Как хрупкая девушка справляется со столярным станком «БЕЛМАШ СДМ»: история ремесленника
Ремесленный бизнес Людмилы Шляховской начался с пристрастия к украшению интерьера и любви к работе с деревом. Вдохновившись современными трендами в handmade, она стала производить деревянные изделия под собственным брендом WoodenJoy.
Как хрупкая девушка справляется со столярным станком, и что надо знать людям, которые хотят зарабатывать на ремесленничестве - своей историей Людмила делится с «Про бизнес.».
Как я стала ремесленником
- Моя семья - я, муж, дочка и сын - много путешествуем. Побывали во многих городах Европы и Америки. Мы замечаем, что трендом последних лет в интерьерах домов, магазинов, а также кафе и ресторанов стали простота, минимализм. Люди стремятся уйти от напускной роскоши, ищут единения с природой, вдохновляются ею.
Украшение интерьера дома всегда было моей слабостью: хотелось, чтобы вокруг было все красиво, при этом максимально функционально. То есть не просто картина, висящая на стене, а панно с надписью, чтобы радовать не только глаз, но и душу, мотивировать на смелые поступки, вселять уверенность или просто вызывать улыбку. Или панно, на которое можно натянуть бечевку и развесить фотографии семьи. И жилье превратится в домашний очаг, в котором тепло и уютно.
Почему дерево? Это экологично, натурально, красиво, приятно на ощупь. Дерево в интерьере создает невероятное чувство слияния с природой, даже если ты находишься в квартире многоэтажки. Дерево согревает, «дышит», стареет, живет вместе с владельцем, чего не скажешь о бездушном пластике.
К счастью, сейчас люди стали интересоваться деревом намного больше, чем еще 10 лет назад. Модным становится:
- Экостиль (использование натуральных экологичных материалов в интерьере дома)
- Шебби-шик (стиль интерьера, главная особенность которого искусственно состаренные предметы)
- Стиль кантри (с его простотой, естественным уютом и натуральными оттенками)
Люди стремятся к природе, хотят окружать себя экологичными вещами с историей. Поэтому я решила делать товары из дерева.
Зарегистрировать ремесленничество не составило никаких трудностей. Нужно было просто с паспортом подойти в налоговую инспекцию своего района, заполнить анкету, заплатить ремесленный сбор (платится 1 раз в год, составляет 1 базовую величину - на данный момент это 23 рубля), купить и зарегистрировать книгу учета проверок и все. И можно приступать к работе.
Название бренда WoodenJoy, которое я придумала для своих изделий, строится на игре слов: Wood (дерево), Enjoy (наслаждаться), т.е. «наслаждение деревом» или Wooden (деревянный), Joy (радость) - «деревянная радость». Так родился и слоган: WoodenJoy… Enjoy.
Где я ищу идеи
Сначала я задавалась вопросом, какие изделия изготавливать, что именно заинтересует покупателя. Ориентировалась в первую очередь на себя и своих друзей. Я и сейчас часто спрашиваю у них совета: что они хотели бы приобрести, чего им не хватает на рынке. На данный момент мой ассортимент довольно широкий: я делаю подставки под горячее, интерьерные панно, подносы для завтраков, держатели для фото, подставки под цветы и многое другое.
Вдохновляюсь и западными сайтами: Etsy, Pinterest, просторы Instagram. Иногда получается так: просмотрев огромное количество фото, картинок, образы аккумулируются и возникает что-то свое.
То, что я делаю сейчас, можно назвать «прощупыванием рынка». Я занимаю скорее выжидательно-наблюдательную позицию.
Смотрю, какие изделия нравятся клиентам больше, за какими идут именно ко мне, а какие предпочтут приобрести у конкурентов. Интересуюсь, конечно, и их работой. В основном слежу за конкурентами в соцсетях: ВКонтакте, Instagram. Хожу на маркеты. Несмотря на большой ассортимент, я понимаю, что ко мне вряд ли придут купить изготовленную мною разделочную доску, т.к. есть мастерские, которые специализируются именно на этих изделиях. У них не одна и даже не 3 разделочные доски: они придумали, разработали и производят несколько десятков наименований. Опыта у них, естественно, побольше. Поэтому и покупатели пойдут к ним. И это правильно.
В каждом деле, я считаю, важно найти изюминку, например, делать то, что другие не делают. Или делать это по-другому, чтобы появился свой стиль, чтобы привлечь «своих», близких по вкусу покупателей.
Конкуренция
В Беларуси огромное количество ремесленников. У всех разные направления: кто-то занимается деревом, кто-то мыловарением, кто-то делает керамическую посуду, кто-то шьет кукол Тильд. Все это многообразие ремесленнической деятельности демонстрируется на выставке-ярмарке «Млын» - крупнейшем маркете хендмейда в Беларуси. И «деревянщиков» среди них немало. По самым скромным подсчетам - от 50 до 100 человек. Но и простор для фантазии и мастерства не ограничен. Кто-то делает деревянную мебель, кто-то детские игрушки, кто-то предметы интерьера - и это здорово!
