Личный опыт
«Про бизнес» 7 октября 2015

Как изменились запросы бизнеса на визуализацию своих продуктов – примеры от студии компьютерной графики WideView

Алексей Валаханович. Фото из личного архива

Глобальные изменения

1. Клиенты перестали заказывать визуализацию строящихся объектов недвижимости. К этому в целом относятся как интерьерные проекты (как в будущем будут выглядеть готовые помещения - прим. «Про бизнес.»), так и архитектурные.

Фото с сайта airforce.ua

2. Цены на услуги выросли по сравнению с 2014 из-за укрепляющегося доллара. Наша компания де-факто перестала работать с российским рынком. Коммерческие предложения мы, конечно, считаем в долларах, что делает нашу студию слишком дорогой (даже на фоне некоторых московских студий) для российского рынка, где привыкли, что в Беларуси дешевле.При этом сложно оценить конкретный рост - под курс доллара в России никто не пересчитывал свои прайсы. То есть цены в рублях повысились. Но не так радикально, как укрепился доллар.

Пример: сделать визуализацию (изображение) новой упаковки корма для собак стоило в октябре 2014 года 8 тыс. российских рублей (из расчета $20 рабочий час в среднем). А сегодня это 13 тысяч.

Фото с сайта about-dogs.ru

Или же стоимость визуализации внешнего вида будущего бизнес-центра в 2014 могла быть 34 тысячи российских рублей - теперь тот же экстерьер обойдется российскому заказчику в 55 тысяч.

Цены для российских заказчиков держим. Снижать их, следуя за курсом российского рубля - значит делать работу себе в убыток.И в дальнейшем будем ждать восстановления паритета цен.

Как изменилось поведение заказчиков

В целом проекты стали проще. При этом заказчик уже лучше знает, чего он хочет. Я уже давно не слышал фразу: «Сделайте на свой вкус, вы же профи...». Заказчики стали лучше подготавливать техническое задание уже на этапе заявки, стараются четко оговаривать как и что будет сделано.

Фото с сайта memurlar.net

Заказчик уже сам смотрит примеры работ и сразу пишет, что и как ему нравится. Видимо, внутренняя корпоративная ответственность повысилась, и теперь за неудачные вложения в рекламу спрос от руководства вырос втройне. А может быть, так происходит и потому, что и мы стали более требовательны к ТЗ от заказчиков.

Что происходит у заказчиков на разных рынках и сегментах

Разное ценообразование - для разных рынков

Количество запросов из Западной Европы осталось на прошлогоднем уровне, но нам пришлось немного снизить цену для наших клиентов. Опять же по причине сильного доллара. Ну и перестраховаться решили.

Фото предоставлено студией WideView

Европейский рынок является основным поставщиком длинных проектов на визуализацию мебельных каталогов, интерьеров или архитектуры.Азиатский рынок стал строить осторожней, наблюдается сужение рынка китайских и арабских строительных проектов. В 2014 мы реализовали относительно большое количество визуализаций: китайский парк развлечений, аэропорт, торговые и бизнес центры. В этом году спрос со стороны азиатских и восточных рынков сильно упал. Конечно, связываем это со снижением цен на нефть и кризисом в строительной отрасли Китая.

Реклама товаров и услуг

1. Увеличение количества адаптаций видеороликов. Клиент предпочитает сэкономить, адаптируя уже отснятые, существующие ролики. Стало больше таких запросов и от международных сетевых брендов. В подобных проектах меняется упаковка продукта (например, изображение пачки чипсов того же самого производителя, но изготовленная для другой страны) - на актуальную для местного рынка.

Фото с сайта edabezvreda.ru

Заменяется текстовая графика и переписывается озвучка. В остальном ролик не меняется.

Потребность в производстве и супервайзинге новых видеороликов снизилась. Имиджевые ролики практически перестали заказывать.

2. Рост запросов на 2D-графику. Она кажется дешевле, но часто требует хорошего вкуса от художника, который будет реализовывать проект. Часто клиент не задумывается, что 2D-ролик может быть даже дороже, чем 3D. И что максимально близкий к ожиданиям результат во многом зависит от слаженности тандема «клиент-студия».

