Личный опыт
«Про бизнес» 9 февраля 2018 1

«В геймдеве "средние" проекты даже не покрывают стоимость разработки». Алексей Мелешкевич о мечтах и играх на блокчейне

Алексей Мелешкевич. Фото из личного архива

Алексей Мелешкевич с детства любил компьютерные игры и хотел заниматься ими всю жизнь. После нескольких неудачных попыток сделать свой игровой стартап, ему удалось создать компанию по разработке популярных компьютерных игр, самая массовая из которых - «Веселая ферма» - набрала более 300 млн установок.

Сейчас Алексей запустил новый проект Total Games и занимается разработкой игр на блокчейне. Он поделился с «Про бизнес» своей историей и рассказал о том, как создавать игры, монетизировать и продвигать их - и о новых проектах.

С чего все начиналось

- Я с детства был фанатом компьютерных игр - начиная с игровых автоматов в фойе кинотеатров и первых персональных компьютеров на базе ZX-Spectrum. И уже тогда мечтал посвятить жизнь если не разработке игр, то хотя бы тому, что связано с компьютерами.

После университета, в 2002 году, мы с друзьями создали первый в моей жизни геймдев-стартап. Сняли квартиру и начали там делать игру. Опыта у меня, вчерашнего студента, было совсем мало, поэтому логично, что я покинул тот проект буквально через месяц. А остальные ребята сумели вырастить одну из крупнейших на тот момент компаний Arise, которую потом приобрела Wargaming, чтобы сделать знаменитые танки.

Потом я несколько лет фрилансил, работал программистом в паре небольших аутсорсинговых компаний. Время от времени пытался организовать свой стартап по разработке игр в свободное от основной работы время. Ничего из этого не получалось.

Идеи возникали очень спонтанно. От «RPG от третьего лица на планете» до «бабушка ловит бутылки, вылетающие из окон многоэтажки». Никакого маркетинга, понимания аудитории и реалий рынка. И, соответственно, никаких шансов на успех.

Однако все это вместо денег давало бесценный опыт. Я писал свои игровые движки. Сделал 3 версии, даже с реализацией планетарной физической симуляции.

Фото с сайта dev.by

В общем, путь к своей компании не был простым и легким. Melesta Games появилась только в 2008 году и ей предшествовали 6 лет упорного труда и накопления опыта на разных позициях в других компаниях, а также несколько неудачных попыток запустить свое дело.

О первом успехе

Первым по-настоящему успешным проектом стала казуальная игра (предназначенная для широкого круга пользователей - прим. «Про бизнес») «Веселая ферма» (Farm frenzy). Мы ее сделали в партнерстве с компанией Alawar, которая на тот момент являлась издателем казуальных игр и финансировала небольшие команды. Объяснять успех постфактум легко и приятно: «Ну просто мы так здорово все сделали, так хорошо придумали идею игры, нарисовали графику, почти без багов все реализовали, что, конечно, предопределило успех».

На самом деле нам повезло. Никто не ожидал успеха. Менеджеры Alawar не собирались с нами продолжать сотрудничество. Однако уже на этапе старта стало понятно, что игра, скорее всего, - хит. И как-то все наладилось.

Неудавшихся проектов было гораздо больше, чем удавшихся. Я не совру, если скажу, что из 30 выпущенных проектов только 3 или 4 становились по-настоящему успешными. И это еще не худшая статистика. Причин провала множество: технические, графические, дизайнерские. Любая недоработка может свести многомесячные или даже многолетние усилия к нулю.

Разработка игр - это сверхконкурентная индустрия, где «средние» проекты даже не покрывают стоимость разработки.

Игра должна понравиться большому количеству людей, стать для них лучшей, чтобы обрести успех. И поэтому только высокопрофессиональные команды могут делать такие проекты.

О новом проекте

Сейчас я занимаюсь новым проектом: в компании Total Games, которая была основана в середине прошлого года. Разрабатываем игры с использованием технологии блокчейн, которая наделала много шума в прошлом году, а интерес к ней не ослабевает и сейчас.

Скриншот с сайта totalgames.io

Есть несколько путей использования распределенного реестра в нашей сфере: делать игры с интеграцией стороннего работающего блокчейна, например, Ethereum, или разрабатывать свой блокчейн для собственных нужд. Тут нет абсолютно правильного решения, все зависит от архитектуры приложения и целей конкретного проекта. Мы выбрали не самый простой путь - разрабатываем свое техническое решение, приняв за основу одну из доступных технологий.

