Личный опыт
7 июня 2019Все декретные деньги жены потратил на первые зарплаты сотрудникам. История студии анимации
Василий Волков рисовал портреты в парке и карикатуры для газеты - пока не посмотрел мультик про Масяню. Тогда он понял, чем хочет заниматься в жизни. Сейчас его анимационная студия Plumus не тратит деньги на рекламу своих услуг - клиенты приходят по сарафанному радио. Как увидеть возможность на рынке и реализовать ее, несмотря на сложности? Читайте историю о человеке, который зарабатывает на мультфильмах.
- Отучившись в Академии искусств на керамиста, я подрабатывал скульптурой, рисовал карикатуры для журналов, иллюстрировал сказки, был штатным художником в газете и даже рисовал портреты в парке. Меня все устраивало, но хотелось определиться с основным направлением и развиваться в нем.
И именно в это время «выстрелила» «Масяня». Только ленивый не говорил об этом мультике. Но меня заинтересовало не содержание, а технология. Сам факт того, что буквально на коленках очень быстро один человек может сделать мультфильм! Невероятно! Через неделю я сделал свой первый «мульт во Флэше» (технология Makromedia Flash) и принципиально отказался от всех остальных источников заработка. ТОЛЬКО анимация!
Естественно, никто ко мне с заказами не побежал. Несколько месяцев я жил в буквальном смысле на хлебе и воде, но отказываться от своей идеи не собирался. Я понимал, что мне нужна стратегия, нужно что-то, что привлечет клиентов, даст им гарантию качества моей работы.
Отдал свой ролик на ТВ за «спасибо», и его крутили год
В то время на ТВ была некоторая нехватка коммерческой рекламы. И пробелы в рекламных блоках заполнялись социальной рекламой. Я увидел в этом возможность пропиариться и сделал небольшой ролик. Тема «Выгуливайте собак в специальных местах» пришла как-то сама собой, возможно, повлиял тот факт, что я тогда снимал квартиру возле сквера. С этим роликом я пошел на национальные каналы: вот, мол, возьмите, сделал сам, денег не нужно. Ко мне отнеслись с подозрением: «Ничего не рекламируете? Социальная реклама по собственной инициативе? А денег вам точно не надо?..»
Я просто предлагал «социалку» безвозмездно. Ролик приняли, дали подписать бумаги, подтверждающие отказ от возможных претензий, и пустили в эфир.
Через неделю, если у меня на пороге стояли потенциальные заказчики, на вопрос о моих работах я спокойно мог ответить: «Видели рекламу "Выгуливайте собак в специальных местах"? Это моя». В итоге эту «социалку» крутили по двум национальным каналам еще целый год. А для заказчиков ролик стал гарантом того, что они обратились не к новичку.
На какое-то время это спасло ситуацию, но работы все равно было мало. Чуть позже я потратил неделю и обошел рекламные агентства Минска со своим небольшим портфолио, но и это не дало результатов. Такой ниши, как коммерческая анимация, у нас в стране фактически не существовало. В головах у людей было смутное представление о том, что с помощью мультипликации можно что-то рекламировать и продавать.
Дизайн упаковки и ТВ-реклама
Я полгода перебивался редкими заказами, которые приходили ко мне в основном через сарафанное радио. И тут мне повезло: один из заказчиков предложил сотрудничество.
У него был начальный капитал, и он готов был рискнуть, поставив на темную лошадку. На стадии подготовки появился третий партнер - дизайнер по упаковке, и некоторое время мы работали под одним брендом по двум направлениям: дизайн упаковки и ТВ-реклама (мультипликационные ролики). В итоге двое из нас занимались творчеством, а третий - бухгалтерией и бумагами.
Расчет был прост: все творческие задачи мы решаем общими силами, используя опыт и связи, полученные до этого. Если одно из направлений будет проседать, то другое перекроет издержки. Клиентов на первых порах фактически каждый из нас «привел с собой». Те, в свою очередь, советовали нас другим. Очень редко приходили заказы от рекламных агентств. Прибыль было решено вкладывать в расширение, и мы стали формировать постоянную команду: взяли художника, двух аниматоров и менеджера. Очень скоро поняли, что нужно развиваться в сторону 3D - так у нас появились еще три специалиста.
И хотя на первом этапе всех все устраивало, достаточно быстро пришло понимание, что каждый из нас по-разному видит будущее общего дела. Сработал тот самый принцип: с друзьями и родственниками вести общие дела не стоит. Все взвесив, мы решили не ломать дружеские отношения, и в течение года каждый пошел своей дорогой.
Декретные деньги жены ушли на первую зарплату сотрудникам
Пришлось начинать все сначала. Да, часть команды ушла со мной - 2 аниматора и художник, и это был большой плюс. На поиск хороших специалистов ушло бы время. У меня остались связи с рекламными агентствами, но тут как раз грянула вторая волна кризиса, и рекламный рынок серьезно просел. Заказов не было. У меня был месяц, чтобы определить направление студии, изучить финансовую составляющую, обеспечить сотрудников работой, чтобы они не разбежались.
Было непросто. До этого я занимался только творческими вопросами. Сейчас же мне нужно было полностью взять все в свои руки. В таких непростых условиях и появилась студия Plumus.
