Личный опыт
14 июля 2017Как эти ребята организуют съемки для медиагигантов (и уже неделю ищут родственников Каддафи)
Есть в Минске офис, где появляются видеосюжеты для НТВ, Olympic channel и других известных телеканалов по всему миру. Команда проекта StringersHub дистанционно находит фрилансеров-видеооператоров - стрингеров, организует съемки, помогает медиа в продюсировании.
Яков Бута, руководитель проекта, в этом видит большой потенциал: с первого месяца работы StringersHub в плюсе, спрос растет, а рынок глобальный. И уже есть идея, как масштабироваться. О том, как устроен процесс, о «головных болях» продюсеров и планах по развитию Яков рассказывает в этом материале.
- Началось все чуть меньше двух лет назад. После шести лет работы журналистом и ведущим на телеканале Беларусь-1 я открыл коммуникационное агентство Like media. Одним из направлений работы было видеопроизводство. Как-то ко мне обратились журналисты - просили снять эпизод в Минске. Мы помогли, им понравилось. И я спросил, нужно ли им еще что-то снимать. Оказалось, нужен эпизод в Пекине. А у меня там как раз живет и работает давний приятель. Мы снова помогли.
В процессе съемок я понял, что услуга востребована. И возникла идея - помогать медиа в получении контента из-за рубежа. Как это сделать? С помощью стрингеров. Это такие универсальные солдаты в журналистике. Репортеры, которые могут и видео сами снять, и интервью взять. Особенно востребованы они в горячих точках. Я решил создать базу стрингеров и помогать в организации съемок.
В проекте я сразу увидел большую перспективу. Рынок - весь мир. Емкость рынка - гигантская. Все телеканалы ежедневно обращаются к стрингерам, заказывают съемки, ежемесячно платят видеоагентствам за доступ к новостному контенту. Я и мои сотрудники взялись за работу. Потом мы стали набирать людей конкретно под этот проект.
Как идея заработала
Мы непрерывно ищем стрингеров: смотрим на профильных ресурсах, в социальных сетях и просто с помощью поисковых систем. Затем выясняем, какая у них техника, опыт работы и в итоге добавляем в нашу базу. Вот динамика роста базы наших стрингеров с начала 2016.
В то же время устанавливаем связи с телеканалами. Например, съемочная группа собирается в командировку в США. Им нужно найти героев, решить вопросы с логистикой, добыть разрешения на съемки… Этим и занимаемся мы. Дистанционно, из Минска. Канал может получить видео от наших стрингеров, а может отправить свою съемочную группу, и мы будем только продюсировать.
С самого начала мы чувствовали спрос только за рубежом. Напрямую вышли на крупнейшие российские телеканалы - подключали «телевизионные» связи, чьи-то контакты искали в сети. Хорошо, что нас достаточно быстро начали рекомендовать. Далее мы стали выходить на другие рынки - ищем людей, принимающих решения, в LinkedIn, пишем, пытаемся дозвониться по общим номерам. Процесс затягивается на месяцы.
Так постепенно и завязываем контакты. Пока большинство из них - из России, но уже есть клиенты из Европы, США. Если конкретизировать, подписаны договоры с RTVi, Olympic channel, Ruptly, ВГТРК, НТВ, Рен-ТВ, Пятым каналом, телеканалом «Звезда», холдингом «Известия». Ведем переговоры с такими гигантами, как CCTV, Al Jazeera, Euronews. Среди заказчиков и крупные продакшн-компании, которые делают проекты для телеканалов.
Размер нашей базы стрингеров уже перевалил за тысячу. В Беларуси практически все снимают наши штатные сотрудники.
Когда поступает заявка…
Каждый день приходят заявки - на почту, через формы на сайте, в мессенджеры. Мы ищем в базе свободных стрингеров или находим их в соцсетях или в гугле. Спрашиваем, могут ли они выполнить заказ, обсуждаем гонорар. Наши продюсеры помогают стрингеру в организации съемки, контролируют все этапы. Во время съемок - созвон каждые полчаса: уточняем, все ли в порядке, все ли удается снять. Потом контролируем получение материала, его качество и объем. И только когда убедились, что все в порядке, - передаем каналу. У нас очень жесткие рамки с телеканалами - например, по уникальности видео. Штрафы за нарушения могут доходить до 30 тысяч евро.
Цена материала согласовывается индивидуально, но обычно это $ 100−1000 и выше. Иногда у стрингера четкие прайсы и канал идет на поводу. Иногда канал обозначает «потолок» - и мы ищем стрингера под него.
В 80% случаев наш собственный заработок нефиксированный. Зависит от сложности съемки, потраченного времени. Естественно, если мы и организуем, и снимаем, то весь заработок идет нам. Если видео готовит стрингер, а мы делаем все остальное, мы получаем около 50% от стоимости съемки.
Мы работаем не только по входящим запросам: сами также проявляем инициативу и предлагаем каналам интересные темы, которые находим самостоятельно или вместе с нашими стрингерами. Они зачастую предлагают эксклюзивные темы из своих регионов. Если тема нравится редакторам, ее заказывают.
О конкурентах и почему YouTube не в счет
Остаться без работы не боимся. Мы вживую наблюдаем, как медиа трансформируются. Если раньше львиная доля материалов снималась собственными силами, то сегодня процент контента от стрингеров и очевидцев зачастую оказывается доминирующим. Главное, быть более гибкими и инновационными.
