Партнерский материал
«Про бизнес» 20 марта 2019

«Это как элитные бойцы»: чем UX и дизайнеры интерфейсов помогают бизнесу

Новые технологии и изменения в поведении покупателей - все это в итоге влияет на сайты, приложения и другие ИТ-продукты, которые помогают бизнесу успешно работать. Адаптацией же этих продуктов под запросы рынка занимаются в том числе UX-дизайнеры - именно они разрабатывают интерфейс ПО, сайтов, приложений или техники, который помогает пользователю не запутаться и быстро найти нужное.

В чем особенности этой профессии? На что обратить внимание компаниям и предпринимателям, которые создают собственные сайты и приложения? В рамках спецпроекта мы поговорили об этом с одними из самых крутых специалистов в сфере дизайна интерфейсов: Юрием Ветровым (директором по дизайну Mail.Ru Group), Дмитрием Осадчуком (креативным директором Mail.Ru Group) и Андреем Малеваником (арт-директором компании Contented), которые приехали в Минск на премьерный показ «Дизайнера интерфейсов» - первого фильма из цикла «Профессиональный взгляд в будущее», который покажут в Беларуси в рамках проекта Film Talks от Silver Screen.

Дизайнеры интерфейсов - кто эти специалисты и откуда приходят в профессию

Андрей Малеваник:

- В эту индустрию приходят и «классические» дизайнеры, и специалисты по компьютерной графике, и люди из совершенно неожиданных сфер. Например, из искусства: художники, фотографы. На курсах по подготовке дизайнеров интерфейсов, которые проводит наша компания, есть даже винодел. Настоящий, со своей винокурней! То есть человек делал вино, а потом решил стать дизайнером интерфейса. Реальный кейс.

Уровень востребованности специалистов вообще сумасшедший. Раньше услуги дизайнеров интерфейсов заказывали на стороне. Последние год-полтора очень массово, по крайней мере, в России, компании забирают эту экспертизу «внутрь» и формируют собственные продуктовые команды. Причем нужны как джуниоры, так и специалисты среднего уровня.

Я помню, как маялись предприниматели десять лет назад: «Это достижение, мы в течение пяти лет взяли на работу второго дизайнера». А сейчас за год по десять специалистов нанимают!

Но не стоит, конечно, лукавить и думать, что ты неделю или месяц поучился - и сразу трудоустроился. Нужны в первую очередь качественные кадры. Все-таки дизайнер интерфейсов - элитный боец. Он должен быть и очень сильным визуалом, и очень хорошим логиком, и психологом, и инженером… К сожалению, не все соответствуют таким критериям: эта профессия развивается на стыке нескольких. Но если ты соответствуешь запросам - востребованность на рынке труда, повторюсь, очень высокая.

Что должен знать дизайнер интерфейсов

Юрий Ветров:

- Есть ключевые навыки:

1. Умение понять, для кого ты делаешь продукт: какие у пользователей ожидания и проблемы, в чем особенность сценариев их работы с сайтом или приложением.

2. Умение «переложить» вот это поведение на интерфейс. То есть спроектировать его.

3. Надо знать, как создается эстетически хороший, визуально приятный дизайн. Который еще и усиливает бренд компании.

Рынок сейчас очень стремительный: нужно запускать продукты и вносить в них изменения с высокой скоростью. Для этого важны небольшие команды, в которых люди владеют не только основной профессией, но еще и смежными навыками. Это так называемые Т-образные специалисты. Они стали доминирующими в нашей сфере.

Дмитрий Осадчук:

- В плане развития команды и продукта - например, интерфейса приложения - крутость истории в том, что Т-образных специалистов можно подбирать и ставить работать рядом так, чтобы они не мешали и не соревновались друг с другом. Тогда команда состоит из людей, каждый из которых владеет определенными смежными знаниями. Один дизайнер крут еще и в создании видео, другой - в компьютерной графике. В моем окружении, например, многие люди пришли в индустрию из инженеров. Их смежный навык - умение решать логические, нестандартные задачи. Образно говоря, соединяя буквы «Т», можно получить ровный прямоугольник. Т-образные специалисты, объединяясь в команду, такой прямоугольник и образуют.

То есть могут «закрыть» любые, максимально широкие задачи, как простые, так и сложные. В этом плане Т-образность сейчас актуальна и важна.