3. Интернет-проекты не выросли. В начале 2015 мы ожидали значительное повышение спроса на дигитальные (цифровые) рекламные онлайн-проекты. Чаще всего ротация на телеканалах стоит значительно дороже, чем в Интернете. Да и сам рынок интернет-рекламы растет. Но в итоге спрос на небольшие графические ролики или элементы к ним (потом они используются для рекламы в Интернете и на промо-сайтах), конечно, поднялся. Но не так значительно, как мы ожидали. Возможно, 3D-визуализация все еще слишком дорога для Интернета.

Фото с сайта ski.ru

Рост конкуренции в некоторых сегментах

1. Обостряется конкуренция на пивном рынке. Игроки пивного рынка стали активно внедрять все больше новых продуктов. Увеличился запрос на визуализацию бутылок с новыми этикетками или новыми формами бутылок, изображения которых потом используются повсеместно: и в Интернете, и в печатной рекламе.



2. Активизировались мебельщики. Рост «мебельных» запросов в нашу студию показал, что частные производители из России и Беларуси стали больше задумываться над продвижением своей продукции. Правда, цены на фотографическое качество финальных изображений пока часто пугают заказчиков.

Как оптимизировать издержки через самообучения

Из-за падения местных валют к доллару цены на наши услуги повысились для всех основных заказчиков: Беларусь, Россия, Европа, Китай, страны Персидского залива.

От снижения стоимости рабочего часа мы отказались. Главным инструментом для эффективного снижения себестоимости работ стало самообучение. Мы учимся решать задачи быстрее, новыми способами, программами и плагинами (программа или программный модуль, который подключается к основной программе, чтобы расширить ее функционал, возможности - прим. «Про бизнес.»). Не боимся применять новые методы работы сразу при реализации новых проектов. В итоге, как считаем, это позволит нам выйти из кризиса более эффективными и с новыми умениями.



Первое изменение: мы учимся правильно выяснять потребности заказчика, стараемся делать техническое задание максимально четким и подробным, задавать больше вопросов, выяснять все потребности, отсекать пункты нереализуемые или неясные.

Все это, конечно, занимает больше времени и нервов на этапе подготовки. Но затем экономит и нам, и заказчику множество времени при реализации проекта.

Фото с сайта 3ds-max.ru.softonic.com


Второе изменение: мы отказываемся от реализаций проектов только старыми, проверенными методами. Не питаем иллюзий, что потом когда-нибудь научимся пользоваться новыми плагинами на легких и несрочных заказах - таких заказов, как правило, не бывает. Всем всегда нужно срочно. В Интернете можно найти множество видеоуроков, которые могут рассказать об основных принципах и, если повезет, то и о некоторых «фишках» программ.

Знать всего в компьютерной графике невозможно, и, благо, у нас нет людей, который считают себя всезнающими гуру.

В качестве примера приведу несколько простых, но понятных задач:

Пример 1. Мы стали применять плагин, который помогает симулировать в кадре движения ткани. Для некоторых случаев быстрее научиться им пользоваться, чем вручную делать какие-то манипуляции в старом проверенном 3ds Max (самая распространенная программа для создания и редактирования трехмерной графики и анимации).



Пример 2. Нам нужно было визуализировать полет нескольких десятков шариков из пункта А в пункт Б. Можно запустить изображения летящих шариков вручную - в том же 3ds Max. Но сразу возникают вопросы: сколько именно шариков, какое между ними расстояние, какая плотность, где их летит больше, а где меньше...

Фото с сайта kirov.blizko.ru

Согласовывая это все с заказчиком, можно потерять несколько дней на переделки и на «покажите-ка еще варианты». А можно использовать симуляцию, в которой шарики распределяются сами - без ручного поштучного регулирования из точки А в точку Б.



Конечно, такой подход рискованный, ведь всегда что-то может пойти не так, могут вылазить непредусмотренные ошибки и непонятные эффекты. Но каждый раз наш риск оправдывался. Использовать только старые добрые методы сегодня медленно и дорого. На данным момент мы выиграли и сэкономили, можно сказать, несколько дней своей жизни, а если сказать по-другому - несколько миллионов рублей заказчика.