Мы начали делать игру-ферму Total Farm - с виртуальным огородом, коровками, огурчиками-помидорчиками для мобильных устройств и сервером на распределенном реестре. Основные технологии мы решили обкатать на более простом проекте. Сейчас в активной разработке - виртуальный покер Total Poker.

Мы реализуем клиентскую часть на Unreal Engine - самом технологичном 3D-движке для игр. Хотим добиться максимально реалистичного и привлекательного изображения с красивым динамическим освещением и физическими эффектами.

Для серверной части мы используем блокчейн, в него интегрируем все операции. Любой желающий впоследствии сможет установить у себя дома свой серверный узел для нашей игры и своим участием гарантировать в составе сообщества честность всех игровых и неигровых операций. За это он будет получать часть игровых комиссий от игроков. Это снимет с нас, как с разработчика, необходимость поддерживать серверную инфраструктуру, а также гарантирует корректность и стабильность работы системы без нашего участия.

Мы никогда раньше не сталкивались с подобным техническим решением, и нам это все очень интересно, так как открывает много новых возможностей при оперировании проектом такого типа.

О маркетинге

Мы пока лишь планируем маркетинг наших текущих проектов с использованием блокчейна, поскольку они еще в разработке. Сейчас для нас это терра инкогнита и мы только предполагаем, какие каналы будут наиболее эффективными при продвижении такого продукта. Одно можно сказать точно: нам предстоит забыть все, что мы знали раньше и много экспериментировать с новыми для нас инструментами.

Что касается Total Poker, мы не рассчитываем найти универсальное решение на поверхности, т.к. продукт создается на стыке трех еще достаточно далеких друг от друга сфер: блокчейна, мобильных игр, покера.

Например, основным каналом продвижения мобильных игр на текущий момент является реклама в Facebook, AdWords, YouTube, Snapchat, баннерные и видеосети, офлайн и пр. В индустрии классического покера очень распространены партнерства с аффилированными сетями. А проекты на блокчейне помимо всего перечисленного активно используют PR и, так называемые, баунти-программы (возможность получить токены блокчейн-стартапов без вложения собственных средств - прим. «Про бизнес»). Стоит понимать, что набор каналов и инструментов каждой из этих сфер не может в чистом виде быть использован в другой с той же эффективностью.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Очевидно, нам придется сильно адаптировать подходы к продвижению под особенности нашего бизнеса, придумать что-то новое или вспомнить хорошо забытые старые инструменты. Уже сейчас у нас есть крайне интересные идеи. Я не могу сейчас всего рассказывать, но буду рад поделиться через некоторое время, когда мы все это опробуем и получим результат. Не исключено, что с появлением большего количества игр на блокчейне, будет развиваться новый инструментарий для маркетинга и будут рождаться новые каналы продвижения.

Об аудитории и рынках

Каждый проект предполагает аудиторию, характерную для классических продуктов соответствующего жанра. Технологичность и инновационность позволяет нам лишь предложить дополнительную ценность в наших продуктах.

Для Total Farm - это 70% женской взрослой аудитории. И использование блокчейн-технологий должно быть для них абсолютно незаметно, прозрачно. Мы планируем полностью избавить их от несвойственных для игр вопросов технического характера.

В отличие от Total Farm, наибольший интерес к покеру наблюдается преимущественно среди мужчин (ориентировочно - их 70%) в возрасте 20−35 лет. Важной особенностью этой аудитории является их техническая подкованность. Предполагается, что аудитория покера ближе к теме криптовалют и блокчейна. Именно среди них встречается наибольшее количество early adopters (категория людей, следующая за инноваторами - прим. «Про бизнес»). Отчасти этот факт склонил нас в пользу выбора Total Poker как первого продукта на блокчейне. Тем не менее, при реализации Total Poker, как и в случае с фермой, мы стремимся создать простую, удобную и красивую игру, не обременяя пользователей ненужными сложными вопросами.

Что касается рынков, на которые мы ориентированы, тут все просто. Это те страны, где больше всего нашей целевой аудитории. Например, для Total Poker - это США, Канада, Австралия и Европа. Вопрос с выбором платформ тоже особо не стоял - это iOS и Android - платформы, по работе с которыми у команды накоплена наибольшая экспертиза. Особенно, это решение кажется «здравым», когда видишь ежегодные отчеты, подтверждающие глобальную тенденцию перехода онлайн-аудитории в мобайл.

О команде

Мы имеем счастливую возможность построить компанию со всем накопленным багажом знаний и опыта, без груза текущих процессов и организационной структуры. Ну и в этой области мы тоже вводим инновации.

