Личный опыт
20 января 2015Настольные экономические игры как бизнес – опыт компании «Игрика»
- Компания «Игрика» рождалась дважды, и дважды - в кризисные годы.
Ее созданию предшествовал клуб «Денежный поток». С 2007 года он приглашал людей сыграть в одноименную игру Роберта Кийосаки. Через полгода игра «морально устарела» - ее участники пытались всячески обмануть систему. Взять кредит на кредит, перепродать сделку, переодолжить… Первое, что пришлось поменять - ввести ситуационные карточки, потом заменить карты и поле. В итоге от игры Киойсаки осталась только идея.
Целесообразность рождения компании была очевидна: уже в годы работы клуба было продано 20 комплектов первой игры, сделанных собственными силами и распечатанных на домашнем принтере или в копировальном салоне. Люди готовы были платить за то, что вырезано ножницами. Первоначально в бизнесе принимали участие четыре индивидуальных предпринимателя.
В 2011 были найдены инвесторы - Александр Кнырович и Алексей Шабловский. В 2012 компания «Игрика» была зарегистрирована и сразу же выпустила вторую игру. В конце 2014 компания реорганизовалась: из ее состава вышли два учредителя.
Конкуренты и рынок потребителей
Основные конкуренты:
- HobbyWorld, «Мосигра» (Россия).
- «Белфарпост» (игры «Белаполия», «Думай и богатей»).
- «Попурри» (выпуск на российский рынок «Денежного потока» Кийосаки).
Настольные игры сегмента, в котором мы работаем, можно разделить на два типа:
1. Экономические. В таких играх, как «Монополия», исход зависит от удачливости и не зависит от решений игроков. Она просто моделируют ситуацию на рынке, создает жесткие правила. Эта игра рождалась в условиях Великой экономической депрессии в Америке и отразила всю жесткость тогдашних событий и условий. Ее задача - разорить всех вокруг, сделать плохо всем соперникам и добиться преимущества на рынке. Монополист должен остаться один.
2. Экономические обучающие игры, к которым относятся и продукты «Игрики». Гибкие, предполагают обмен знаниями и навыками. Например, если опытный предприниматель играет в «Денежный поток» и выгодная сделка достается не ему, то он может предложить партнерство, передать опыт.
Одна из идей для обучения - купить игру и предложить сыграть в нее более опытному человеку. Такие люди не согласятся просто так дать уроки жизни, а в игре с удовольствием поделятся своими мыслями. В наших играх вы не можете влиять на рост капитала другого игрока. Плохо вы можете сделать только себе, если неправильно инвестируете деньги. Но если вы будете партнериться, то достигнете результатов.
В наших играх также нет проигравших. Их основной принцип: 1+1 = 11.
Экономическими играми интересуется финансово активная часть людей. По нашим оценкам, не более 10% от общего населения страны. Это те, кого волнует тема своих финансов.
Мы стараемся растить клиента, проводить его через тренинги. Начинаем с игр Flixa или «Вот так Ситуация!». Потом - «Денежный Поток». После нескольких игр - приглашаем на семинар по управлению личными финансами. В основном играют мужчины, изредка это руководители. На 100 игроков приходится 5-6 достаточно крупных предпринимателей. Их особенность - собираться и играть отдельно. Женщин на таких тренингах около 20%-30%. Есть очень активные девушки, при этом само слово «игра» они воспринимают отрицательно. Говорят, что это несерьезно.
Особенности выпуска экономической игры1. Первый тираж всегда дороже. В его стоимость закладываются разработка игры и ее дизайн.
2. Люди любят большие упаковки. Ранние тиражи Flixa стоили $15, но мы совершили маркетинговую ошибку - отталкивались от удобства пользователя. Выпустили маленькую упаковку. Оказалось, что люди хотят коробку большую и «представительную». Им неважно, насколько она полезна и удобна. Поэтому новая Flixa будет в коробке А5 и ее цена поднимется.
В стандартных играх покупается 70% воздуха, 10% картона и чуть-чуть игры.
3. Лишние элементы и большая коробка увеличивают себестоимость настольной игры.
На чем компания планирует зарабатывать«Бизнес-тренажер Денежный Поток», розничные цены на уровне $60-$70. Переработанная версия оригинального Cashflow Роберта Кийосаки. Помимо более доступной цены, есть и другие отличия:
- Введены многие возможности из реальной жизни в регионе СНГ - случайные заработки, ваучеры, разгосударствление и национализация, различные кризисы и подъемы экономики.
- Увеличилось количество карточек.
- Применяются гибкие правила - можно вести переговоры, продажи, создавать кооперации.
- Есть возможность строить компанию сетевого маркетинга - расширенные правила МЛМ.
Продажа тренингов по игре «Денежный Поток». Так как игра довольно сложная, мы предлагаем тренинги, проводимые модератором. Обучение на тренера обойдется в $300. Деньги окупаются быстро.