Конкуренцию составляют не только ремесленники, но и сувенирные магазины. Многие представляют деревянную продукцию: начиная от небольших лавочек, которые привозят товар из Китая, до всем известной Икеа, которая славится своими интерьерными идеями.
Но серийное производство всегда будет серийным, и вероятность увидеть элемент своего декора в доме у соседа достаточно велика. Чего не скажешь о ручной работе.
Изделия могут быть похожи, но не идентичны. Все предметы с душой, все имеют свою историю: от рождения идеи до реализации и упаковки.
Моя маленькая команда
Регистрация ремесленником предполагает работу одного человека, но без помощи семьи мне приходилось бы туго. Муж поддерживает меня во всех начинаниях, без его веры и уверенности в моих силах у меня бы вообще ничего не получилось. Дети (2 года и 6 лет) тоже помогают в меру своих возможностей. Младший сын может сказать с придыханием «как красиво!» - и эта оценка для меня самая дорогая. А дочка дает вполне реальные советы по дизайну и цветовому оформлению. Она всегда критически рассматривает новые работы и выносит «вердикт»: «мне нравится», или «лучше бы ты покрасила в розовый».
При подготовке ассортимента к Рождеству и Новому году она даже нарисовала дизайн елочки, которую я вырезала из фанеры. Она осталась довольна, как и мои клиенты.
Но главную помощь оказывает мне отец. И словом, и делом. Он хорошо разбирается в столярном деле, и все, что я умею, это благодаря ему.
Так что за каждым изделием стоит огромный труд не одного или нескольких человек, а труд всей семьи. Это важно. И очень ценно.
Как я работаю
В своей работе я использую:
- Деревообрабатывающий станок «БЕЛМАШ СДМ» - для распила, строгания, фугования древесины
- Лобзик (выпиливание мелких изделий)
- Шлифовальные машинки
- Ручной фрезер
- Ручную электропилу
- Электродрель
- Отрезной станок
Всем этим мне любезно позволяет пользоваться отец.
Каждое изделие проходит много этапов, прежде чем попасть в дома к покупателям.
1. Рождение идеи. Вдохновляет все: и красиво покрашенный забор по дороге в магазин, и небрежно разбросанные доски около соседнего дома.
2. Эскиз. Я не художник, поэтому эскиз выглядит очень схематично. Главное - не упустить идею, не забыть, не потерять ее.
3. Непосредственно реализация.
Отец помогает мне с тяжелой работой: распилить доски и сострогать их до нужной толщины. Иногда приходится корректировать размер на месте, ведь на бумаге все выглядит иначе. Потом начинается процесс шлифовки - это долгий и кропотливый процесс, особенно если изделие небольшое. Шлифовать необходимо неоднократно, т.к. в мягких породах дерева (сосне, например) волокна приподнимаются от попадания влаги. При окраске я использую акриловые водорастворимые, безопасные для здоровья краски либо морилку на водной основе. Краска полностью перекрывает дерево, а морилка лишь оттеняет его, волокна и структура просматриваются.
Столярному делу я нигде специально не училась - отец мой лучший учитель, но в планах есть посещение курса столярной школы.
Технологию покраски, тонировки и состаривания древесины я осваивала с помощью видеоуроков. Экспериментировала с красками и оттенками. Краску я наношу разными способами. Все зависит от того, какого эффекта я стараюсь достичь. Если необходимо равномерное покрытие - краскопульт, если нужно добиться эффекта небрежности, неравномерности - кистью, а если добавить другой оттенок, либо создать эффект мазков - на помощь приходит губка или кусочек ткани.
А вот технологию нанесения надписей и рисунков я разработала сама и очень горжусь ей.
Рисунок не перекрывает древесину полностью, он как будто чуть выцвел и протерся со временем. Как я говорила, я не художник, и вопрос нанесения рисунка или даже надписи на дерево был под большим вопросом. Но мне этого очень хотелось. И тогда возникла идея! Все сработало - и теперь я могу радовать клиентов надписями и рисунками любой сложности.
Расходные материалы типа краски, шлифовальных губок, кистей приобретаю в крупных строительных магазинах. Сначала было много неоправданных расходов, но с опытом понимаешь, где можно сэкономить, а где лучше заплатить чуть дороже. Изделия все очень разные и по размеру, и по трудозатратам, поэтому и срок изготовления разный. Панно или фоторамку могу сделать за пару дней, а вот подставкой для цветов занималась несколько недель.
Изделия, которые пользуются большим спросом стараюсь держать всегда в наличии: все-таки люди предпочитают схему «захотел-купил», а вот если заказчик хочет что-то уникальное (изменить размер, цвет или надпись), тогда прошу немного подождать. На данный момент большим спросом пользуются рамки-держатели для фото - они хороши и для украшения собственного интерьера, и в подарок.
Материал стараюсь закупать на периферии: там дешевле. Мой отец живет в Поставах. Там много лесов и деревообрабатывающая промышленность хорошо развита. Из материала я обычно использую обрезную доску, мебельные щиты, в ход идет даже напольный паркет - дерево уже обработано, хорошо высушено, не требует трудоемкой доработки.
