Технологии
«Про бизнес» 13 июня 2018 1

«Пока не рынок сверхприбылей, но прорывные решения уже пакуем»: как заработать на VR-проектах для бизнеса

Фото с сайта hitechlabs.ru

Несколько лет назад к этим ребятам попал один из первых шлемов виртуальной реальности. По сути - дорогая игрушка. Но они решили, что новую технологию можно использовать не только для развлечений, но и для бизнеса. И сейчас на ее основе создают для именитых (и не очень) компаний виртуальные миры, презентации, обучающие курсы, моделируют для сотрудников чрезвычайные ситуации. Как это работает, рассказывает один из основателей проекта GkeyLab Максим Гречко.

- Вы надеваете специальный шлем и попадаете в несуществующий мир, при этом у вас полное ощущение присутствия. Вы видите, слышите, ходите, чувствуете ветер и запахи. Можете поменять время суток (день/ночь), уменьшиться или увеличиться до любых размеров (от молекулы до Вселенной), задать трафик автомобилей в городе, отправиться в космос или выйти на яхте в море. Границ нет.


Максим Гречко

Коммерческий директор компании GkeyLab

Надевая шлем виртуальной реальности (VR), вы, точнее ваш мозг, воспринимаете все как нечто близкое к реальности, как личный опыт. Вы стоите на ровном полу в комнате, а ваше сердце по-настоящему замирает от страха высоты и сумасшедшей скорости, от красоты пейзажа или чувства стремительного полета. И это открывает нам, архитекторам VR, большие возможности.

Одно дело - увидеть картинку будущего дома, а другое - побывать в нем, включить «вечер» и посмотреть любимый фильм на диване, «просканировать» внутреннюю проводку или пирог стен, выбрать цвет фасада или сменить интерьер.

Зачастую получить личный опыт не представляется возможным, слишком затратно или попросту рискованно (например, при пожаре). А с виртуальными тренингами или обучением - вполне реально.

В начале был шлем

Однажды друзья из Нью-Йорка передали мне только что появившийся шлем виртуальной реальности - и меня он сильно впечатлил. Буквально сразу же показал его своему нынешнему партнеру - Кириллу Красногиру, а потом и молодому архитектору Алексею Павлову, ныне техническому директору команды. Мы сразу поняли, что шлем-VR можно использовать не только для игр - на игровых движках можно моделировать архитектуру. Решили действовать.

Нам предстояло ответить на два вопроса:

1. Как качественно смоделировать виртуальную реальность?

2. Как заставить все это работать в шлеме?

Собственно, первые полгода техническая команда решала эти задачи по 15 часов в сутки. Все что делалось - делалось, возможно, впервые. Реализация каждой новой идеи изначально была одной большой трудностью. Как разместить в виртуальной реальности человека-проводника? А что, если перенести в VR целый город? Может, посадить зрителя в вертолет и полетать над этим городом? А если добавим реальный ветер и запахи, насколько это усилит погружение в виртуальную среду? Как сделать так, чтобы пользователь максимально запомнил информацию с помощью VR? А как «влюбить» его в созданный мир?

Сегодня у нашей компании ряд собственных ноу-хау. Мы моделируем виртуальные миры любых масштабов и сложностей. Возможности VR поистине безграничны. Даже сейчас 40−60% нашей работы - постоянный поиск новых решений.

Команда и известный партнер

Чтобы запустить «производство» виртуальной реальности нам потребовалось всего несколько тысяч долларов. На самом деле, в начале пути гораздо важнее и ценнее - талант разработчиков и фанатичное упорство.

Начинали мы втроем, сейчас в команде 15 человек. Еще 20 подготовленных специалистов готовы подключиться по мере необходимости. Кадров нужной нам квалификации на рынке, по понятным причинам, нет. Каждого приходится обучать самостоятельно. Поэтому особенное внимание мы уделяем заряженности человека на работу и тому, насколько он вписывается в команду.

Технический директор координирует работу специалистов по моделингу, левел-дизайнеров, сборщиков, тестировщиков, программистов. Мы с Кириллом отвечаем за продажи, переговоры с партнерами, VIP-клиентами, продуктовыми экспертами.

Свой первый портфель VR-решений мы показали известному бизнесмену Василию Ворфоломееву. Теперь Василий - наш партнер.

Выход на рынок

Изначально мы были нацелены на сегмент крупных девелоперских компаний. Предлагали услуги по разработке презентаций и продажи будущих объектов в виртуальной реальности. Их было очень сложно «пробить»: с кем вы уже работали? Почему вы уверены, что это повлияет на продажи именно так? Первый коммерческий заказ поступил от «А-100 Девелопмент» - это была реализация в виртуальной реальности поселка «Пирс».

⇒ Читайте также: Как продаются дома в квартале «Пирс» с помощью VR-экскурсии - смотрите видео

Нечто подобное мы делали для крупнейшего в Казахстане девелопера элитной недвижимости. К нам стали обращаться другие корпорации из разных стран.

Со временем мы научились интегрировать виртуальную реальность в продажи «под ключ». Теперь разрабатываем VR-стенды (так мы называем созданный виртуальный мир), обучаем менеджеров, как правильно использовать эти стенды в работе с клиентами на выставках, презентациях, в офисе.

В портфеле компании - 35 полноценных VR-кейсов. И это чуть больше чем за 1,5 года работы в режиме «нон-стоп». Например, выставочный стенд для крупной производственной компании. На реальных 200 м² мы «уместили» виртуальные 10 тыс. км² - целый корпоративный мир компании, и предлагали посетителям отправиться в путешествие. Разрабатываем для крупнейших нефтяных компаний России и Беларуси тренинги для персонала, где моделируем разные ЧП.

Виртуальная реальность сегодня - пока неосвоенное поле, 99% контента для нее - игры. Разработок для бизнеса, обучения, медицины, социальных коммуникации практически нет. Хоть об эффективности VR в разных сферах говорят многие исследования. Например, когда пациентам с тяжелыми ожогами предлагали виртуально поиграть в снежки, то уровень боли у них снижался на 60%. У морфина, кстати, показатель тот же.

Мы уже разработали и «пакуем» в отдельные продукты ряд прорывных решений для различных сфер: от медицины до промышленности. Сложно представить бизнес, куда нельзя эффективно внедрить технологии виртуальной реальности. По нашим данным, с использованием VR эффективность обучения сотрудников или продажи в компаниях увеличиваются в разы.

В зависимости от сложности типовой кейс виртуальной реальности обходится от $ 6000 до $ 25 000. Это в 2−3 раза ниже, чем в России, и в 3−5 раз - чем на Западе. Мы сознательно держим цены. Наработанная экспертиза в разработке VR-решений завтра будет в сотни раз ценнее, чем полученная сегодня прибыль. Кроме того, надо дать клиентам возможность попробовать этот инструмент.

Рынок виртуальной реальности - это пока еще не рынок сверхприбылей. Но, мы уверены, он им обязательно станет.