Личный опыт
«Про бизнес» 13 февраля 2017 4

«Когда мы уперлись в потолок, вдруг получили запрос на франшизу» — теперь игра «МозгоБойня» хочет дойти до Америки

Александр Ханин и Екатерина Максимова. Фото из сообщества МозгоБойня во ВКонтакте

Игра «МозгоБойня» появилась почти 5 лет назад как хобби белорусской пары Александра Ханина и Катерины Максимовой. Сейчас проект сильно разросся - в компании, которую создали Александр и Катерина, более 30 человек, офисы в Минске и Санкт-Петербурге. Проект открыт по 61 франшизе в разных городах, в том числе Хельсинки и Берлине. Каждые две недели в одном только Минске проходит 10−11 игр. А два года назад основатели стали развивать корпоративное направление и провели по нему уже 250+ игр.

Недавно к Александру и Катерине присоединились два партнера из России - Семен Черноножкин и Юлия Родионова. Вместе они стали расти быстрее. В планах - выйти с проектом на весь мир. Мы узнали у сооснователя проекта Александра Ханина и его нового партнера Семена Черноножкина, что помогло им в развитии и как дальше будет масштабироваться их проект.

«МозгоБойня» - командная игра, которая привлекает как студентов, так и топ-менеджеров. Она состоит из 49 вопросов на эрудицию и кругозор, которые разделены на несколько туров. Например, вопросы о событиях в мире, загадки в картинках, музыке, блиц-тур.

- Мы с Катей стартовали не предполагая, что это станет бизнесом. Делали «МозгоБойню» года два с половиной сами, вдвоем. Это доставляло огромное количество удовольствия.


Александр Ханин

Сооснователь игры «МозгоБойня»

Не могу не вспомнить самую первую игру. Это как первый секс - ничего не почувствовал, но эмоций и воспоминаний выше крыши: огромная пицца в подарок от заведения, где проводилась игра, родственники, сидящие за столом с лучшими друзьями и бывшей девушкой, одногруппники, которые приехали из Вильнюса на игру, срывающийся из-за плохого микрофона голос, проблемы с техникой, волнение…

Фото из сообщества МозгоБойня во ВКонтакте

С чего начался рост

Даже когда идея начала приносить деньги, мы делали все интуитивно. Не ощущали себя бизнесменами - и до сих пор не ощущаем. Мы даже торговую марку зарегистрировали только через 3 года! Осознание того, что нужно делать, приходило порой очень поздно.

Хотя развитие было плавным, спустя два с половиной года мы все равно уперлись в потолок. Стали «зашиваться» - нужно было и писать вопросы для игроков, и поддерживать интерес, и заниматься продвижением, и нанимать персонал, и следить за качеством. Понимали, что у проекта есть будущее, тоже интуитивно. Но не понимали, какое. Бросать не хотелось. А сил уже не было.

Думаю, так происходит со всеми стартапами. Ты либо подхватываешь и развиваешься, либо умираешь.

Народ приходил на «МозгоБойню» все больше и больше… Появился запрос на франшизу. И мы сказали - «А давай!».

Стали создавать команду помощников в Минске. И снова удовольствие вернулось! Франшизу начали расхватывать - вся Беларусь разлетелась буквально за полгода. И 90% этих людей до сих пор с нами.

Фото из сообщества МозгоБойня во ВКонтакте

Но это не значит, что мы не ошибались. Кто-то «кинул», кто-то оказался недобросовестным, кто-то не вытянул…

Наша команда разрасталась, хоть мы не проводили отборов, собеседований. Люди, близкие по духу, присоединялись сами. Например, когда однажды Катя (Екатерина Максимова, сооснователь проекта - прим. «Про бизнес.») позвонила в бывший клуб «Пираты» (теперь это «Брюгге») - и сказала «Хотите мы вам 200 человек привезем?», они посмеялись нам в лицо. Но мы привели! И арт-директор клуба начал нам помогать.

А прошлым летом мой бывший коллега Семен Черноножкин, который вместе с Юлей Родионовой развивал франшизу в России, предложил развивать вторую линию франшизы. Дело пошло. Прошлым летом наступил момент, когда мы все почувствовали, что двигаться вместе - проще. Собирались в Питере, в Минске, в Ниде (Литва) и обсуждали, говорили, спорили. И решили стать соучредителями одной компании.