Я арендовал небольшой офис, купил минимальный набор техники и мебели. Компьютеры взял новые, мебель в условиях экономии - б/у. Плюс были затраты на открытие ООО и покупку доменного имени и хостинга. Сэкономил на дизайне сайта: разработал сам. Параллельно с этими событиями у меня родилась дочка, и декретные (последние семейные деньги) ушли на зарплату сотрудникам. В итоге на запуск студии потратил все семейные сбережения - $ 4000.
Санта-Барбара круче рекламы
Кризис показал, насколько ненадежен рынок рекламы. Предприятия в попытках сэкономить в первую очередь урезали расходы на рекламу. И любой спад в экономике означал для меня одно - отсутствие работы.
Это заставило серьезно задуматься над тем, чтобы уйти в сферу мультипликационных сериалов. Направление давало возможность творческого развития, а главное - стабильность. Еще до разрыва отношений с партнером к нам обратился Wargaming с вопросом о запуске небольшого сериального проекта «Военные истории». И я ухватился за эту возможность. В итоге мы получили заказ, который не только обеспечил команде работу на целый год, но и стал хорошим опытом.
Сегодня я убедился в правильности выводов. На данный момент 80% нашей загрузки - мультсериалы («Котики, вперед!», «Буренка Даша» и др.). Над ними мы работаем в сотрудничестве с другими студиями - «Анимаккорд» (создатели «Маша и Медведь»), «Рики» (создатели «Смешариков»), «Toonbox» (создатели «Mr. Freeman», «Куми-Куми»).
Рекламы стало значительно меньше. Беремся мы за нее не так часто (3−4 ролика в год), и заказ должен быть творчески интересным.
Из чего складывается стоимость ролика
В нашей стране, да и на постсоветском пространстве в целом, все еще частично сохраняется представление о том, что анимация - это совсем не сложно, весело и недорого. Заказчики, преимущественно приходящие напрямую, нередко искренне удивляются не самым маленьким цене и срокам и еще больше тому, что цена рассчитывается посекундно. Но качественно по-другому не получится.
Заказ на производство серии обычно приходит в виде сценария. За нами режиссура, анимация, финальная сборка.
Так, в зависимости от сложности графики, стоимость 1 секунды варьируется от $ 150 до $ 350. Эти цифры во многом обусловлены главной статьей расходов студии (70%) - зарплатой сотрудников. Создание качественного продукта требует хороших специалистов, а чем выше уровень специалиста, тем выше себестоимость производства.
Кроме того, в зависимости от проекта отдельно просчитываются стоимость разработки персонажей, сценарий, работа со звуком и некоторые другие этапы работы. Креативом занимаюсь я лично: на мне режиссерские функции и часто функции сценариста.
Далее в работу вступают художники, аниматоры и специалист по композитингу. А вот со звукорежиссерами мы работаем обычно на аутсорсе. И от проекта к проекту, исходя из требуемого формата, это могут быть совершенно разные специалисты.
На выходе, к примеру, 15-секундный рекламный ролик может стоить от $ 2000 до $ 10 000. Хронометраж заказываемых нам рекламных роликов, как правило, составляет 15−30 секунд, а одной серии мультсериала - 2−5 минут.
Результаты
Финансово мы всегда окупались, с самого первого месяца работы.
За 2 года существования студии коллектив Plumus вырос с 4 до 12 человек. В ближайший год намерены увеличить эту цифру в 2 раза. Это связано с планами по выходу на зарубежный рынок и развитием собственных проектов. Несколько лет назад я с головой ушел в разработку концепции своего собственного мультсериала. Так, после года упорной работы, в поиске партнеров и финансирования я повез на Суздальский фестиваль анимационного кино два проекта.
На конкурсе в номинации «Проект анимационного сериала» мы взяли первое место. Как итог, мы продали обе идеи, получили финансирование и в настоящее время находимся в запуске двух своих сериалов. Как показывает практика, процесс этот не самый быстрый: год ушел на переговоры, и впереди не менее двух лет производства.
Запуск своих сериалов - в целом о-о-очень масштабное начинание. Оно требует много времени, сил и работы. На данный момент это главная наша цель, и все силы брошены на это. Продакшен одного сезона мультсериала (52 серии) занимает не менее двух лет, а вложенные в производство деньги отбиваются в лучшем случае через год.
Монетизация мультсериалов держится на трех китах: продажа на ТВ-каналы, прибыль от показов на YouTube и мерчандайзинг. Доля доходов от каждого из этих сегментов может варьироваться в зависимости от проекта.
- Так, заинтересованность телеканалов напрямую зависит от уровня проекта. Чем выше уровень графики и анимации, чем привлекательнее персонажи, чем увлекательнее сюжет, тем выше вероятность высоких продаж на телерынках
- Что касается прибыли от показов на YouTube, здесь открывать Америку не нужно. Все работает по принципам монетизации данного онлайн-ресурса, и доход напрямую зависит от количества просмотров
- С мерчандайзингом все сложнее. Зарабатывать на мерче можно лишь в том случае, когда твой мультсериал стал брендом. Никому не нужны футболки или игрушки с изображениями неизвестных героев.
Раньше мы не занимались продвижением - отлично работало сарафанное радио. Заказов было больше, чем мы готовы были переварить. Но сейчас, когда мы находимся на стадии перехода к производству собственного сериального продукта, - это совсем другой уровень. Можно сказать, это потолок. Один успешный сериал - это фактически гарантированная работа на десятки лет.
В этом контексте нынешней осенью планируем запуск собственных курсов анимации с последующей возможностью трудоустройства.