Каким сферам бизнеса особенно нужно задуматься над дизайном интерфейса своих сайтов и приложений

Дмитрий Осадчук:

- Уже давно дизайн интерфейсов развивается в банковской сфере, в телекоммуникациях. Эти бизнесы активно привлекают таких специалистов. Вот взять любое приложение банка. То, что мы видим снаружи - например, экран для заказа платежной карты, - это оболочка. Визуально хорошо выполненный интерфейс, который позволяет оформить эту карту в режиме онлайн. Но под таким «капотом» скрывается работа десятков внутренних ИТ-систем и продуктов: CRM, электронного документооборота и прочего. Каждая из этих систем также имеет свой собственный интерфейс, которых должен быть удобен для сотрудников.

И сейчас мы видим, что именитые дизайнеры стали переходить на работу в традиционный бизнес. Например, в промышленность. Это пока не массовый тренд, но первые звоночки есть. Заметно, что у классического бизнеса появилась потребности во внутренних В2В-инструментах, которые помогут оптимизировать работу. И удобный интерфейс помогает сделать такие ИТ-инструменты эффективными.

Юрий Ветров:

- С чего вообще в процессе общения человека и машины возник вопрос об удобных интерфейсах? Один пример: в боевых самолетах во времена Второй мировой были не всегда удобные приборные панели. Из-за этого возникал риск аварийности. Это поняли и начали плотно работать с интерфейсами приборной доски, чтобы понизить риск гибели пилота. Могу сказать, что сегодня крупные компании из традиционного бизнеса (уровня «Сибура», «Газпрома») тоже на старте этих процессов. Госсектор сейчас активно вкладывается в создание эффективных ИТ-продуктов для граждан.

В малом и среднем бизнесе очень актуальна история про создание «продающего» интерфейса. Взять, к примеру, небольшой интернет-магазин.

Для него одни из главных условий успешности - это высокий процент конверсии и повторных покупок (возвращаемости).

Чтобы человек купил товар, он должен положить его в корзину, потом в этой корзине найти и сделать заказ. Если знать поведение пользователя и формировать под эти запросы дизайн - т.е. интерфейс интернет-магазина, воронка формируется эффективнее.

О каких трендах в дизайне интерфейсов надо знать

Юрий Ветров:

- Есть несколько групп трендов:

1. Начнем с технологических. 10−12 лет назад смартфоны превратились из дорогих и сложных устройств во всем привычные сенсорные телефоны, с помощью которых можно сидеть в интернете. Сразу выросло количество приложений - благодаря новой модели магазинов. Этот технологический рывок дал работу дизайнерам.

В этом году самая горячая тема - гибкие экраны. Очевидно, что пока стоимость таких смартфонов под 2 тысячи евро, мало кто может себе их позволить. Кроме того, они пока «сырые». Но интерфейсы в них отличаются от обычных смартфонов. Наверное, мы все под них будем адаптироваться в будущем.

2. Есть также тренды в визуале, связанные с изменениями во внешнем виде сайтов и приложений.

3. Третья группа трендов - связанные с изменениями в поведении пользователя.

Самое интересное - наблюдать, как эти тренды друг на друга влияют. Допустим, сейчас экраны у смартфонов сильно увеличиваются в размерах. Соответственно, дотянуться до верха экрана сложно, не разбив телефон об асфальт. И поэтому сейчас все сводится к тому, что интерфейс - значки, иконки, кнопки - опускают в нижнюю часть экрана. Тут видна связка разных трендов: технологический тренд увеличения экранов телефонов привел к тому, что изменился интерфейсный.

Дмитрий Осадчук:

- Хороший пример тренда, связанного с изменением поведения пользователя, - так называемый onboarding (онбординг). Раньше, если человек только зарегистрировался на сайте или в приложении, ему надо было рассказать о функциях. Понятно, что разработчики не могли давать инструкцию на 200 страниц, потому что ее никто бы не читал. Поэтому зачастую все сводилось к каким-то 3−4 экранам с объяснениями: здесь у нас кнопка «включи уведомление» или «настрой тему», а наверху кнопка «скачать». Это было… банальное понимание интерфейса.

А потом все пришли к тому, что онбординг - это не про то, как человеку показать основные функции. Это про то, как благодаря интерфейсу сделать пользователя активным. Чтобы он не просто зарегистрировался в приложении - но и остался им доволен. Активно пользовался и сам стремился изучать функции.