Мне всегда не нравилось классическое столкновение интересов компании (собственников) и сотрудников. Сотрудникам всегда выгоднее меньше и легче поработать и больше получить вознаграждения, компании же наоборот - выгоднее как можно больше и качественнее получить работы и при этом меньше потратить. Я не говорю, что все люди и компании действуют по этому принципу, а только про математическую выгодность, эффективность.

И это меня всегда беспокоило, очень хотелось построить организацию таким образом, чтобы такого конфликта интересов не возникало никогда. Хотелось построить такую систему, где бы действительно усердные и профессиональные люди получали то, что заслуживают, а в ответ - болели за свою компанию, старались сделать больше и лучше каждый день.

Лозунги выглядят красиво, но бессердечная математика говорит, что выгоднее одним не очень-то и напрягаться, а вторым не очень-то и тратиться. Разные компании решают эту проблему по-своему. Мне же хотелось сделать абсолютно органичную систему, при которой материальные интересы каждого были бы соблюдены и сбалансированы.

Мы придумали свою систему опционов, где сотрудники вкладываются в продукт, который мы разрабатываем и имеют юридически оформленное право на участие в доходах компании.

То есть мы таким образом реализовали партнерство не только на словах, но и юридически оформили его. А еще мы все друзья и очень любим свое дело.

Так, например, с нашим техническим директором мы знакомы уже, страшно подумать, 20 лет. Это по-настоящему выдающийся человек, посвятивший всю свою жизнь программированию, искусственному интеллекту и, конечно, играм.

Арт-директор к нам приехал из Киева. Переехал со всей семьей, чтобы участвовать в нашей компании. С ним мы делали графику к лучшим играм серии «Веселая Ферма» (Farm Frenzy), потом он успел поработать удаленно с очень многими игровыми компаниями СНГ. И, наверное, почти со всеми в Беларуси. У него огромный опыт в игровых проектах. Директор по маркетингу тоже далеко не новичок. Масса проектов за плечами в нескольких компаниях. Отлично понимает современные реалии и не пугается нового с этим нашим блокчейном.

Мы не стремимся быстро расти, хотим остаться компанией размером до 15 человек, чтобы не иметь коммуникационных штрафов, иметь плоскую структуру управления без нескольких слоев начальства, без всякого намека на «политические игры» внутри компании.

При этом верим, что можем в таком составе оперировать проектами с оборотами в миллионы долларов.

О монетизации

Есть несколько вариантов монетизации:

  • Платные игры
  • Внутриигровые покупки
  • Подписки
  • Рекламная монетизация.

Платная модель - это когда вы просто покупаете игру на диске или в цифровом магазине и играете в нее, проходите. Условно-бесплатная модель основана на внутриигровых покупках. Это когда вам в игре оказывается нужна какая-то вещь или игровое преимущество и есть возможность это приобрести за деньги прямо внутри приложения.

Фото: Александр Корсаков, 42.TUT.BY

Подписочная модель предполагает периодическую оплату за возможность играть в данную игру. Оплата при такой модели может взиматься автоматически, что уже реализовано для мобильных игр на iOS и Android. Такие сервисы монетизации предлагают соответствующие магазины. Рекламная модель не предполагает траты денег за приложение или внутри приложения, но каким-либо образом вынуждает к просмотру рекламы. А уже рекламодатели оплачивают эти показы разработчику.

Несколько иная ситуация с проектами, основанными на блокчейне. В основном вся монетизация таких проектов происходит еще до выпуска, а бывает и до начала реализации таких проектов, через ICO.

ICO - это аббревиатура ставшая очень модной в прошлом году, означает выпуск разработчиками своих цифровых активов в виде криптографической валюты (монет или токенов) под обещание реализации проекта для финансирования этой самой реализации. Бывает, обещают какую-то выгоду тем людям, которые покупают их монеты или токены, а бывает, что нет. По понятным причинам высок риск обмана в такого рода предприятиях, когда разработчики не выполняют своих обещаний или выполняют без надлежащего качества.

Другой вид монетизации блокчейн проектов - это создание сервиса или продукта, основанного на принципах децентрализации и свободного обмена и обращения. Тут монетизация заключается в первоначальной продаже этого виртуального актива в виде виртуальных вещей или валюты. Также можно монетизировать такой проект через комиссии при обращении с такими активами.

О планах

Главной целью сейчас является запуск нашего проекта Total Poker. Необходимо проверить все гипотезы по оперированию такого рода проектами. Затем мы бы хотели вернуться к реализации Total Farm в ту область, где у нас максимальные накопленные компетенции. Так же мы не спеша, очень аккуратно, привлекаем людей в команду, медленно расширяемся, оттачиваем процессы производства.