В стандартный пакет тренинга входит сама игра с количеством игроков до 6 человек и работа с личным тренером - $40 с игрока. Тренер доступно объясняет правила, после игры указывает на упущенные возможности, дает рекомендации.
Укороченный вариант - 2 часа игры за $15-$20.
Корпоративный пакет за $250 предполагает покупку всего стола (до 6 человек) с личным тренером. К примеру, директор компании может выкупить тренинг, и модератор лично с ним сыграет.
Flixa, $25. Карточная настольная игра, моделирующая работу на фондовом рынке, операции с недвижимостью и возможность построения бизнеса. Существует в двух вариантах - настольная и электронная для iPad. Второй вариант оцениваю как хорошо работающий прототип. В ней пока нет искусственного интеллекта, нужны и будут делаться изменения.
«Вот так Ситуация!», $25-$30. Психологическая ролевая игра для компаний от 4 человек. Многие называют ее смесью СТЭМа из КВН и игры Мафия. Отмечу, что проблема Мафии в том, что когда «отстреленный» человек (тот, кого игроки решают исключить из игры) выбывает, ему нечем заняться. Причем в первую очередь «отстреливают» самых активных людей - на всякий случай. В нашей же игре никто из участников на выбывает.
План развития
В конце 2014, как я уже сказал, в компании была проведена реорганизация. Сегодня ее денежный поток на нуле. «Игрика» как будто снова на старте, зато с хорошей репутацией. В связи с этим мы заинтересованы в поиске спонсора.
Всего за период существования компании (с 2012) было продано около 2 000 коробок игр. Но сейчас мы настроены решительно и ставим план продать 4 000 коробок в 2015. В компании появился исполнительный директор, новый специалист по продажам, пиар-менеджер. Хотим расширять штат и дальше:
- сформировать отдел продаж,
- найти маркетолога.
Вот какие еще у нас планы по развитию бизнеса:
Сбор денег на тираж по предзаказам.
Уменьшение себестоимости игр. Сейчас она составляет 50% от стоимости в точках продаж.
Стратегия безбюджетного маркетинга Игоря Манна. В основном используются интернет-продвижение, оффлайновые промо-мероприятия: презентации, игротеки, фестивали.
Жесткий план продаж. Сейчас он составляет не менее 10 корпоративных тренингов в месяц на 20-30 человек. По нынешней стратегии компании, сегодня 70% поступлений идет от продажи тренингов и только 30% - от продажи остатков игр на складе.
Поступающие от деятельности средства планируется пустить на расширение ассортимента и выпуск новых тиражей. И через год структура поступлений должна перевернуться - 70% денег должно поступать от оптовой продажи игр.
Выход на другие рынки. Классическое начало - с России и Украины. Позже - планируем выйти на Запад через Литву. Можно рассматривать два способа:
- продажа прав,
- участие в выставках, фестивалях, конференциях.
Исключение понятия «скидка». Экономические знания, которые можно получить благодаря нашим играм, не могут быть со скидками. Мы можем подарить игру, но никогда не будем понижать цену.
Расширение ассортимента игры Flixa с одновременным получением патента на идею. Она считается даже не игрой, а «игровым движком», под который можно написать серию игр. Летом 2015 готовится к выпуску «Flixa: Фермер». Ее розничная цена составит $25 в эквиваленте. История появления игры связана с детскими лагерями. Пока Flixa продвигали для старших отрядов, было замечено - ведь есть и дети помладше, им тоже понравится сыграть во что-то новое. Так появилась упрощенная версия, которая принесла неожиданный результат: в нее с удовольствием играют взрослые. В отличие от детей они на самом деле воображают себя собственниками агробизнеса и вдаются в его подробности. Планируется также выпуск «CosmoFlixa», «Flixa: Спорт»
Во время кризиса люди тратят на развлечения больше денег, чем обычно. А для руководителей наша игра - способ сэкономить на семинарах и обучении сотрудников. Ведь гораздо дешевле купить игру, чем оплатить мастер-класс. Поэтому планы продаж изменились в лучшую сторону. Тиражи увеличатся, начнутся активные продажи корпоративных тренингов.
Советы по управлению личными финансами
Почитать книги по управлению личными финансами. Рекомендую Владимира Савенка.
Изучить, что такое инвестирование и найти для себя подходящий способ вложения личных денег.
Ориентироваться на действия банков. Это самые консервативные инвесторы. Если они собирают деньги - я тоже буду собирать. Если банк раздает, то имеет смысл вкладываться.
Держать деньги в разной валюте. Мало кто задумывается, что мировая валюта обесценивается. Инфляция доллара в некоторые годы достигает 10%. Лучшее решение - диверсифицированная валютная корзина. Однако в этом есть смысл, когда у вас есть более-менее ощутимая сумма.
Не прибедняться. У меня вызывает дикое сомнение в «бедности» наших людей, которые могут пойти в бутик и купить блузку за €80-€200. За эти деньги в Марселе можно полностью одеться в брендовые вещи.