Еще один тренд: разрабатывать интерфейсы по удобству в работе, а не «по-красивости». Например, как только пользователь зарегистрировался у тебя в приложении, и ты знаешь о нем хоть какую-то информацию (имя, пол, возраст), дизайн сайта или приложения может подстраиваться под этого человека. Раньше мало у кого это получалось. Сейчас компании учатся это делать. Например, те же банки - у них все кастомизировано.

Андрей Малеваник:

- Приведу пример по теме трендов. Наш партнер из Питера - компания «Куберто» - вообще разрабатывает некоторые интерфейсы для работы с мобильными устройствами для пользования одной рукой. Потому что сейчас во многих сценариях смартфоны так и используются: на бегу, с пакетом во второй руке, открывая дверь и т.д. О многих таких примерах мы рассказываем в фильмах Contented о профессиях будущего, которые будем показывать в рамках проекта Film Talks в кинотеатрах Silver Screen. Очевидно, что в ближайшем будущем мир профессий продолжит меняться и специальности, которые актуальны сегодня, завтра могут оказаться невостребованными, и мы хотим рассказать людям, чем они могут заниматься дальше. После показов будем устраивать обсуждения увиденного вместе с экспертами.

Как понять поведение пользователя и создать под него интерфейс

Юрий Ветров:

- Люди, как известно, живут «вшитыми» в них привычками. Привычки формируют некие ожидания. Я вот ожидаю, что интерфейс одного сайта сделает какую-то вещь точно так же, как это происходит на остальных сайтах. Например, всегда хорошим правилом было то, что на экране отмечались кликабельные элементы. Раньше это были ссылки, подчеркнутые синим цветом. Потом стало чуть проще: можно было кликабельные элементы так же либо другими способами выделять.

Дмитрий Осадчук:

- В дизайне интерфейсов, как и в любой другой предметной области, проводятся:

1. Конкурентный анализ. Когда ты смотришь, что сейчас делается либо в индустрии, либо в продуктах. Изучаешь конкурентов от мала до велика и потом понимаешь среднюю температуру по больнице: что сделано плохо, а что - удачно.

2. UX Research. Это юзабилити-исследования, которые как раз дают обратную связь на все то, что ты делаешь. В том числе это эксперименты с какими-то конкретными продуктами.

Например, на mail.ru есть отдельное бета-сообщество, где тестируются новые «фичи» сервиса. Недавно мы тестировали пины: это функция, которая позволяет закрепить определенное письмо в самом верху экрана. Мне самому она очень нравилась - но оказалось, что в реальности нужна очень маленькому проценту людей.

Типичные ошибки при разработке интерфейса

Дмитрий Осадчук:

- Есть две ошибки, которые я часто наблюдаю:

1. Не тестировать свои решения. Когда бизнес полагается только на свою экспертизу: «Мы знаем, что это надо сделать именно так».

2. «Выкатывать рубильником». Когда говорят: «Разработали интерфейс и с завтрашнего дня переходим на его использование. Без вариантов». Лучше «выкатывать» разработку постепенно, каждый этап сопровождая тестированием.

Юрий Ветров:

- Я назвал бы следующие:

1. Уверенность, что мы знаем что-то лучше других.

2. Слепое копирование: «Вот эти ребята на рынке сделали что-то интересное, значит, надо так же поступать». Не факт, что чужая идея работает для вашей задачи. Иметь работающие паттерны и сценарии - это нормально, но только если ты их переосмыслил и понял, что они тебе тоже подходят.

3. Нежелание следовать лучшим практикам. Давно создано много методичек формата «10 ошибок, которых нужно избежать». Если учесть эти ошибки, ты сильно снизишь риски и сделаешь продукт лучше. Но, к сожалению, многие ленятся это делать.

Зачастую наша проблема не в отсутствии новых методов, а в том, мы не используем нормально старые.

Например, я всем рекомендовал бы познакомиться с тезисами мастодонта юзабилити Якоба Нильсена. Он стоял у истоков современного понимания профессии дизайнера. У него есть месседжи, которые называются «10 эвристик Якоба Нильсена». Там прописаны 10 правил хорошего интерфейса. Они применимы к любым интерфейсам: и к мобильным, и к web. К каким угодно. Рекомендую прочесть.

Партнер проекта:

Сеть кинотеатров Silver Screen решила выйти за рамки классических кинопоказов и запускает новый формат встреч - Film Talks. Каждое мероприятие будет включать в себя просмотр фильма, короткие выступления спикеров и дискуссионную панель с участием зрителей.