгалтер на аутсорсе.
Искать сотрудников - это просто боль! Недавно ушла в декрет сотрудница, так чтобы найти кого-то на ее место, мы провели 35 собеседований! У нас есть два важных критерия: профильное образование (художественное училище, Институт культуры) и отношение к детям - это должен быть наш человек. Были люди, которые на вопрос «Почему вы хотите у нас работать?» отвечали «Хочу, наконец, перебраться в Минск!» или «Ну, зарплата у вас хорошая…» В итоге педагога нашли, но отбор был сложным.
Нашим сотрудникам от 25 до 45 лет, есть одна студентка Института культуры. Все женщины, мужчины вообще редко приходят в преподавание. Был прекрасный мужчина-преподаватель, но у него была большая загрузка - совмещал с работой в частных детских садах и в итоге решил сосредоточиться на них.
У нас есть практика отслеживания качества работы сотрудников: я или администратор выезжаем в филиал с «сюрпризным визитом» - и снимаем занятие на видео. Всегда видно сразу, как педагог готов к занятию, как общается с детьми. Однажды с человеком в результате пришлось расстаться - заметили, что его отношение к детям совсем не такое, какое транслировалось изначально.
Особых сложностей с управлением персоналом у меня нет, так как я всегда заранее проговариваю, чего жду от сотрудников - и все это понимают. У нас есть очень подробные должностные инструкции - для администратора, педагогов. Например, для директора-управляющего она состоит из пяти листов А4.
Финансы и планы
Первая студия почти год балансировала с минуса на ноль, за месяц (8 занятий) мы брали около 40 рублей. Во второй студии стоимость была уже 60 рублей, это позволило получить прибыль в первый же месяц работы. Сейчас месячный абонемент на 8 занятий стоит 70 рублей ($ 35), на 16 занятий - 120 рублей ($ 60).
Ежемесячные расходы: 5% - налог, 40% уходит на зарплату преподавателя, административного персонала, ведение бухгалтерского и налогового учета, 22% - аренда и коммунальные услуги, 7% - материалы, 7% - ЕРИП, смс-оповещения, хозяйственные товары, чай и т.д.
Если я вижу, что филиал имеет хотя бы минимальный «плюс», я его оставляю - мне важно, чтобы дети имели возможность ходить и заниматься. Например, если бы я спросила у своих друзей-бизнесменов совета по поводу одного из филиалов, они бы мне точно сказали: «Закрывай его к чертям!» Аренда высокая, групп больше, а людей в них ходит меньше. Но этот филиал мне очень нравится, я уверена, что он только набирает обороты и вижу в нем перспективу.
Я хочу, чтобы наша студия была доступной - талантливые дети же не только у богатых. Поэтому мы даем скидки семьям, которые водят к нам сразу трех детей, призеры международных конкурсов какой-то период тоже занимаются бесплатно.
Наши планы. В ближайшем будущем мы:
- Планируем направление «мама + малыш»
- Собираемся открыть еще один филиал
- Готовим франшизу нашей студии. Скорее всего, ориентирована будет не на Беларусь, а на другие страны
- Запустим на краудфандинг авторскую тетрадь для рисования, чтобы те мамы, которые не могут приезжать к нам, могли заниматься живописью с ребенком дома
- Ближе к Новому году запустим проект для взрослой аудитории.
Несмотря на всю мою занятость, я всегда нахожу время на семью. У нас с мужем двое детей, скоро появится третий. Моя семья поддерживает меня во всем и дает силы двигаться дальше.
Мои выводы про бизнес
1. Для запуска своего дела не обязательно сразу делать большие вложения. Гораздо важнее хорошая идея. Подумайте - чего не хватает вам, каких товаров или услуг. Возможно, на это есть большой скрытый спрос.
2. Бизнес с детьми - специфический. Каждый год - как в первый раз: набор клиентов, размещение рекламы…
3. Когда делаешь что-то от души, это сразу чувствуется. И притягивает людей.
4. Выбирая сотрудников, не нужно идти на компромиссы. У нас остаются только те, в ком я уверена на 100%.
5. Если бы я заранее просчитывала бизнес-план, рентабельность, я бы до сих пор ничего не открыла. У меня было по принципу «глаза боятся, а руки делают».