Конечно, очевидцы выкладывают фото и видео во время происшествий или катаклизмов на YouTube, но медиа это не всегда спасает. Многие не могут взять контент себе в эфир без разрешения и передачи авторских прав. Если видео оперативное, то это может стать серьезным барьером.
Во-вторых, нужно быстро и с гарантиями убедиться, что контент эксклюзивный, авторский. И почти всегда телепродюсеру хочется оперативно связаться с автором видео и попросить снять что-то еще. YouTube усложняет эту коммуникацию.
Да и в принципе, редакторы телеканалов по всему миру каждый день вступают в серьезную гонку за оперативность и эксклюзив. Чтобы победить, они готовы рассматривать любые предложения.
Конкурентов мы сегментируем на 4 части:
1. Сами стрингеры. Если они инициативные, профессиональные, гибкие, то каналы их легко находят и работают напрямую.
2. Сервисы-агрегаторы. С их помощью наши клиенты (продюсеры/редакторы) находят стрингеров по заданным параметрам. Это упрощает работу, но не всегда выручает. К тому же, найти стрингера - это меньшая часть работы. Далее следует сложный процесс организации съемки. В этом сервис не поможет.
3. Видеоагентства. Крупные холдинги типа Reuters, Associated Press, AFP, ruptly и другие. Они имеют колоссальные бюджеты, содержат целые офисы по всему миру и огромные сети стрингеров. Наше основное преимущество перед ними - мобильность и оперативность. Особенно в отношении эксклюзивов. Попросить Reuters организовать день в день съемки в каком-нибудь небольшом городе вряд ли удастся.
4. Региональные продакшн-компании. Они сосредоточены только на своем регионе. Бизнес-модель схожая, но масштабы другие.
При чем здесь железные нервы
На российском медиарынке нас уже хорошо знают и рекомендуют как «ребят из Минска, которые оперативно могут организовать съемки в любой точке мира». Нам можно в 3 часа ночи написать с просьбой снять что-то срочно, допустим, в Анкаре. Наш продюсер начнет работу немедленно. Материал может быть уже через пару часов.
Мы верим и видим, что продукт крайне востребован и весьма прибыльный. Но есть несколько сложностей, которые могут помешать прийти в эту нишу каждому желающему. Головную боль телепродюсеров знают только те, кто в этом проработал не один год. Основная проблема - найти адекватного стрингера. Среди них куча необязательных, непрофессиональных, безответственных. Надо и договориться грамотно: у канала есть бюджет, а стрингер привык работать дороже.
Для всего процесса съемок нужны железные нервы. У новостных редакций всегда дедлайны и «эфир горит». Работать нужно быстро и хладнокровно, а стрингер находится за тысячи километров. Кроме того, нужно уметь быстро находить нужных людей и со всеми договариваться. Например, мы сейчас ведем переговоры по съемкам экс-президента Мексики для Аль-Джазиры. Уже неделю ищем родственников Каддафи для российского телеканала. Там долгие и сложные согласования, подключаем дипломатические навыки и связи.
Найти сотрудников, которые разбираются в этой теме, - сложно, ищем в основном телевизионщиков, опытных новостников. Они к такому ритму привыкли - «тухнут» без постоянных дедлайнов и «горящих» эфиров.
Еще целое направление - происшествия или теракты. По ним мы особенно активно работаем.
Бывают и курьезные заказы. Например, найти какого-нибудь «дедушку-ходуна», который без связи идет по трассе сотни километров. И съемочная группа катается, ищет…
Бизнес-потенциал
Частично проектом занимается команда Like media, есть еще 5 продюсеров и редакторы, который работают только над этим проектом. Проект с первого дня прибыльный, не было ни одного месяца даже «в ноль». Сейчас мы плотно задумываемся над внешними инвестициями, рассматриваем ряд предложений. Есть планы по развитию в двух направлениях.
1. По принципу традиционного видеоагентства. Мы определили первые города, где будем открывать небольшие представительства - Киев, Москва и Варшава. Планируем, что там на фулл-тайм будут работать продюсеры и операторы, задача которых - организовывать и снимать все материалы в их регионе. Тем самым мы снизим себестоимость каждой съемки и нарастим объемы.
Начинаем предлагать телеканалам работу по подписке: съемка определенного объема материала в месяц своими силами. За ежемесячную абонентскую плату каналы получат доступ ко всему материалу.
2. Большие надежды на глобальную платформу, для которой мы сейчас ищем разработчиков. Это сервис-агрегатор, который позволит стрингерам и очевидцам по всему миру снимать и загружать видео, которое сразу попадет в галерею. Скачать его можно тут же. Доступ к ней смогут получить редакторы и продюсеры мировых медиа. При покупке контента часть денег остается у нас, часть уходит стрингеру в качестве гонорара.
Преимуществ перед сегодняшним форматом нашей работы больше десятка. Это и возможность составлять задания на съемки, таргетировать их на определенный регион, и возможность мультикамерных трансляций, и многое другое. Мы даже собираемся комбинировать бизнес-модели и сдавать сервис «в аренду» клиентам, которые захотят работать со стрингерами самостоятельно и кастомизировать все под них.
Галерея, по нашим планам, будет главным источником продаж. Это позволит серьезно масштабироваться. Ведь для работы с профессиональными стрингерами у представителей медиа не так много инструментов.