Дизайнер хотел собрать деньги через Kickstarter, но не получилось — не повторите эти ошибки в краудфандинге
Дизайнер Алексей Лимонов, основатель белорусского бренда Levsha Design, год назад запустил на популярной краудфандинговой платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на создание ежедневника для дизайнеров и творческих людей. Но ему удалось собрать только 10% от заявленной суммы. Леша воспринял неудачу как полезный опыт и все-таки реализовал проект самостоятельно. Но проанализировал, почему у него не получилось.
Дизайнер рассказал свою историю и сделал выводы - в чем основные ошибки на зарубежной краудплатформе и как не повторить их впредь?
- Идея создать ежедневники для дизайнеров и творческих людей появилась около 4 лет назад, когда популярными стали блокноты Moleskine. Я подумал: почему бы не сделать что-то подобное? Я графический дизайнер, мне приходится постоянно делать заметки, записывать идеи, составлять список задач и творческих планов. Я хотел создать продукт, которым с удовольствием пользовался бы сам и который помогал бы мне в работе. Не было цели разработать что-то необычное - хотелось на простую вещь взглянуть под другим углом.
Возникла идея обложки с бультерьером: пес как будто охраняет идеи и мысли в блокноте. Сильная хватка, острый ум, интересная внешность, интеллигентный вид - получился собирательный образ дизайнера. Я начал развивать концепцию: «Держи язык за зубами, а мысли - в надежном месте».
Задолго до старта кампании на Kickstarter концепт был опубликован в моем портфолио. Я получил много отзывов и вопросов «Где купить?». Это помогло понять, кому нравятся подобные вещи, и подтолкнуло к реализации.
Как я решил выйти на Kickstarter
Изначально я искал инвестора для поддержки проекта в Беларуси, но, не имея опыта и грамотного бизнес-плана, получал отказы. Одного желания и «огня в глазах» оказалось мало, чтобы убедить потенциального инвестора. Я решил попытать счастье на краудфандинге.
Я планировал создать ежедневник на русском языке, но в итоге захотелось показать эту вещь всему миру. Я был уверен: аудитория СНГ пока не готова платить за то, чего еще нет на рынке. А вот европейцу или американцу система краудфандинга знакома, для них выложить $ 35 на новый интересный проект не проблема.
Поэтому я решил попробовать заработать средства на Kickstarter. Два месяца я готовился к старту кампании. Специфика в том, что Kickstarter может выводить деньги через определенные страны, но Беларуси в этом списке нет. Необходимо быть резидентом страны, в которой доступна платформа, или иметь знакомого, который живет там и имеет счет в местном банке. Это как раз и был мой вариант - помог друг из Швеции.
С самого начала я решил все делать сам. От идеи до создания первого экземпляра - все выполнял я. Тексты я тоже готовил сам, а вот корректировка и перевод на английский язык контролировались профессиональным лингвистом.
Нужно было много сделать, отснять, распечатать - мы работали с большим вдохновением, все силы я бросил на этот проект.
На протяжении двух месяцев кампании я с утра до вечера писал письма и пробовал наладить коммуникацию с теми авторами, которые добились успеха на Kickstarter, готовил пресс-релизы для дизайн-блогов, профессионального PR-специалиста у нас не было. На письма мне так никто и не ответил.
В итоге - нам удалось собрать только 10%…
Почему не получилось
Я анализировал причины неудачи. Думаю, они заключаются в следующем:
1. Продвижение. 90% успеха любой подобной кампании зависит от SMM и PR, и только 10% - от идеи, дизайна и всего остального.
Нам не удалось наладить коммуникацию со СМИ. Я был уверен, что опубликую проект - и все произойдет само собой.
Как только я его разместил, мне начали писать PR-компании, которые работают только с новичками. Они писали: «Заплатите нам - и мы соберем для вас деньги!»
Я решил попробовать разные варианты и начал сотрудничать с тремя из них. Одной заплатил $ 150, двум другим - $ 350 и $ 650. Ни одна из предложенных схем не сработала. Мне присылали отчеты о публикации моих пресс-релизов - все было опубликовано, ссылки предоставлены, но отдачи не было никакой.
Как я сейчас понимаю, подрядчики неверно выбрали площадки для размещения статей: они не ориентировались на мою целевую аудиторию. Поэтому эффективного продвижения не получилось.
2. Счет был привязан к шведской кроне. Платформа принимает сборы в местной валюте страны, а в проекте участвовал мой знакомый из Швеции.
Жителям других стран было непонятно, сколько стоит блокнот, хотя я и указывал сумму в долларах рядом в скобках - люди не замечали ее. Но по-другому действовать было невозможно из-за ограничений Kickstarter.
3. Я заявил большую сумму сбора - $ 35 000. Тем, кто меня спонсировал, я обещал ежедневник.
До запуска проекта я выяснил, что многие кампании, которым удалось собрать нужную сумму, в итоге оказались провальными и даже ушли в минус. Почему? Все просто: авторы «прогорели» на том, что делали доставку товара бесплатной и не учли это при формировании цены на товар.
Этой ошибки я не допустил. Доставка в разные страны стоит разных денег: например, отправить посылку в США стоит дороже, чем в Австрию. Я рассчитал почтовые затраты на отправку ежедневников в каждую из запланированных стран и включил их в стоимость. Доставку для жителей Беларуси сделали бесплатной.
Через год мы решили произвести тираж блокнотов и все же реализовать проект. Но уже без краудфандинга.