Экспериментировала с разными породами древесины. Больше всего в ходу, конечно же, сосна.
В Беларуси много сосновых лесов, поэтому на рынке легче всего найти именно эту породу дерева. В работе также использовала дуб, ясень и черную ольху.
Плюс ручной работы, штучного производства в том, что:
- Это возможность реализовать желания индивидуально для каждого заказчика
- Не нужно менять целую линию производства, закупать дорогостоящие материалы
- Можно быстро изменить направление, быть гибкой, ориентироваться на запросы рынка
На данный момент я работаю по принципу самовывоза, но если клиент живет недалеко или обстоятельства не позволяют ему подъехать (маленький ребенок, загруженность по работе), то всегда иду навстречу: доставлю домой или подвезу, куда удобнее. Все индивидуально. Часто отправляю по почте. Крупные изделия передаю маршруткой. Варианты есть, главное научиться ими правильно пользоваться.
Затраты и цены
Затраты на производство стараюсь минимизировать. Стоимость изделия рассчитывается достаточно просто: затраты на материал, краску, крепления и стоимость моей работы (по количеству часов, затраченных на изготовление каждого конкретного изделия). Некоторые затраты я пока вообще не учитываю. Например, время и расходы связанные с закупкой материалы, затраты на маркетинг (реклама, визитки и т.д.).
С наращиванием объема (на данный момент я могу выполнять 5−6 заказов в неделю) я планирую снизить стоимость изделий.
Средняя цена варьируется сегодня в пределах 5−10 рублей на мелкие изделия (подставки, фоторамки) и 20−35 рублей на крупные (настенные панно, подносы).
При постоянном росте заказов можно будет подумать о другой форме регистрации (ИП, ЧУП) - это позволит привлекать больше людей, быстрее выполнять заказы. Но на данный момент потребности в этом нет - справляюсь сама.
Кто мой покупатель
Думаю, у меня получается найти «своего» клиента. Когда человек возвращается во второй или даже в третий раз, ты понимаешь, что ты на правильном пути, что людям нравится то, что ты делаешь. Это вдохновляет.
Портрет «моего» покупателя нарисовался в голове как-то сразу: молодые люди 20−40 лет, уставшие от напускного шика и вычурности, любители простоты и лаконичности, ценители природных цветов и материалов.
Статистика профиля в Instagram, который является для меня основным каналом продвижения, только подтвердила мои догадки.
Страница в Instagram у меня относительно недавно, количество постов чуть более 100. Подписчиков 500, но эта цифра все время растет. Благодаря возможностям бизнес-профиля, я могу отследить некоторые важные для меня моменты. Например, возрастной диапазон моих подписчиков (в основном, это молодые люди 25−34 лет), географическое расположение подписчиков (Беларусь, Россия). Но самые интересные для меня показатели - это вовлеченность (количество людей, которым понравилось фото и/или они оставили свой комментарий) и количество сохранений моей публикации. Это говорит о том, что товар отклик в сердцах подписчиков.
Продвижение
Из Instagram идет основная масса заказов - около 80%. Люди находят меня там, многие обращаются по рекомендации. Знакомых, друзей и «сарафанное радио» тоже никто не отменял. Использую возможности продвижения и в других соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники. Зарегистрировалась на портале ремесленников evna.by.
В работе ремесленников есть ряд ограничений: нельзя иметь интернет-магазин, нельзя указывать цены на сайтах.
Можно сделать только сайт-визитку, где будет фото товара и информация о том, как связаться с продавцом. Это не совсем удобно, так как люди всегда хотят сразу знать цену и иногда ленятся или стесняются написать отдельное сообщение и поинтересоваться.
О планах
У меня большие планы на лето:
- Планирую расширить ассортимент, изготовить изделия, которых еще нет на рынке
- Большие надежды возлагаю на держатели для фото - буду работать в этом направлении, искать новые формы, подбирать наиболее подходящие размеры и цвета
- Сотрудничество со свадебными декораторами. Многие молодожены предпочитают праздновать свадьбу в усадьбах. Деревянный декор там очень уместен
- Многие магазины принимают на реализацию товары у ремесленников. В самое ближайшее время я планирую наладить сотрудничествои с ними
- Хочу разработать концепцию дальнейшего развития. Вот тогда можно будет заявить о себе на маркетах для широкой аудитории. Пока я не решаюсь - реально оцениваю свои силы
Концепцию я вижу в сужении ассортимента до нескольких наименований, но при этом в расширении вариативности в этих наименований. То есть, к примеру, мой ассортимент - рамки для фото. А вот их размер, цвет, сопровождающая надпись и рисунок могут варьироваться до бесконечности.
Читайте также
- Муж на рыбалке - жена в столярке. Руководитель бюро переводов взял рубанок, чтобы научить работать руками тех, кто работает головой
-
Бизнес с любовью. Изготовление керамической посуды приносит этой паре и удовольствие, и деньги
- Сделала подушку для себя, выложила фотографию в соцсети, посыпались заказы. Теперь и муж вышивает на машинке