С появлением Семена и Юли начался быстрый рост. Они увидели в нашем проекте бизнес-процесс и масштабируемость.

Как «МозгоБойня» превращается в бизнес

- Сейчас большую часть времени занимает работа с франчайзинговым направлением. Сейчас у нас 6 филиалов и 61 франшиза. Франшиза приносит около 50% прибыли.

Первый человек, которого мы наняли в питерском офисе - HR. Она - тот «клей», который поможет набирать и удерживать правильную команду. Одним из главных критериев был и есть «наш человек».


Семен Черноножкин

Соучредитель «МозгоБойни»

Саша и Катя не «ушли» в топ-менеджмент, а продолжают «делать продукт руками» - до сих пор ведут игры в Минске - там играет больше всего людей из всех городов. По-прежнему сами придумывают вопросы.

В Минске у нас скорее команда помощников. В управляющей компании, которая находится в Питере, есть отделы продаж, контроля качества и контроля производства, работы с партнерами.

Продвижением франшиз до недавнего времени занимались разные люди в разных регионах. В Германии - наши берлинские партнеры, в России - один из соучредителей, в Беларуси - мы с Катей. Последние полгода этим «рулит» отдел продаж в Питере.

Фото из личного архива

Последним достижением было создание консультативного совета. Он состоит из 3 российских предпринимателей, чьи бренды довольно известны. Они участвуют в наших совещаниях, делятся опытом и контактами.

Процесс продвижения франшизы - нескончаемый. Мы потратили много времени на «упаковку» предложения, делали это своими силами и привлекали агентства, которые помогали в систематизации, детализации и позиционировании на рынке.

Есть контролеры, которые отслеживают работу франчайзи. Например, просматривают сообщества в соцсетях - фотографии, комментарии, позиционирование. Так, недавно обнаружилось, что в одном из городов игра заканчивается в 22:30, а должна на час раньше - иначе получается слишком долго.

Фото из сообщества МозгоБойня во ВКонтакте

Иногда франчайзи пытается изменить фирменный стиль - играется с цветами, шрифтами. Это «местечковые замуты», которые портят впечатление о бренде, их не должно быть.

А одни франчайзи у нас и вовсе украли идею - создали аналогичную игру и назвали ее «Ум за разум». Они вышли еще в несколько городов, в том числе там, где есть и мы. Но удивительно - у нас команд больше. Это говорит о том, что именно в «МозгоБойне» есть нечто притягательное и интересное.

И это не единственный случай, когда у нас подсматривали идеи. Почти все подобные форматы, которые есть в России и Беларуси, навеяны «МозгоБойней». И это нас очень сильно подстегивает. Но ведь идеи нельзя патентовать. А если можно было бы, то такие игры зарегистрировали бы в Англии лет 40 назад и «МозгоБойни» бы тоже не было.

Фото из сообщества МозгоБойня во ВКонтакте

Куда сейчас движется наш бизнес

Все это время мы работаем в режиме «давай-давай». Только успеваем обрабатывать входящий поток - партнеров, клиентов, участников. Вся энергия, ресурсы, компетенции затрачиваются только на то, чтобы огромный поток информации и входящих вызовов обработать, не потерять, выжать максимум, выстроить процессы, нанять компетенции, привлечь профессиональных консультантов, понять вектор, понять цель.

Можно сказать, что продажи франшизы делаются сейчас опосредованно, большая часть наших партнеров - «теплые». Конверсия с такими - около 90%. Мы считаем, это совершенно сумасшедшие цифры. Именно поэтому очень важно каждому сотруднику работать каждый день на «МозгоБойне» так, чтобы этот поток не иссякал.

Сейчас наша главная задача - занять все русскоязычные города мира и города, где хотя бы 10 000 населения говорит по-русски.

В одном только Берлине по некоторым подсчетам таких - порядка 100 000 человек. И за 5 лет мы планируем как минимум выйти во все столицы Европы, США, Южной Америки.

В корпоративном направлении мы собираемся «допилить» сайт и продвигать его, связываться с прежними клиентами, активно продавать. И наконец начать работать с ивент-агентствами - очень странно, что про нас все знают, но заказов - 5% от общего объема.

Думается, настоящий успех придет тогда, когда мы как руководители сможем думать еще чуть дальше, чем требуют входящие запросы, предугадывать их и делать все, чтобы они уже на входе были удовлетворены.