Личный опыт
11 мая 2016Как семейная пара монетизировала свою любовь к куклам
- Мы с мужем Иваном окончили Университет культуры и искусств по специальности «народные ремесла». У меня был интерес к текстилю и куклам, у мужа - к скульптурной лепке. После университета нас распределили в Центр творчества детей и молодежи. Иван вел кружки по папье-маше, я - по войлоку.
Отработав два года, мы решили уйти в свободное творчество. Захотелось попробовать. К тому же у нас появился ребенок - нужно было уделять ему больше внимания. Мы зарегистрировались как ремесленники и начали заниматься тем, к чему давно был интерес: портретные и интерьерные куклы.
Первые портретные куклы мы делали в подарок друзьям и так формировали свое портфолио.
Как построен рабочий процесс
Мы работаем дома. У нас небольшая квартира, но мы сумели организовать там мастерскую. Работаем попеременно: то муж сидит с ребенком, то я. Впрочем, мы все равно отвлекаемся на домашние дела и досуг, поэтому работа неотделима от семейной жизни.
Готовим работы, как правило, коллекциями - задумываем сразу 5-10 кукол. Мы работаем одновременно с несколькими изделиями, поэтому сложно сказать, сколько времени уходит на одну куклу. Но маленькую куклу можно сделать за день, на портретную уходит дней 10.
Бывает работа «внахлест», и отдыхать не получается. Например, когда есть заказ на портретную куклу, то работаем круглосуточно.
Где продавать предметы творчества
Для художника найти способы продать свои изделия - пожалуй, самая сложная часть работы. Но такие способы, конечно, есть:
Выставки и галереи. Пока что нам больше удаются продажи таким способом. Мы испробовали несколько мест:
- Выставки изделий ручной работы («Большой модный маркет», «Центральный фэшн маркет», «Млын»)
- Специализированные кукольные выставки («Госпожа кукла», «Панна DOLL'я»)
- Сборные художественные выставки («Мартовские коты», «Алиса в стране чудес», «Фарбы душы»)
- Галереи («Славутасць», «Подземка»). Все галереи работают на условиях комиссионного вознаграждения, чаще около + 50% к стоимости изделия
Сейчас на выставках продажи идут сложнее. Арендная плата все выше, а у покупателей денег все меньше.
Кроме того, направленность существующих выставок не совсем подходит нашему творчеству. Лишь малая их часть - специализированные, куда люди приходят непосредственно за творческими изделиями:
- Например, для аудитории модных маркетов наши куклы - это, скорее, дополнительный атрибут
- На художественных выставках, которые длятся около месяца, посетители больше любуются работами, чем покупают их
Гораздо лучше ситуация в России: там много творческих выставок, высокий уровень работ. Мы стремимся туда, но для этого еще надо дорасти в своем творчестве.
Сейчас же выхода нет, и мы все равно участвуем в тех выставках, что проходят в Беларуси.
В среднем участие в 2-3-дневном маркете или выставке стоит около миллиона.
Для одной выставки нормальные продажи - это около 10 работ. Но иногда мы работаем и в ноль, и в минус.
Нестабильность - нормальная ситуация для художника. Но наилучший результат приносят крупные выставки с высоким потоком аудитории. У нас это «Млын».
В основном продаются небольшие игрушки, потому что они дешевле - в среднем 350 000-400 000 рублей. Так что можно сказать, что небольшие изделия нас кормят.
Ярмарка у Ратуши. С этого года у нас есть там свое место для торговли. Зимой был объявлен аукцион по продаже мест, и мы заключили договор на год. В течение года мы имеем право торговать по выходным и праздничным дням. Стоимость зависит от количества таких дней в месяце, но обычно выходит до миллиона.
Работа на улице нелегкая, но муж всегда возвращается домой с хорошим настроением. Место у Ратуши наконец дало стабильность, каждую неделю мы готовим новые работы. Так мы работаем в более быстром ритме.
Продажи через Интернет. Мы стараемся вести аккаунты в Facebook, Instagram, ВКонтакте, но для нас легче работать с «живыми» людьми, оффлайн. Продвижению в Интернете еще нужно учиться, на что у нас с мужем времени нет. Поэтому в Интернете нас находят, как правило, те, кто уже видел наши работы на выставках.
Кто наши клиенты
Портрет клиента очень разнообразен. В основном он формируется аудиторией выставок и галерей, где мы продаем свои работы. Это люди среднего возраста, которые часто покупают кукол в качестве подарка. У Ратуши среди покупателей больше иностранцев.
Эмоции от наших кукол разные. Чаще всего они нравятся людям, хотя бывают редкие исключения. Кто-то пугается - говорит, что не может поставить к себе в дом такое.
Но мы изготавливаем только то, что нравится нам самим. Нам интересно воплощать свои идеи, а не чужие. Поэтому на заказ мы не работаем (хотя раньше пытались) - тогда получается механическое воспроизведение. Кроме того, прибавляется много дополнительных временных затрат: общение с заказчиком, назначение встречи с ним, обсуждения… Выходит, что проще продать куклу, которая нравится нам, чем сделать то, что понравится другим. Это не касается портретных кукол - они ведь только на заказ и создаются.
Как мы будем развиваться дальше
Нас радуют условия работы - единый ремесленный сбор в год. Можно заниматься любимым делом.
То, что мы существуем в этой профессии уже 4 года, доказывает, что в нашей стране своим творчеством хоть и нелегко, но можно жить.За это время мы научились разбираться в ремесленничестве: где какие выставки проходят, что как устроено... Но все равно 90% времени уходит только на изготовление изделий.
Со временем мы уходим во все более художественное русло, стараемся повышать свой уровень. В магазин, пусть даже в Интернете, мы не спешим идти.
Мы хотим реализоваться как художники, а не как ремесленники.
Чем отличаются эти понятия? Это постоянная работа над качеством, а не над количеством. Художник делает уникальное, штучное и не ориентируется на запросы и заказы.
Один из приоритетов на будущее - это выход на новый уровень творчества. И сейчас каждой своей работой мы к этому приближаемся.